Трамп без тормозов: что означает смена главы Пентагона
Заявление генерала Джеймса Мэттиса об уходе в отставку - а вместе с тем и назначение его преемника, прогремели как гром среди ясного неба.
И это при том, что ухода Мэттиса с поста министра обороны ожидали довольно давно. При этом, правда, все соглашались, что многое будет зависеть от формы и обстоятельств отставки.
Форма и обстоятельства оказались достаточно драматичными, что и вызвало бурную реакцию.
Во-первых, это весьма публичная отставка, которая сопровождалась соответствующим письмом. Во-вторых, это отставка по принципиальным соображениям, вызванная несогласием Мэттиса с президентом Дональдом Трампом по ряду ключевых вопросов.
В-третьих, форма отставки не просто публичная, это своего рода "громкое хлопанье дверьми на выходе".
В-четвертых, отставка формально и по сути, хронологически, привязана к определенным решениям президента. Эти обстоятельства как раз и предопределили характер реакции на данное событие.
Не стоит сбрасывать со счетов и контекст, в котором уже почти два года работает администрация. Это контекст политизации, расследований, скандалов, организационного хаоса, текучки кадров и тому подобного.
Анти-Обама
Итак, генерал Джеймс Мэттис заявил, что не согласен с тем, что США при нынешней администрации не поддерживают должным образом своих союзников, а наоборот, проявляют недостаточную жесткость в отношении американских глобальных противников.
Особое возмущение министра обороны вызвало, очевидно, провозглашенное (через твиттер, а как же иначе?) решение президента о полном выводе американских войск из Сирии и, в том числе, возможная судьба курдских вооруженных формирований там, которые за последние годы были основными союзниками США в этом регионе.
Для военных людей вопрос братства на поле сражений не является пустым звуком, в отличие от политиканов.
Американским военным тяжело теперь смотреть в глаза курдским бойцам, пожать им руки и сказать, что те теперь остались сами по себе.
Действительно, президент Трамп не раз уже говорил о своем намерении вывести войска из Сирии. Теперь вот есть информация и о том, что такая же судьба может быть и у американских войск в Афганистане, где речь пока идет о частичном выводе войск.
На самом деле, Дональд Трамп никогда не был сторонником отправки войск в регион. Раньше его точка зрения никого особо не интересовала, но теперь, когда он оказался на посту президента, люди обратили внимание на его интервью и публикации за последние несколько десятков лет.
Трамп вырисовывается через их призму в качестве последовательного изоляциониста. Он не поддерживал направление войск США на широкий Ближний Восток после трагических событий 2001-го года.
Решение направить ограниченный контингент американских войск в Ирак и Сирию для борьбы против ИГИЛ принималось предыдущим президентом - Бараком Обамой. В этой связи, пытаясь понять мотивы поведения Трампа в этом вопросе, не следует забывать о его постоянном стремлении сделать все иначе, чем это делал Обама.
Если Обама послал туда эти войска, то, по логике Трампа, он должен их вывести. Это такой своего рода детский дух противоречия, но на сей раз он присутствует в поведении самого влиятельного человека в мире.
Трамп и его база
Дональд Трамп находится в постоянном диалоге со своей социально-политической базой. Эти люди в свое время привели его в Белый дом, и он надеется, что это может произойти и еще раз, на следующих выборах.
Все его эскапады, твиты и тому подобное направлены исключительно для потребления этой самой базой. Отношения с политическими оппонентами внутри страны, международными игроками и все остальное просто отходят на второй план.
"База" слушает только Дональда Трампа, как своего пророка, гуру. В ее глазах он никогда не бывает неправ, не ошибается. Доверие и поддержка этой базы - это главное, о чем печется президент Трамп.
Когда Дональд Трамп говорит, что ИГИЛ уже повержен, его база верит ему. Следует заметить, что в этой базе довольно заметны либертарианско-изоляционистские мотивы. Идея возвращения войск домой тут популярна.
Идея активной роли США в мире, участия Вашингтона в урегулировании различных международных кризисов и конфликтов, напротив, тут совсем непопулярна. Таким образом, действительно, лозунг "Америка прежде всего" органично превращается в лозунг "Америка сама по себе" или "Америка в одиночестве" ("America alone"), причем самого президента и его наиболее убежденных приверженцев это вполне устраивает.
Действия типа вывода войск из Сирии поднимают авторитет президента не только в его собственных глазах, но и в глазах его социально-политической базы. Дональд Трамп как бы говорит: смотрите, они считают, что я ничего не понимаю и ничего не могу, но они ошибаются.
Очевидно, что с недавних пор президент Трамп решил доказать всем, что он действительно многое может во внешней политике.
Он воспринимает хор негодования, осуждения, критики как комплимент, как похвалу, как музыку, что услаждает его слух. Для него и его сторонников тот факт, что ведущие американские газеты, эксперты, истеблишмент его критикуют, лишь доказывает его правоту.
Он пришел в Белый дом не для того, чтобы их слушать. Напротив, он пришел туда, чтобы ломать устоявшиеся понятия, в том числе и международный уклад, сложившийся мировой порядок.
В этой связи имидж "disrupter", возмутителя спокойствия, он воспринимает как некую награду, признание того, что он все делает верно.
Не стоит, на наш взгляд, и об этом многие говорят в последние дни, преуменьшать значение последних шагов президента как маневра для отвлечения общественного внимания от много другого. Градус всевозможных расследований, которые связаны с людьми из непосредственного окружения президента, лишь возрос. Индекс Доу-Джонс обрушился. Противостояние с демократами по поводу выделения финансирования на строительство пресловутой стены на границе с Мексикой зашло в решающую фазу, что уже привело к очередному приостановлению работы (shutdown) государственных органов.
Для отвлечения внимания от этого всего любые средства хороши, в том числе и заявление о выводе войск из Сирии и отставка Мэттиса.
Сезон расставаний
На первом этапе президентства Дональда Трампа казалось, что он сфокусирует все свое внимание на внутренней политике и позволит заниматься внешней политикой людям, которые обладают большими знаниями, опытом в этой сфере.
В этой связи обозреватели обратили внимание на группу чиновников, которых они называли "генералами" (хотя к их числу относился и штатский бывший государственный секретарь Рекс Тиллерсон), "регентами" (по аналогии с теми, кто правит страной при несовершеннолетнем монархе), "взрослыми в комнате" ("adults in the room").
Они сдерживали разрушительные порывы президента в сфере международной политики и в общем проводили достаточно традиционный курс. Но, очевидно, президент решил избавиться от ограничений, которые на него наложили.
Он расстался с Рексом Тиллерсоном и помощником президента по национальной безопасности Гербертом Макмастером. В ближайшие дни покинет свой пост руководитель аппарата Белого дома генерал Джон Келли.
Сейчас настал черед Джеймса Мэттиса. И это не конец.
Трамп так же игнорирует советы своего нынешнего помощника по национальной безопасности Джона Болтона, который был известен как сторонник сохранения военного присутствия США в Сирии.
Президент продолжает сбрасывать с себя "путы".
Тем более, уже вскоре стало ясно, что Дональд Трамп не простил генералу Мэттису его публичной отставки, не простил принципиального поступка в виде написания письма.
Джеймс Мэттис планировал свернуть дела на протяжении ближайших двух месяцев и планомерно передать дела своему преемнику. Но президент лишил его такой возможности. Уже с 1 января на должность в качестве исполняющего обязанности заступит нынешний заместитель министра Патрик Шэнахан.
Этот человек провел большую часть своей карьеры не в правительстве, а в корпоративном мире, а именно в корпорации "Боинг". В Пентагоне он занимался больше организационными и финансовыми делами. Большой политикой, мировой безопасностью не интересовался (Свидетельство чему - дебаты с сенатором Джоном Маккейном перед его назначением на должность заместителя министра - на видео выше).
О высшей должности в министерстве не помышлял.
Может, такой человек и нужен президенту? Без репутации, авторитета, лишенный своей системы взглядов на мировые проблемы, своей четкой позиции. "У Патрика длинный список достижений на посту заместителя и до этого — в Boeing. Он будет великолепен!"— на своей страничке в Twitter прокомментировал назначение Трамп.
В скором будущем мы узнаем, останется ли Шэнахан на посту уже без приставки "и.о." или все-таки предпочтение будет отдано иной фигуре. Однако общий тренд налицо. Чем более безликая фигура будет в Пентагоне, тем ярче будет свечение президентского "стабильного гения".
И это очень тревожная новость для многих, в том числе для Украины. Америка находится на перепутье, и от того, какой путь она выберет для себя, во многом будет зависеть судьба остального мира.
А пока будущее представляется неопределенным, а оппоненты Вашингтона довольно потирают руки.
Автор: Владимир Дубовик,
Одесского национального университета имени И. Мечникова