За что не заберут безвиз: детали отчета ЕС об Украине, Грузии и Молдове

Пятница, 21 декабря 2018, 11:56 — , Европа без барьеров
Фото: verdict.co.uk

В день Святого Николая наша страна получила подарок не только от МВФ. Хорошие новости поступили и от Европейской комиссии, которая в своем втором годовом отчете подтвердила: Украина выполняет критерии визовой либерализации.

Мы не нарушили условий ни по миграции, ни по безопасности, установленных механизмом приостановления, и продолжаем курс в сфере противодействия коррупции и организованной преступности, хотя и не завершили выполнение этих требований.

Итак, безвизовый режим для Украины сохраняется.

На этой оптимистической ноте статью можно было бы и закончить, если бы не было многих "но".

Несмотря на в целом положительное заключение Брюсселя, в Украине уже есть ряд проблем с неурегулированной миграцией и противодействием коррупции, и ЕС требует от нас немедленных действий для дальнейшего продолжения "безвиза".

"Безвизовая миграция": где возникли проблемы?

Прежде всего беспокойство вызывает стремительный рост уровня отказов в пересечении границы. Опираясь на данные Евростата, Еврокомиссия подтвердила, что в 2017 году украинцам отказывали во въезде на 47% чаще, чем годом ранее.

Этот показатель может даже казаться слишком высоким, ведь по европейским нормам 50% роста уже может быть достаточно, чтобы возникла угроза приостановления безвиза (интересно, что по данным Frontex, Европейского агентства пограничной и береговой охраны, рост был не таким резким – на 34% в год).

Но на самом деле наше увеличение не является критическим. Во-первых, будем откровенны, 33 тысячи отказов во въезде в год – это хоть и неприятный результат, но это единицы по сравнению с миллионами пересечений границы украинцами в ​​2017 году.

К тому же рост уровня отказов во въезде – это довольно естественно после введения безвизового режима, ведь граждан с биометрическими паспортами больше не проверяют консульские учреждения.

И среди "новых" безвизовых государств нашего региона у Украины вполне приемлемые показатели.

Так, в Грузии количество отказов за год выросло на безумных 200% (с 810 до 2655 случаев).

А гражданам Молдовы, в которой безвиз действует уже четыре года, в 2017 году отказывали при пересечении границы на 56% чаще, чем в 2016-м (4660 в 2016 и 7270 в 2017). Увеличилось число отказов во въезде и у граждан отдельных стран Западных Балкан, которые уже давно пользуются преимуществами безвизового режима с ЕС – Албании, Македонии и Черногории.

Поэтому мы, по крайней мере, не единственные, у кого возникли подобные проблемы, и точно не аутсайдеры.

Больше поводов для беспокойства вызывают у Еврокомиссии мигранты из Украины, которые остаются в странах ЕС без права на это. И хотя за год их количество выросло лишь на 13% (29 570 в 2016 году и 33 485 в 2017-м), Еврокомиссия хочет видеть четкие действия Украины для решения этой проблемы – в частности, усиление сотрудничества Киева с государствами-членами ЕС и продолжение информационной кампании в Украине о правах и обязанностях путешественников. Правила безвиза до сих пор знают не все, и в Брюсселе это также видят.

К слову, у нашей страны сейчас первенство среди всех стран мир сразу в двух рейтингах: по количеству "неурегулированных мигрантов", которые остаются в ЕС, и законно выданных первых видов на жительство в странах ЕС. Наша задача – наконец прекратить возглавлять соответствующий рейтинг.

Интересно, что у Молдовы и Грузии проблемы совсем другие – это немотивированные заявления на убежище. Например, в первой половине 2018 года число просителей убежища из Грузии удвоилась по сравнению с таким же периодом 2017 (9680 заявок в первой половине 2018 и 4770 в первой половине 2017 года). Больше всего от наплыва потенциальных беженцев из Грузии пострадали Германия и Франция.

В Молдове, несмотря на уменьшение количества заявок на убежище в 2017 году, первая половина 2018 года снова принесла плохие известия: только за полгода было зарегистрировано на 128% больше просителей убежища, чем за аналогичный период 2017 года (1665 заявок против 730).

Итак, Молдова и Грузия формально "заработали" на приостановление безвиза сразу по нескольким индикаторам.

Почему же, несмотря на значительные миграционные проблемы, механизм приостановления не был применен? Это очень важный для нас вопрос.

Второй отчет Еврокомиссии показал, что ЕС более склонен к диалогу, чем к резким решениям. Механизм приостановления, скорее всего, может быть применен в случае (тотального?) игнорирования рекомендаций европейских партнеров. Поэтому в ситуации с Грузией и Молдовой Еврокомиссия, несмотря на проблемы, отметила их прогресс в решении своих проблем. В частности, Грузию отметили за выполнение рекомендаций первого отчета ЕК.

В отношении Молдовы констатировали, что там активизировали работу над информационными кампаниями о правах и обязанностях во время безвизового режима.

Но, к сожалению, это не значит, что Украина может чувствовать себя в безопасности и не бояться роста своих показателей (мол, у других все равно хуже). Если похожий скачок по любому из показателей произойдет в Украине, реакция ЕС может быть иной. 42-миллионной стране с более чем 1000 км сухопутной границы могут не простить 200% роста отказов во въезде, которые, похоже, успешно прошли для сравнительно небольшой Грузии, что к тому же не граничит с ЕС.

Коррупция против безвиза

Сохранение безвизвого режима в не меньшей степени зависит от того, сохранится ли курс государства в сфере противодействия коррупции, отмывания денег и борьбы с организованной преступностью.

И здесь к Украине возникало гораздо больше вопросов, чем в миграционной сфере.

Еврокомиссия настаивает, что мы так и не выполнили в полной мере рекомендации предыдущего отчета. До сих пор не отменена правка в закон о декларировании доходов общественными антикоррупционными активистами, которые вынуждены отчитываться наравне с государственными служащими. Эту норму в Брюсселе считают позорной и местью тем, кто противодействует коррупции. Но несмотря на обещания властей, в парламенте до сих пор не нашлось голосов за ее отмену.

Беспокойство в ЕС вызывают и атаки на активистов, участившиеся за последний год. Наших партнеров смущает, как медленно происходят расследования подобных преступлений, и здесь нельзя не вспомнить о вопросе, который до сих пор остается без ответа: "Кто заказал Катю Гандзюк?".

Кроме того, у Еврокомиссии есть существенные беспокойства относительно эффективности и независимости функционирования антикоррупционных агентств. В частности, Брюссель требует восстановить независимость и авторитетность Специальной антикоррупционной прокуратуры (и это важно, поскольку свидетельствует, что в ЕС не считают ее независимой).

По поводу НАБУ речь идет о политически мотивированном назначении аудиторов агентства, отрицательное заключение которых является единственным законным основанием для внеочередного увольнения действующего директора бюро. Но интересно, что в день получения отчета Еврокомиссии Павел Жебривский, который был назначен президентом Петром Порошенко на должность аудитора НАБУ и назначение которого пытались обжаловать в суде активисты, написал заявление о сложении полномочий.

НАПК тоже досталась часть критики. Еврокомиссия настаивает на создании полностью функционирующей системы для проверки деклараций государственных служащих с предоставлением НАЗК автоматического доступа ко всем реестрам и базам данных, для проверки данных из представленных деклараций.

Не обошли вниманием и Антикоррупционный суд. В ЕК отметили усилия по его созданию, но четко отметили требование обеспечить быстрый старт его работы.

Большинство рекомендаций Еврокомиссии сопровождаются такими словами, как "немедленно" и "срочно".

На языке дипломатии это говорит об обеспокоенности и, возможно, даже усталости от повторения одних и тех же месседжей.

Но может ли это привести к приостановке безвизового режима?

Четкого ответа нет, но примером может служить опыт Молдовы. Доверие Евросоюза к этому государству уже утрачено, и это уже вылилось в очень конкретные проблемы. В частности, сейчас из-за отхода от демократических стандартов и системных проблем в борьбе с коррупцией и отмыванием средств ЕС заморозил ряд программ финансовой поддержки Молдовы и может восстановить их только после проведения парламентских выборов по международным стандартам.

Но даже при таких условиях ЕС не запустил механизм приостановления безвиза для Молдовы, зато еще раз потребовал безотлагательно выполнить критерии борьбы с коррупцией.

Таким образом, до сих пор механизм приостановления не был применен ни к одной стране.

Но Украина – слишком большая страна, и общие европейские правила не всегда повторяются с нами. Следовательно, не стоит быть уверенными, что игнорирование требований ЕС не откроет для нас ящик Пандоры.

Автор: Катерина Кульчицкая,

ОО "Европа без барьеров"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: