Изменчивая ассоциация: как согласовали первые правки в ключевой договор Украины и ЕС
Первый юбилей Совета ассоциации Украина-ЕС оказался весьма успешным.
Дорожная карта интеграции в цифровой рынок ЕС, первые сдвиги по соглашению о допуске промышленной продукции на рынок Евросоюза, а главное, первые изменения в действующее Соглашение об ассоциации – такими стали итоги пятого заседания Совета, проходившего в Брюсселе под председательством Владимира Гройсмана и Федерики Могерини.
Нынешние поправки к Соглашению касаются энергетики. По сути, Украина и Евросоюз договорились о полной интеграции рынков газа и электроэнергии – но при условии, что Украина изменит свое законодательство, приведя его в соответствие с общеевропейскими директивами. И здесь важен даже сам прецедент изменений, поскольку доказывает, что внести коррективы в этот документ вполне реально – а Украина к этому давно стремится.
А еще Совет ассоциации одобрил план действий Украины на пути к "безроумингу" с ЕС
"Европейская правда" разобралась, о чем договорились на встречах в Брюсселе.
Непостоянное соглашение
"Мы договорились запустить работу над обновлением дополнений к Соглашению об ассоциации, чтобы привести выполнение Соглашения в соответствии с тем, как обновляется право ЕС и соответствующие международные стандарты". Эта фраза в одном из первых абзацев длинного совместного заявления Могерини и Гройсмана вполне могла остаться незамеченной – но на самом деле она открывает новый период в выполнении нашего ключевого договора с ЕС.
Чтобы объяснить это, сначала напомним, что именно произошло в понедельник в Брюсселе.
Здесь проходило заседание Совета ассоциации Украина-ЕС, ключевого политического органа, которое проводится ежегодно и подводит итоги выполнения Соглашения за год.
Совет проходит в Брюсселе уже в пятый раз. Несколько последних лет Украина на этом заседании напоминает европейским коллегам, что ассоциация – это "живой" документ, и рано или поздно надо будет его менять. Каждый раз украинцы слышали в ответ что-то вроде "не спешите, давайте выполнять то, что есть". И каждый раз после встречи украинские чиновники говорили, что все равно будут работать над изменениями и давить на Брюссель – мол, "имеем на это право".
В Киеве настаивают, что в этих изменениях действительно есть необходимость. Большинство разделов Соглашения об ассоциации были закрыты еще в 2010 году (с тех пор ряд регуляций Евросоюза изменился, но в Соглашении это не учтено), а квоты беспошлинной торговли вообще основываются на показателях 2005-2007 годов. Именно поэтому авторы Соглашения об ассоциации предусмотрели возможность внесения в него изменений совместным решением двух сторон, на заседании Совета ассоциации.
И именно это впервые произошло сейчас.
Энергетика по-европейски
"Евросоюз признает стремление Украины к полной интеграции ее энергетического рынка с рынком ЕС, как только будут завершены реформы в этой сфере... Стороны рассчитывают на обновление приложения XXVII к Соглашению об ассоциации", – говорится в заявлении Совета ассоциации.
Приложение, о котором говорится в выводах брюссельской встречи, устанавливает перечень общеевропейских правил функционирования рынка энергетики, которые Украина берется внедрить в собственное законодательство. Оно станет первой частью соглашения, которую Киев и Брюссель должны изменить.
Почему выбрали именно энергетику?
Дело в том, что 10 лет назад, когда мы начинали переговоры по Соглашению, Киев и Брюссель договорились, что энергетика, по большому счету, останется за его рамками. Да и в самом Евросоюзе тогда не было общих правил (а общий рынок газа только начинал формироваться).
Сейчас ситуация другая. Европа наконец осознала стратегическую важность энергетики. А Украина прекрасно понимает, что сможет победить россиян в энергетической войне, только если будет действовать вместе с Брюсселем.
А это значит, что нам очень нужна интеграция в европейский энергорынок.
Так родилась идея создать план, пусть даже долгосрочный, выполнение которого позволит Украине стать частью общего энергетического пространства, вплоть до нашего вступления в ЕС. Условно говоря, это должен быть аналог Плана действий визовой либерализации – документа, который хотя и не содержал жестких обязательств сторон, но в итоге привел к безвизу.
Именно такую цель ставит "27-е приложение" к Соглашению об ассоциации.
"Европейская правда" имела возможность ознакомиться с проектом этого документа, и он принципиально отличается от того, что есть в ныне действующем тексте СА, даже по объему – десять страниц с перечнем директив ЕС вместо нынешних трех с половиной. Кроме того, европейцы обязуются информировать Киев о любых изменениях своего правового поля в этой сфере. А самое главное – то, что в преамбуле совместного решения Совета ассоциации указана та цель, к которой мы стремимся: полная интеграция энергетических рынков Украины и ЕС.
Конечно, еще рано открывать шампанское.
Во-первых, мало подписать – нужно еще выполнить. Вспомним, какое сопротивление в Верховной раде вызвал безвизовый план. С "энергетическим безвизом" может быть не намного проще. Тем более учитывая то, что Юлия Тимошенко сохраняет высокие шансы занять пост президента (а она до сих пор выступала против европейских правил рынка как минимум в газовой сфере).
Во-вторых, в Брюсселе мы достигли политического согласия о "27-м приложении", а юридическая процедура еще не закончилась. В том числе остается неясно, понадобится ли проводить ратификацию этих изменений в ВР – заключение об этом в ближайшее время должен дать Минюст.
Общая "цифра" и "безроуминг"
Другие договоренности встречи в Брюсселе касаются цифрового рынка.
В официальном заявлении по итогам юбилейного Совета ассоциации ЕС и Украина взяли совместное обязательство "провести оценку состояния украинской цифровой экономики для поддержки ее дальнейшего законодательного сближения с правом ЕС". В правительственных документах достигнутые договоренности звучат несколько амбициознее – как "определение алгоритма интеграции Украины в цифровой рынок ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации".
В реальности же Евросоюз провел оценку и, как утверждают источники ЕП, одобрил "Стратегию интеграции Украины в единый цифровой рынок ЕС", а также план действий к ней. Оба этих документа – внутриукраинские, они должны быть утверждены на одном из ближайших заседаний Кабмина, и в правительстве (вполне логично) решили сначала согласовать их содержание с европейскими партнерами.
"Европейская правда" ознакомилась с последними версиями этих документов, согласованными на техническом уровне с ЕС.
Планы – достаточно амбициозные. Полное выполнение плана (за исключением одного пункта – о перераспределении перспективных частот для мобильной связи в диапазоне 470-694 МГц) должно быть завершено до 2023 года.
На декабрь-2023 запланирован дедлайн изменений, которые позволят законодательно снизить ставки роуминга между Украиной и ЕС.
Конечно, этот план еще предстоит обновлять. Единый цифровой рынок – вещь новая даже для самого Европейского Союза, сейчас он, по сути, находится на этапе формирования.
Но в отличие от энергетики, здесь значительно ниже уровень протекционизма, и поэтому Украине не нужно "воевать" за свое вхождение в него – нужно лишь выполнить все технические условия, адоптировать европейское законодательство по "цифре" и гарантировать соблюдение европейских правил игры.
Но, к сожалению, здесь не обошлось без ложки дегтя. Наибольшей помехой для интеграции Украины в цифровой рынок ЕС может стать нехватка доверия со стороны европейцев, и у них есть на это основания.
В частности, Единый цифровой рынок предполагает взаимное признание электронных цифровых подписей украинским и европейским провайдерами услуг – на этом основывается слишком много элементов. Но в ЕС прекрасно помнят историю 2016 года, когда украинские государственные структуры в подчинении СБУ создали поддельную электронную подпись члена НАПК Руслана Рябошапки. Создание фальшивой ЭЦП само по себе является чрезвычайным событием. Подделка госструктурой – беспрецедентным даже в мировом масштабе. А в дополнение к этому Украина до сих пор не провела расследование этой фальсификации, а руководитель ГСССЗИ Леонид Евдоченко, публично покрывавший эту фальсификацию, до сих пор остается в должности (и даже получил новое воинское звание).
Вопрос о том, можем ли мы претендовать на вхождение в цифровой рынок без коренного реформирования ГСССЗИ (и СБУ в целом), наверное, риторический.
Торговля и другие проблемы
Но если интеграция в энергетический и цифровой рынки остается преимущественно планом на будущее, то главные претензии Украины и ЕС друг к другу связаны с торговлей обычными товарами. Замечания со стороны ЕС очевидны – Киев за четыре года не сделал ни одного шага, чтобы остановить нарушение Соглашения об ассоциации в отношении экспорта леса. При этом, что особенно цинично с нашей стороны – в Украине продолжается бесконтрольная вырубка Карпат, Рада не принимает ни одного закона для борьбы с этой бедой, но ответственность за это наши популисты и дальше возлагают на Евросоюз.
И хотя Брюссель, по сути, закрывает глаза на наши нарушения (даже арбитражная процедура для наказания Украины, предусмотренная ассоциацией, до сих пор не запущена), восстановлению доверия к Киеву это не помогает.
В свою очередь у Украины – другая ключевая проблема под названием ACAA.
Это – новое соглашение, которое убирает барьеры для поставок промышленных товаров на рынок ЕС. На украинский эту аббревиатуру можно перевести как "Соглашение о взаимном признании Украиной и ЕС сертификатов соответствия на промышленную продукцию". Соглашение ACAA можно условно назвать "промышленным безвизом": после подписания продажа промышленных товаров в ЕС (в определенных соглашением секторах) не будет требовать сертификации.
Заключение ACAA предусмотрено Соглашением об ассоциации, но этот процесс застрял где-то очень далеко от старта, а с обеих сторон "Европейской правде" пришлось слышать крайне недипломатичные выражения и обвинения в адрес партнеров.
Украина говорит, что ЕС затягивает начало переговоров о новом соглашении, не выдвигая никаких требований, которые могли бы разблокировать процесс. К этому добавляются подозрения о том, что допуск украинских производителей могут искусственно блокировать европейские конкуренты, не желающие делить с ними рынок. ЕС говорит, что Украина прекрасно знает свои задачи, но ничего не делает, тормозя процесс.
В любом случае очевидно, что Киев и Брюссель в этом вопросе мало слышат друг друга. Но есть надежда, что после нынешнего заседания Совета ассоциации процесс медленно сдвинется с мертвой точки.
По итогам заседания впервые появился документ, в котором ЕС вообще решился упомянуть о ACAA.
Более того, в Брюсселе признали, что Украина движется к его подписанию.
"Евросоюз признал достигнутый прогресс и отметил, что Украина должна соответствовать всем условиям, указанным в СА, включая внедрение соответствующих актов законодательства ЕС в свое законодательство, а также проведение административной и институциональной реформы для создания эффективной и прозрачной административной системы (сертификации и проверки безопасности промпродукции ), что является однозначным условием для начала переговоров о ACAA", – говорится в документе.
С этой формулой согласился и Киев.
Но главная договоренность, по данным "Европейской правды", осталась за рамками этого документа. Брюссель согласился, что в начале 2019 года к нам приедет оценочная миссия. Это должно запустить диалог об условиях, которые должна выполнить Украина для старта официальных переговоров о ACAA. Эту договоренность, конечно, рано называть победой, но с мертвой точки мы наверняка сдвинулись. И это – безусловно хорошо.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
Брюссель – Киев