Не только "венгерская проблема": как паспортный скандал открыл параллельную реальность
События вокруг раздачи венгерского гражданства в Берегове, прямо скажем, не добавляют радости. Они только усложняют и без того не идеальные отношения между двумя странами.
Все эти сложности считаю искусственно созданными, поскольку между Украиной и Венгрией не существует никаких объективных противоречий, но и к искусственным проблемам мы должны относиться со всей серьезностью. У меня есть оптимистичная привычка даже в плохих ситуациях искать хоть какой-то положительный элемент.
В данном случае это то, что события в Берегове вызвали оживленную дискуссию о проблемах двойного гражданства, потребность в которой давно назрела.
Хотя о конкретных действиях венгерского консула дискутировать нет смысла, здесь следует четко расставить все точки над "i". И мы их расставим. В ближайшие дни консул вернется на родину.
Его действия противоречат Венской конвенции о консульских сношениях, согласно которой консульское учреждение выполняет функции, "которые не запрещены законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений". И господин консул, и его руководители в Будапеште прекрасно знали, что у нас есть возражения против предоставления нашим гражданам второго гражданства, поскольку Конституция и законодательство Украины предусматривают только одно-единственное гражданство – украинское.
То, что у нас не предусмотрено ни уголовной, ни административной ответственности за двойное гражданство, сути дела не меняет.
Нарушение остается нарушением, а недружественные действия – недружественными.
Венгерская сторона должна осознавать, что втихаря раздавая гражданство этническим венграм Украины, она тем самым создает для них потенциальные проблемы. Наличие другого гражданства может вызвать вполне резонные вопросы при назначении на государственные должности, особенно в силовых ведомствах Украины.
Да и в любом случае наличие двух гражданств в государстве, которое признает только одно из них, неизбежно приводит человека к конфликту между его правами и обязанностями перед двумя разными странами, заставляет скрывать правду и кривить душой.
Как видим, во всей этой истории сильно хромает и мораль. Особенно меня поразило то, что консульство в Берегове, предоставляя венгерское гражданство, требовало от "новоиспеченных соотечественников" скрывать этот факт от Украинского государства, да еще и инструктировало, как манипулировать паспортами двух стран при пересечении границы.
Извините, но формирование в Украине некоего "тайного общества венгерских граждан" – это создание какой-то искривленной параллельной реальности, что не имеет ничего общего ни с общечеловеческими, ни с европейскими ценностями, которые в своей основе являются одним и тем же.
Украинскую позицию и аргументацию я подробно изложил министру иностранных дел Венгрии Петеру Сийярто во время недавней встречи на Генассамблее ООН в Нью-Йорке. К сожалению, взаимопонимания в, казалось бы, самоочевидном деле достигнуто не было.
Хочу отметить, что проблема с двойным гражданством выходит за рамки украинско-венгерских отношений.
Помимо прочего, это еще и наша внутренняя общественная проблема. Вряд ли те, кто на Закарпатье не устоял перед искушением получить второй паспорт, так резко разлюбили Украину. Венгерский паспорт для них – это прежде всего пропуск в Евросоюз, возможность обеспеченной и комфортной жизни для себя и своих детей.
Эмигрируют не только этнические венгры, эмигрируют сотни и сотни тысяч украинцев. И пока будет существовать разительный разрыв в качестве жизни между нами и ими, этот процесс, к сожалению, будет продолжаться.
Однако это не означает, что можно ничего не делать. Закарпатье, которое соединяет нас с ЕС, могло бы давно превратиться из дотационного в сверхприбыльный регион. Если людям станет выгодно и интересно оставаться в родном крае, они с радостью перестанут уезжать. Именно в этом направлении следует работать и местной, и центральной власти.
У нас явно назрела необходимость в основательной дискуссии по вопросу двойного гражданства.
Недавно встречался с канадскими украинцами в Эдмонтоне. Многие из них хотели бы наряду с канадским получить и украинское гражданство, это дало бы им возможность приехать и работать в Украине, передавая нам бесценный западный опыт ведения дел. Таких украинцев тысячи – по всему миру, и они нам действительно нужны. Но...
Это то, что касается нашей старой диаспоры. Однако с момента принятия законодательства о гражданстве ситуация в мировом украинстве в корне изменилась – появились несколько миллионов новых, трудовых эмигрантов. Многие, к сожалению, останутся за границей навсегда, многие уже приняли и многие еще примут второе гражданство, но практически никто из трудовых эмигрантов не хочет рвать связи с Украиной и отказываться от украинского гражданства. Как быть с ними?
Более того, все мы прекрасно понимаем, что и в самой Украине десятки или даже сотни тысяч людей имеют паспорта соседних стран. И это не только этнические венгры.
Думаю, следует провести и дискуссию об отношении государства к этой многочисленной группе соотечественников. Отмечу: дискуссию не для того, чтобы ухудшить их положение или заклеймить их как предателей, а чтобы разумно решить правовую и не только коллизию.
Тема действительно очень серьезная, поскольку имеет непосредственное отношение к национальной безопасности и может быть использована (собственно, уже используется) Россией, которая является мастером провоцирования искусственных напряженностей.
Уверен, что решение можно найти, причем такое, которое не повредит людям с двойным гражданством, а, наоборот, освободит их от необходимости скрывать его. Конечно, в условиях агрессии России против Украины проблема двойного российско-украинского гражданства должна рассматриваться отдельно, а я лично считаю его принципиально неприемлемым.
Собственно говоря, само решение о единственном гражданстве в Украине было когда-то принято прежде всего как предохранитель от возможного влияния России на только что провозглашенную независимую Украину. Сегодня же, когда Москва ведет против нас вооруженную агрессию, такая мотивация нивелируется: если Украина и захочет рассмотреть возможность ограниченного применения двойного гражданства, то это в принципе больше не должно касаться России.
Разговор об институте гражданства нам необходим.
Сознательно не подвожу к готовым ответам, хотя у меня и есть свое видение.
Я констатирую наличие проблемы, которая будет только обостряться, и призываю все общество к серьезной дискуссии.
Автор: Павел Климкин,
министр иностранных дел Украины,
для "Европейской правды"