Конфликт, настоянный на коньяке: зачем Украине новая проблема в отношениях с ЕС
Между Украиной и ЕС на ровном месте возникла очередная напряженность.
На этот раз причиной недоразумения стал приказ Минагрополитики "Об утверждении правил производства коньяков Украины".
Этот объемный документ устанавливает правила "присвоения звезд", упоминает о ключевых правилах коньячной технологии, а еще – определяет минимальный уровень коньячных спиртов отечественного производства, при условии которого продукция имеет право называться коньяком Украины. Сейчас эта доля может составлять 15%, однако будет ежегодно повышаться. С 1 января 2026-го она должна вырасти до 70%, а в 2027-м – до 85%.
И именно эти две даты, упомянутые в предыдущем абзаце, стали поводом утверждать:
Украина идет на новый конфликт с Евросоюзом.
Причем тут ЕС?
Дело в том, что Украина, ратифицируя Соглашение об ассоциации с ЕС, обязалась прекратить использование ряда географических наименований, которые зарезервированы за конкретными странами ЕС – в том числе таких названий, как "коньяк", "шампанское", "токай" и другие.
Киев договорился о 10-летнем переходном периоде, в течение которого Украина может продавать на внутреннем рынке 12 зарегистрированных наименований алкогольной продукции, зарезервированных за странами-членами ЕС, в том числе коньяк (ст. 208 СА). Отсчет этого срока начался с 1 января 2016 года – даты, когда ЕС начал временное использование СА. А соответственно, украинские производители теряют право использовать название "коньяк" по окончании 2025 года.
Приказ Минагрополитики противоречит Соглашению об ассоциации.
Из него следует, что термин "коньяк Украины" будет использоваться и в 2026, и в 2027 годах, и даже после этого срока. А о Соглашении с ЕС в нем не упомянуто вообще – как будто в правительстве о нем и не слышали.
Такая откровенная попытка Украины "продавить" нарушение соглашения, конечно же, не осталась незамеченной. В ЕС заявили в ответ на запрос "Европейской правды", что пытаются убедить правительство не идти на новое нарушение. Но одновременно признали, что до конца 2025 года у них нет юридических рычагов, чтобы заставить Украину отказаться от таких действий. Поэтому сейчас они пытаются убедить своих коллег.
"Мы находимся в постоянном диалоге с правительством по вопросам географических обозначений и мы в курсе этой ситуации", – заявили в представительстве ЕС в Украине.
Мы хотим, чтобы правительство прекратило упоминать об "украинском коньяке" вне переходного периода, но у нас органиченные юридические возможности требовать этого прекращения уже сейчас. Представительство Евросоюза в Украине
Интересная деталь: в правительстве тоже понимали, что действуют не очень честно.
Приказ Минагро датирован еще декабрем 2017 года, однако на его согласование с Минюстом и другими ведомствами ушло более семи месяцев!!! Только 30 июля Министерство юстиции дало официальное согласие на его публикацию, а в августе документ был наконец опубликован.
Источники "Европейской правды" рассказали, что документ не просто "лежал в шкафу". К нему был ряд претензий от различных ведомств, хотя, по нашим данным, о явном противоречии Соглашению об ассоциации при этом почти не упоминалось. Главным препятствием стала сама по себе норма об уменьшении доли иностранных спиртов в коньяке. Похоже, в правительстве боролись мощные бизнес-группы, одна из которых хотела сохранить допуск "иностранцев" на коньячный рынок, а другая – пыталась закрыть его.
Результат этой борьбы влиял на существенные денежные потоки, а потому какое-то Соглашение об ассоциации значило намного меньше.
В итоге, похоже, о ЕС просто забыли.
Ведь чиновники могли отказаться от упоминания о 2026-2027 годах, или, скажем, добавить фразу о том, что после 2026 года этот приказ будет действовать не для коньяка, а для новой торговой марки, которая его заменит. Но ни один из этих шагов сделан не был.
К тому же у Брюсселя есть основания подозревать Киев не в банальной ошибке, а в сознательном нежелании выполнять Соглашение.
Дело в том, что попытки Украины обойти международные ограничения по защищенным географическим обозначениям – очень давняя проблема. Украинские производители шампанского, например, еще 10 лет назад узнали, что им придется менять название своей продукции. С тех пор большинство производителей игристых вин отошли от названия "шампанское" и взялись продвигать собственные торговые марки, такие как "Артемовское", "Крым" и другие.
При этом коньячники ничего не делают и не оставляют попыток убедить правительство и ЕС в том, что они должны сохранить название "коньяк".
И то, что это юридически невозможно, их не останавливает.
Производители объясняют, что замена названия на "бренди" приведет к катастрофическому падению спроса, поскольку украинские потребители убеждены, что бренди является продукцией более низкого качества, чем коньяк. Альтернативой может стать создание и продвижение собственного названия; именно такой путь выбрала Молдова. Но наши производители не делают и этого и продолжают настаивать на своем праве выпускать коньяк.
К слову, однажды украинским коньячникам уже удалось уговорить ЕС пойти на уступки по этому вопросу. При вступлении Украины в ВТО европейцы согласились: если во Франции производят коньяк, то у нас – "коньяк Украины". Но в дальнейшем украинские производители сразу же нашли, как обходить новое правило. Взгляните на коньячную бутылку, и вы заметите: слово "коньяк" на ней обычно пишется крупным шрифтом, а "Украина" – очень маленьким.
Поэтому Брюссель, который обжегся один раз, больше на уступки в этом вопросе не идет. И именно поэтому возможность манипулирования этим названием так болезненно воспринимается в ЕС.
В Минагрополитики утверждают, что в этот раз не стремились "обмануть" европейцев и не хотели нарушать Соглашение с ЕС. В министерстве заверили "Европейскую правду", что и сами предпочитали бы не создавать конфликт, но просто еще не знают, как будет называться украинский коньяк с 2026 года.
"Сейчас вместе с европейскими экспертами мы работаем над новой редакцией закона "О винограде и виноградном вине". Среди прочего, в нем должно быть указано новое название для украинской коньячной продукции – по аналогии с Молдовой, где такая продукция называется дивин. Более того, мы хотим начать общественную дискуссию по этому названию", – рассказал начальник отдела развития садоводства и виноградарства Виктор Костенко.
Его комментарий, правда, не снимает вопросов по поводу того, почему соглашение с ЕС вообще не упомянуто в таком конфликтном документе.
Получит ли развитие новая проблема в отношениях с ЕС? Все зависит от того, будут ли в правительстве выполнять новое обещание, которое дали европейцам после возникновения конфликта.
Так, по словам Виктора Костенко, новая редакция профильного закона должна появиться к концу следующего года. "А сразу после его принятия мы внесем все изменения и в подзаконные акты, где и отметим, что с 2026 года вместо коньяка будет использоваться исключительно новое название, а до того – возможно их параллельное существование", – пояснил представитель Минагро.
Итак, конфликт еще может быть улажен. И это хорошо.
Но остается вопрос: зачем правительству было создавать это противостояние?
Не легче ли было вообще избежать этой проблемы? Почему в тексте приказа не нашлось места для малейшей ссылки на Соглашение об ассоциации?
Ведь это позволило бы правительству вообще избежать появления неприятных вопросов со стороны ЕС.
А самое главное – то, что подобные "малозаметные" нарушения Киевом отдельных положений СА становятся слишком частым явлением. Иногда они возникают из-за лоббизма производителей, которые сознательно хотят обойти требования ЕС, но иногда причина в том, что в правительстве нет обязательной проверки решений на совместимость с Соглашением.
Это кажется нонсенсом, но это правда.
В то время как в Раде обсуждают конституционные изменения о "стратегическом курсе Украины на сближение с ЕС", в правительстве продолжают принимать документы, противоречащие базовому документу в отношениях Украины с Евросоюзом.
Неудивительно, что на этом фоне Брюссель не исключает попытки Украины в очередной раз всех обмануть – даже если в действительности виной всему ошибки или небрежность украинских бюрократов.
Это называется просто: отсутствие доверия. Именно в этом состоит наша ключевая проблема в отношениях с партнерами. И эта проблема, к сожалению, не лечится коньяком.
Авторы:
Юрий Панченко, Сергей Сидоренко,
редакторы "Европейской правды"