Три расследования ценою в жизнь: за что в ЕС убивают журналистов
Уходящий год оставит кровавый след в истории европейской журналистики. За этот период в ЕС убили трех журналистов-расследователей. Последней - болгарскую телеведущую Викторию Маринову. Ее тело, замученное и изнасилованное, в субботу нашли в парке города Русе.
В феврале в Словакии застрелили журналиста Яна Куцяка вместе с невестой Мартиной Кушнировой. Еще раньше, в октябре 2017 года, на Мальте взорвали автомобиль журналистки Дафне Каруаны Галисии.
Несколько особняком стоит убийство шведской журналистки-фрилансерки Ким Валль. В прошлом году в августе она стала жертвой датского изобретателя Петера Мадсена. К слову, это единственный случай, где убийца идентифицирован и получил судебный приговор.
Цепочка расправ над журналистами-расследователями тревожит особенно, учитывая тематику, с которой те работали.
Все трое убитых "раскапывали" мошенничество и коррупцию, так или иначе связанные с политиками высокого уровня - вплоть до премьер-министров.
В прошлом месяце президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в своей ключевой речи "Состояние союза" (State of the Union) прямо заявил, что такая ситуация недопустима. "Европа должна оставаться местом, где свобода прессы является священной. Слишком многих наших журналистов запугивают, атакуют, убивают. Нет демократии без свободной прессы", - отметил он.
Но, похоже, слов Юнкера не услышали. Следующего журналиста, работавшего над темой хищения средств ЕС, убили всего через три недели.
Виктория Маринова
Тело Мариновой нашли в парке болгарского города Русе возле Дуная. По реке проходит государственная граница с Румынией. Совсем рядом - дорожка, по которой ежедневно пробегают десятки людей. И сама Маринова, по словам коллег, в тот день отправилась на пробежку. 30-летнюю женщину били по голове, душили, насиловали - пока ее сердце не остановилось. Прокурор Русе позже сообщит, что все эти ужасные вещи, скорее всего, сделали с ней посреди белого дня.
Конечно, расследование только началось, и какие-либо выводы делать преждевременно. Следователи рассматривают целый ряд мотивов. Однако министр внутренних дел Младен Маринов (однофамилец, не родственник жертвы) успел заверить: связи с профессиональной деятельностью журналистки нет. Это всего лишь очередное "изнасилование и убийство".
Впрочем, мало кто в Болгарии верит в поспешную версию министра.
Во-первых, из-за плачевной ситуации со свободой слова в стране. По данным организации "Репортеры без границ", Болгария занимает 111-е место в мире по уровню свободы прессы. Это худший показатель в Евросоюзе и на Балканах. Всеобъемлющая коррупция, теневые владельцы СМИ, отсутствие объективного освещения событий - это обыденность болгарских СМИ.
Во-вторых, из-за тематики, с которой работала журналистка. Маринова была членом правления местного небольшого частного телеканала TVN и его ведущей. Она вела недавно обновленную программу "Детектор". Первой темой шоу 30 сентября стала презентация расследования болгарского журналиста портала Bivol.bg Димитара Стоянова и его румынского коллеги из Rise Project Атиллы Биро.
В программе речь шла о GPGate - скандале вокруг хищения средств из фондов Европейского Союза. Речь идет о выделенных сотнях миллионов левов из бюджета ЕС на болгарские объекты инфраструктуры. На европейских грантах наживались консалтинговые фирмы, которые специализировались на выборе подрядчиков, а "нажитые" деньги выводили в офшоры.
Журналисты подозревают: к мошенничеству может быть причастно высшее руководство - включая премьера Бойко Борисова.
В расследовании фигурируют также партнеры бывшего российского сенатора и экс-вице-президента нефтяной компании "Лукойл" Ралифа Сафина. Упоминается также председатель болгарской "дочки" "Лукойла" Валентин Златев.
Это расследование уже привлекало внимание болгарских правоохранителей. В прошлом месяце обоих журналистов ненадолго задержала полиция. Они как раз пытались заснять людей, которые хотели уничтожить доказательства мошеннических схем. Мужчин отпустили через несколько часов после вмешательства румынских властей.
После появления в программе Мариновой Стоянов и Биро начали получать угрозы. Владелец портала Bivol.bg Асен Йорданов уверен: убийство телеведущей было демонстрацией. "Смерть Виктории, жестокая манера убийства - это казнь. Это должно послужить примером, чем-то вроде предупреждения", - сказал он в интервью агентству AFP.
Премьер и другие чиновники Болгарии и Евросоюза осудили расправу над журналисткой и призвали к независимому расследованию. Болгарские журналисты требуют большего - привлечь международных следователей. Они боятся, что расследование их государства растворится во властной коррупции, а дело надолго зависнет в воздухе - как это случилось в случае мальтийской расследовательницы Дафне Каруаны Галисии.
Каруана Галисия
С тех пор как автомобиль Каруаны Галисии взорвали на Мальте, прошел год. В деле - десять задержанных, трем предъявлены обвинения. Прогнозировать, когда суд установит виновных, не берется никто. Судебный процесс чрезвычайно сложен: двое судей вышли из дела, подозреваемые наотрез отрицают вину.
Каруана Галисия была топ-расследователем на Мальте, поэтому ее смерть так потрясла страну. Коллеги часто цитировали ее популярный блог с обличительными статьями о коррупции высших должностных лиц. Ее материалам доверяли, а блог ежедневно читали 400 тысяч человек - больше, чем совокупный тираж всех газет на Мальте.
16 октября Каруана Галисия выехала из дома, незадолго до этого опубликовав последний пост. Бомба, заложенная под автомобиль, была такой силы, что тело журналистки выбросило из машины на соседнее поле. Позже следствие сообщит: взрывчатку активировали с помощью мобильного с яхты неподалеку.
Расследование журналистки базировались на информации из "Панамских документов", которые проливали свет на офшорные счета политиков по всему миру. Каруана Галисия прямо указывала на сделки премьер-министра Джозефа Муската.
Ее разоблачения подтолкнули к проведению досрочных выборов, которые, впрочем, партия премьера с легкостью выиграла.
Согласно "Панамскому досье", жена Муската связана с офшорной компанией на Панаме. Фирма проводила подозрительные финансовые операции, по которым получала средства от семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева. Двое ближайших соратников мальтийского премьера, министр туризма и глава аппарата премьера, тоже были причастны к тайному бизнесу.
Что интересно, информатором Каруаны Галисии была россиянка, бывшая сотрудница банка Pilatus, который предположительно использовали для секретных инвестиций в недвижимость. Мускат называл обвинения "крупнейшей политической ложью в истории".
Список врагов расследовательницы за десятки лет критики топ-чиновников был длинным. Она критиковала и бывшего еврокомиссара от Мальты Джона Далли, который фигурировал в скандале с лоббированием табачной промышленности. Политики правящей партии регулярно обвиняли Каруана Галисию в написании фейковых новостей и подавали в суд. Вполне закономерно у ЕС возникли вопросы после ее смерти. Европейский парламент призвал Еврокомиссию расследовать нарушения верховенства права на Мальте и направил в островное государство своих представителей.
Но самое сильное политическое землетрясение вызвало убийство Яна Куцяка и его невесты Мартины Кушнировой в Словакии. Оно привело к невиданным со времен завершения коммунистической эпохи протестам. "Вечного премьера" социал-демократов Роберта Фицо сменил технократ Петер Пеллегрини.
Своих должностей лишились министр внутренних дел и глава полиции. В стране заговорили о роспуске парламента и досрочных выборах.
Бурная цепная реакция на смерть Куцяка естественна, ведь Ян - первый убитый за время независимости Словакии журналист.
Яна с невестой нашли застреленными в доме неподалеку от Братиславы в феврале. Следствие длилось более полугода, и громкие задержания произошли совсем недавно. Из-за большой продолжительности следствия у коллег Яна возникли сомнения в независимости расследования. Подозревали, что поиски правды тормозят сами полицейские.
Для Словакии участие полиции в преступных группировках - история бывалая.
Тем более, что среди последних задержанных все-таки оказался бывший коп.
Ян Куцяк работал для словацкого независимого издания Aktuality.sk и одновременно участвовал в нескольких журналистских расследованиях. Работал и с "Панамскими документами", и с "Райскими бумагами". Искал ниточки, которые вели к коррупционным действиям членов правящей партии.
Куцяк писал о проблемном словацком бизнесмене Ладиславе Баштернаке, который сдавал в аренду роскошные апартаменты премьеру Роберту Фицо. Бизнесмен получил необоснованное возмещение НДС на сумму в 2 млн евро за перепродажу квартир между своими фирмами. Писал и о строительной компании, которая после строительства пятизвездочной резиденции исчезла с непогашенными долгами. Еще одна незавершенная статья журналиста описывала наркокартели в Восточной Европе.
Куцяк расследовал связи между чиновниками Словакии и синдикатом итальянской мафии, которые, как считается, сотрудничали с целью мошенничества с субсидиями ЕС. Он выяснил, что связанный с калабрийской мафией "Ндрангета" бизнесмен Антонино Вадала имел выход прямо на премьера Фицо.
После длительных массовых протестов и жестких требований общества отставка правительства Фицо была неизбежной. Но ответы на главные вопросы - за что убили Яна и кто заказал убийство - до сих пор не озвучены.
Ким Валль
Убийство шведской журналистки Ким Валль, хотя и лишено политической составляющей, шокирует не меньше.
В августе прошлого года она приехала в Данию, чтобы взять интервью у изобретателя крупнейшей в мире частной подводной лодки UC3 Nautilus Петера Мадсена. А тот совершил убийство, поражающее своей жестокостью. В день, когда Ким Валль ступила на борт субмарины, лодка UC3 Nautilus потерпела крушение и затонула. А через несколько дней ее расчлененное тело по частям вынесло на берег у Копенгагена.
Мадсен выжил и попал в руки полиции как единственный подозреваемый. Следователям пришлось нелегко. Он несколько раз менял показания. Сначала отрицал, что убил журналистку: говорил, высадил ее на берег еще до аварии. Затем утверждал, что Валль умерла, ударившись головой о крышку люка. Позже - что отравилась угарным газом.
В конце концов изобретатель признался, что убил журналистку, расчленил ее тело и выбросил в море в пластиковых пакетах. Психиатрическая экспертиза подтвердила: Мадсен имеет признаки психопатии и сексуальные отклонения, он абсолютно лишен эмпатии и чувства вины.
Суд приговорил его к пожизненному заключению. Но через 12 лет Мадсен сможет выйти на свободу. Осужденные пожизненно в этой скандинавской стране могут просить о помиловании у королевы, поэтому до конца дней своих "сидят" только в редких случаях.
* * * * *
Убийства журналистов в Европе поднимают важные вопросы. Насколько защищенной сегодня является европейская пресса? И почему европейские правительства не спешат гарантировать ее свободу?
Ни в одной из стран, где произошли убийства расследователей, решительных шагов для обеспечения безопасности журналистов от повторения трагической судьбы не сделали. Незащищенные журналисты вряд ли смогут защитить сами себя, а защитить демократические институты - и подавно.
Автор: Кристина Бондарева,
журналистка "Европейской правды"