И пусть НАТО подождет: как в Македонии сорвали референдум, призванный разблокировать евроинтеграцию

Понедельник, 1 октября 2018, 09:45 — , Европейская правда, из Скопье (Македония)
Фото: balkaninsight.com

В последний день сентября в Македонии состоялся исторический референдум: эта балканская страна готовилась сменить свое название. Правда, по баннерам, которыми был заклеен весь центр ее столицы, Скопье, создавалось впечатление, что Македония будет голосовать не за название, а за свое вступление в ЕС и в НАТО.

В определенной степени так и есть.

Успех референдума позволил бы стране уже в следующем году – под названием Северная Македония – завершить все формальности по ее вступлению в Альянс и одновременно начать официальные переговоры о вступлении в Евросоюз. Согласие НАТО и ЕС на это у македонцев уже есть. Единственным препятствием оставалось вето Греции, где считают, что название "Македония" может носить только северная греческая провинция – но не другое государство.

Но у решения конфликта, который продолжается более 20 лет, есть противники. Прежде всего – в Москве.

В прошлом году, когда вплотную к членству в НАТО приблизилась другая балканская страна, Черногория, РФ ответила попыткой вооруженного переворота. Не было сомнений, что и на этот раз россияне не останутся в стороне.

В частности, основной силой прошлогодних протестов с целью не допустить прихода к власти проевропейских сил были фанаты футбольного клуба "Вардар". Клуба, владельцем которого является российский олигарх Сергей Самсоненко.

А весной в Македонию стали приезжать идеологи "русского мира", в частности Александр Дугин. Организатором визитов была непарламентская партия, однако с красноречивым названием – "Единая Македония".

Понимали это и европейские партнеры.

Накануне референдума в Македонию зачастили высокие гости: генсек НАТО, канцлеры Германии и Австрии, что вызвало нескрываемое раздражение в РФ.

Явка прежде всего

За день до референдума македонская столица жила показательно спокойной жизнью. Здесь проходил фестиваль детских фольклорных коллективов, большая ярмарка меда – не те события, которые напоминают о политических страстях.

Могло показаться, что референдум не несет интриги.

Никакой рекламы с призывом голосовать "против" ЕвроПравда так и не увидела – только агитация "за". В городе – полно билбордов, рассказывающих о преимуществах членства в ЕС.

 
Тут і далее – фото ЕвроПравды

"Единственным топ-политиком, который выступает против переименования, является действующий президент Георге Иванов. Однако его срок истекает уже весной, да и у президента нет полномочий для изменения конституции, ведь соответствующий законопроект может вносить правительство, а финальное решение подписывает спикер парламента", – пояснил ЕП македонский дипломат неофициально.

Даже оппозиционная партия ВМРО-ДПМНЕ не решилось напрямую агитировать против соглашения – ведь она выступает за членство в ЕС и НАТО, но без уступок Греции. Именно поэтому в партии ограничились лишь призывом к гражданам хорошо подумать о своем выборе. С аналогичной позицией – ни за, ни против – выступила и Македонская православная церковь.

Новое имя для НАТО и ЕС: на какие уступки и ради чего пошла Македония

В такой ситуации не было сомнения: большинство из тех, кто придет на референдум, проголосуют за. Но проблема заключалась в другом.

Для изменения конституции (о новом названии) нужно две трети голосов в парламенте. Коалиция вместе с партиями, которые поддержали это изменение, имеет 71 голос, но этого недостаточно – нужно как минимум еще 9 голосов от ВМРО-ДПМНЕ. А эта партия выдвинула ультиматум: она поддержит изменения только при условии, что на референдум придет более 50% избирателей.

Учитывая, что значительная часть избирателей работает за границей и не может голосовать, это не так просто.

Именно поэтому оружием противников соглашения стали не призывы против переименования, а агитация за бойкот референдума.

К бойкоту призывает и небольшой пикет напротив парламента страны. Узнать об их политические предпочтениях было не сложно.

Один из демонстрантов спрашивает, откуда приехал корреспондент ЕвроПравды, а узнав, переходит на русский.

"Смотрите, – он показывает скан исторической карты, – наш народ пришел сюда еще три тысячи лет назад через Каппадокию (регион в центральной Турции). Неслучайно там так много схожих с нашими названий. А теперь греки говорят, что мы пришли сюда только тысячу лет назад из Карпат. А зачем? Чтобы потом сказать: возвращайтесь назад", – эмоционально, но несколько сумбурно объясняет он.

Услышав русскую речь, к нам подходит еще один активист. "Вы журналист? – спрашивает он. – Обязательно напишите, что к нам приезжала фашистка Меркель и хочет, чтобы мы вступили в НАТО, где тоже фашисты. А мы православные и верим только апостолу Павлу и Путину".

Провал референдума... с 91% поддержки

Вход на участки в день голосования был открыт только для избирателей и наблюдателей. "И местным, и иностранным журналистам вход воспрещен – таковы правила", – строго говорит полицейский на входе на один из них, расположенный в офисе федерации футбола Македонии. Общаться с избирателями можно на выходе, полиция не имеет ничего против. Более того, тот же строгий полицейский неожиданно добавляет: "Если вы собираетесь здесь быть долго, я могу попросить вынести вам кофе".

Те, кто пришел на участок, признавали, что от изменения названия страны не в восторге – но смирились с такой необходимостью.

"Да, неприятно, но что делать? Пока мы торговались за название, люди бежали из страны. У меня старший внук уже пять лет работает в Германии. Если нас возьмут в ЕС, может быть, хоть младший останется дома", – объясняет пожилая женщина.

А вот уровень явки оказался настоящей проблемой.

"На юге страны на 12:00 проголосовало около 10%, а на некоторых участках явка была еще хуже. Возможно, явка возрастет в последние часы, ведь многие сегодня на сельских работах – идет сезон сбора яблок", – делится наблюдениями с ЕвроПравдой заместитель посла Украина в Македонии Ростислав Палагусинец, которой является наблюдателем на референдуме от миссии ОБСЕ.

А вот в регионах, населенных албанцами (а это – около 30% населения страны), явка выше. Для нацменьшинств сохранение названия страны не несет исторических сантиментов, зато возможность интеграции в НАТО и ЕС является критически важной.

 
Агитация за бойкот референдума

За полчаса до завершения голосования Центризбирком обнародовал официальную явку – 34%. Добавились еще и проблемы со списками избирателей – например, спикер парламента Талат Джафери так и не смог проголосовать... потому что его не оказалось в списках.

Становится очевидным: референдум завершился полным фиаско.

И хотя в конце дня на участках стало более людно, картину это не изменило. Окончательная явка составила лишь 36,8% – очень далеко от нужного уровня.

На этом фоне новость о том, что более 91% бюллетеней отданы за изменение названия страны, осталась в тени.

Для митингующих под парламентом – и не только для пророссийских – низкая явка стала победой.

Но если в предыдущие дни в митингах за бойкот участвовали преимущественно пожилые люди, то теперь здесь много молодежи. Люди танцуют под народную музыку, образовав огромный хоровод.

На сцене, которую здесь оперативно смонтировали, большая растяжка с надписью: "8 сентября 1991 народ проголосовал за независимость. 30 сентября 2018 народ бойкотировал геноцид".

 

На митинге много флагов, однако более половины – не нынешний государственные, с изображением солнца на красном фоне, а предыдущая версия государственного флага Македонии – с Вергинской звездой. Отказ от этого флага еще в 1995 году стал первой уступкой Греции.

Рядом юноша в черной футболке с надписью "бойкот" раздает желающим наклейки с Вергинской звездой. "Никаких больше уступок Греции – вернем наши символы", – объясняет он.

Характерно, что многие участники этого митинга не являются противниками членства в ЕС и НАТО. Даже наоборот.

"Мы бойкотировали не потому, что против ЕС или НАТО. Мы против такой цены. Если Меркель действительно считает, что мы так нужны НАТО – пусть надавит на Ципраса (премьер-министра Греции). Раньше у нее это очень хорошо получалось", – эмоционально объясняет ЕвроПравде один из участников митинга.

Что означает для Македонии провал референдума?

Юридически планы переименования страны пока не отменены. Референдум вообще носил лишь консультативный характер. Главный шаг – голосование в парламенте.

Несмотря на провал с явкой, в ​​правительстве планируют вынести смену названия на голосование, даже при минимальных шансах на успех. А потом страну, похоже, ждут внеочередные парламентские выборы.

 

Об их вероятности уже успел заявить и премьер-министр Зоран Заев. Назвав референдум демократическим и свободным, он акцентировал внимание на том, что подавляющее большинство избирателей проголосовало за изменение имени страны, призвав оппозицию уважать эти результаты.

"Если нет, то альтернативы нет. Нам нужно будет использовать другой демократический инструмент, который есть в нашем распоряжении, а это значит – немедленное проведение досрочных выборов! Македония станет членом ЕС и НАТО!" – заявил Заев.

Провал на референдуме – не лучшие стартовые позиции для новых выборов. Впрочем, по словам одного из собеседников ЕП, есть и гораздо более худшие сценарии.

"Блокирование членства в НАТО усиливает этническую напряженность в стране. Ведь албанцы, которые составляют около 30% населения страны, считают срочное вступление в Альянс гарантией своей безопасности и соблюдения своих прав. И им будет сложно смириться с новой задержкой", – объясняет он. А если дойдет до этнического конфликта, это может стать дополнительным препятствием на пути Скопье в НАТО и ЕС.

Всех этих угроз можно было легко избежать.

30 сентября у Македонии был шанс выйти на финишную прямую к членству в НАТО и существенно продвинуться на пути к вступлению в ЕС.

Вместо этого страна выбрала продолжение статуса, который существовал последние десятилетия, при котором формальное стремление к членству в НАТО и ЕС оставалось на бумаге, а Греция блокировала все реальные шаги к сближению – и если название не будет изменено, наверняка продолжит делать это и дальше.

Но есть те, для кого результаты референдума стали однозначной победой. Да, речь идет о Кремле и российских дипломатах.

30 сентября у них появились все основания откупорить шампанское: не без их помощи удалось сорвать вступление Македонии в НАТО, несмотря на то, что абсолютное большинство ее населения поддерживает членство в Альянсе.

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды",

из Македонии

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: