Баварская проблема: как провал в крупнейшем регионе ударит по немецкой коалиции
"Большая коалиция" в Берлине потерпела сокрушительный удар в Баварии. Региональные выборы не только полностью перекроили политический ландшафт крупнейшей земли Германии. Их результат точно ударит по истощенной "большой коалиции" в Берлине.
На выборах в воскресенье две партии, которые правят вместе с Христианско-демократическим союзом (ХДС) Ангелы Меркель, громко провалились. Христианско-социальный союз (ХСС), изначально баварская партия, хотя и вышла формальным победителем, показала наихудший результат с 1950 года.
Еще хуже оказались результаты у социал-демократов (СДПГ).
Традиционно консервативные баварцы на этот раз сделали триумфаторами выборов либеральных "Зеленых".
Радуются итогам и партии, которые позиционировали себя как альтернативу правящей элите: "Свободные избиратели" и, конечно, правая и евроскептическая "Альтернатива для Германии".
Результат партнеров Меркель – тревожный сигнал для Берлина. Месседж избирателей очень четкий: дальше так продолжаться не может. Землетрясение в Баварии произошло, а его толчки могут стоить кресла и самому канцлеру.
Партия региона
Ошеломляющий результат волеизъявления баварцев облетел полосы всех мировых СМИ. Кому-то может показаться странным, что местные выборы привлекают столько внимания. Но этому есть логическое объяснение. Бавария всегда считалась лакмусовой бумажкой настроений населения по всей стране. Сегодня "замеры" подтверждают: поддержка традиционных право- и левоцентристских сил стремительно падает, и как это остановить, не знает никто.
В Германии говорят: Христианско-социальный союз – это и есть Бавария. Это действительно так, ведь основанная практически после войны партия до сих пор правила здесь почти единолично, за несколькими редкими исключениями.
Более того, ХСС – особая немецкая партия. Она не представлена ни в одной другой земле, но входит в состав правящей коалиции. Этот статус для нее обеспечили влияние ХСС в Баварии и вес самого региона в Германии.
Бавария – самая большая и самая населенная (13 млн человек) немецкая земля. У нее – второй по объему ВВП среди 16 немецких земель. Здесь расположены гиганты мировой промышленности: BMW и Siemens. Здесь самый низкий уровень преступности и высокий уровень занятости. Здесь сказочные замки и пейзажи, посмотреть которые съезжаются миллионы туристов со всего мира. И конечно, значительной части этого не было бы, если бы не десятки лет успешной политики ХСС.
Но в воскресенье сказочный для партии период оборвался, и произошло это не так уж и неожиданно.
ХСС получил катастрофический результат – 37,2%, на 11% меньше, чем на прошлых выборах.
Теперь консерваторам придется взяться за то, к чему они совсем не привыкли: искать партнеров для коалиции.
Почему не стоит копировать ультраправых?
Поиски виновных в поражении в партии начали еще до объявления разгромных результатов. Многие прямо указывают на Берлин – мол, слишком много распрей и междоусобиц бушевало в федеральном правительстве, они бросили тень на партию на местах. Примечательно, что ХСС фактически исключила любые упоминания о Меркель из своей кампании.
Но еще больше голосов уверены: ХСС заигралась с миграционной политикой и сама себя потопила. Опасаясь угрозы со стороны "Альтернативы для Германии", баварские консерваторы взяли такой крен вправо, что отпугнули либеральную часть своих сторонников.
Многие избиратели до сих пор не могут простить лидеру партии Хорсту Зеехоферу, министру внутренних дел в правительстве Меркель, его миграционный конфликт с канцлером. Летом его требование закрыть границу для мигрантов, уже зарегистрированных в других европейских странах, едва не поставило крест на и без того неустойчивом правительстве. Этот и ряд других радикальных шагов могут стоить Зеехоферу лидерства в партии уже в ближайшие недели: говорят, именно из него ХСС готовится сделать козла отпущения.
Отвечать придется и баварскому премьеру Маркусу Зьодеру. Некоторые его инициативы вызвали откровенное недоумение. Например, незадолго до выборов отчаянный премьер предложил создать... баварскую космическую программу.
Но наиболее провальными оказались его попытки приблизить миграционную политику партии к линии ультраправых. Чего только стоит приказ развесить кресты во всех официальных учреждениях Баварии, который раскритиковала даже католическая церковь.
Совсем недавно, в День немецкого единства, такая политика получила четкий ответ избирателей. Несколько тысяч человек вышли на протест в крупнейшем баварском городе Мюнхене, где одинаково критиковали правые усилия как ультраправых, так и консерваторов.
Как следствие, либеральные избиратели ХСС бежали к "Зеленым", а те, кто требовал более жесткой миграционной политики – к AfD.
В такой ситуации следует согласиться с выводом, который озвучила лидер "Зеленых" Анналена Баербок: "Если вы копируете ультраправых, вы проиграете".
"Зеленые" – среди победителей баварских выборов. С историческими 17,5% партия вдвое улучшила результат 2013 года и станет второй крупнейшей политической силой баварского ландтага.
Еще один очевидный победитель – маленькая партия "Свободные избиратели", которая с 11,6% получила шанс попасть в коалицию. И, конечно, правая "Альтернатива для Германии" (10,2%) – евроскептики впервые войдут в баварский ландтаг, предпоследний земельный парламент, где до сих пор их не было.
При этом наголову разгромленными чувствовали себя другие партнеры Мерель по коалиции – социал-демократы. С 9,7% СДПГ финишировала лишь пятой, растеряв за последние пять лет половину избирателей.
Провал в Баварии, необратимая потеря популярности в стране – у социал-демократов уверены, что все это является следствием серии серьезных ошибок последних месяцев. Самая большая из которых – вхождение в правительство во главе с Меркель.
Неудивительно, что среди социал-демократов все четче раздаются голоса: прочь из коалиции. Многие партийцы считают, что деятельность в оппозиции уберегла бы их от таких катастрофических результатов. Очевидно, после Баварии эти голоса станут еще громче.
Момент истины для Меркель
За развитием событий в Баварии с опасением наблюдали в офисе Ангелы Меркель. Многострадальная "большая коалиция" в составе ХДС, ХСС и СДПГ еще до создания не обещала легкой жизни. Так и случилось: регулярные ссоры, в основном из-за мигрантов, события в Хемнице, скандал вокруг главы внутренней разведки Маасена...
Не трудно догадаться, что баварские выборы, которые подтвердили слабость двух из трех участниц коалиции, только дополнят чашу недоразумений. И ХСС, и особенно СДПГ с радостью переложат часть ответственности на правительство, а точнее – на его руководительницу.
Уже сейчас с уверенностью можно говорить: для Меркель надвигаются трудные времена.
Через две недели в другой федеральной земле, Гессене, состоятся ключевые для канцлера выборы в ландтаг. Сейчас в Гессене руководят ее однопартийцы христианские демократы, поэтому для Меркель эти выборы могли бы стать шансом показать, что она до сих пор контролирует ситуацию. Однако предвыборные опросы не прогнозируют христианским демократам ничего хорошего.
Авторитет Меркель в собственной партии недавно поколебало еще одна примечательное событие. На выборах главы фракции ХДС в Бундестаге провалился ее кандидат Фолькер Каудер – и это больше всего ударило именно по канцлеру.
Но самое большое испытание ждет канцлера в декабре – во время очередного избрания председателя христианских демократов. Ранее Меркель дала понять, что лидерство в партии и канцлерство для нее неразрывно связаны.
Однако уже сейчас можно сказать, что эти выборы не станут для нее легкой прогулкой. Если раньше Меркель была безальтернативным кандидатом, то теперь у нее будет нескольких соперников.
А провал в Баварии (и вероятно – в Гессене) только добавит аргументов тем, кто продвигает в Германии мнение, что время Меркель уже уходит.
Автор: Кристина Бондарева,
журналистка "Европейской правды"