От суеты до мести: что происходит в Совете Европы вокруг Украины и РФ

Среда, 23 января 2019, 10:58 — , Европейская правда, Страсбург
Фото Совета Европы

Приближение украинских выборов, и президентских, и парламентских, ощущается и в Страсбурге.

Украинская делегация годами сохраняла единство в Парламентской ассамблее Совета Европы, откладывая в сторону внутренние конфликты ради общей борьбы с РФ – но этот период постепенно отходит в прошлое. Между тем оппоненты Украины не скрывают желания воспользоваться украинскими спорами, чтобы снять с России санкционное давление и наконец вернуть россиян в зал ПАСЕ.

Генсек Ягланд уже раскрыл новую схему возвращения РФ. Вот только, по мнению "Европейской правды", шансов на ее успех немного. Хотя западные политики делают все возможное, чтобы Россия вернулась в Страсбург – россияне в то же время закрывают последние пути для сохранения членства в СЕ.

А "друзья РФ" тем временем ограничиваются мелкой местью в адрес Украины – и по крайней мере в этом они оказались успешными.

За событиями в Страсбурге – публичными и кулуарными – следил корреспондент "Европейской правды".

Немцы в игре

Европейские министры иностранных дел в целом не очень часто посещают Совет Европы (за исключением приездов министра государства, председательствующего в организации). Министры крупнейших государств ЕС, вроде Германии – еще более редкие гости. Но сейчас – время исключений.

Глава немецкого МИД Хайко Маас на прошлой неделе прилетел в Страсбург. А чтобы ни у кого не осталось сомнений в цели визита – после этого посетил Россию и Украину.

Цель Германии – не допустить выхода России из СЕ.

Эта перспектива становится все более реальной, и поэтому Маас взял на себя роль миротворца. Именно о России он говорил с генсеком Ягландом, заявив после того журналистам, что выход РФ из Совета Европы нужно во что бы то ни стало предотвратить. Той же тематике была посвящена часть переговоров Мааса в Москве, подтвердили в немецком МИД.

Следует подчеркнуть: не в Германии дело. Большинство европейских государств считают так же.

Угроза выхода России из Совета Европы превратилась для ЕС в "идеальную страшилку".

И хотя Москва даже сейчас, сохраняя членство в СЕ, грубо нарушает базовые нормы организации и не намерена выполнять ключевые решения ЕСПЧ, европейцы все равно считают, что ее официальный выход из СЕ нанесет дополнительной критический ущерб россиянам. Очень показательны слова Ягланда из его выступления в ПАСЕ 22 января. "Это (выход любого государства из СЕ) будет очень-очень-очень плохо для Европы. Начнется что-то неизвестное", – пояснил он.

В то время как никто не знает наверняка, как выход из Совета Европы повлияет на Россию, с тем, как остановить этот процесс, определенности чуть больше.

Новый план Ягланда

Дело в том, что в июне Россия должна пройти сразу две точки невозврата в отношениях с СЕ.

Во-первых, как известно, Россия с 2017 года не платит взносы в бюджет Совета Европы, выдвинув однозначное требование: деньги пойдут только после того, как с россиян снимут в ПАСЕ все санкции и они возобновят свою работу в ассамблее. В последний день июня истекает ровно два года с начала российских неплатежей. А по уставу СЕ (и согласно действующим разъяснениям к нему) через два года после прекращения уплаты взносов государство превращается в злостного неплательщика, против которого могут быть применены новые санкции.

Во-вторых, в том же июне депутаты ПАСЕ будут выбирать нового генсека Совета Европы. И если Россия не вернется в СЕ, не будет участвовать в его выборах (и, как обещают российские депутаты, не признает его) – этого пространства для диалога с ней почти не останется.

Поэтому в Страсбурге не скрывают задачи – вернуть россиян до июня.

Единственный путь для этого – изменение устава Совета Европы, ведь сейчас этот документ прямо запрещает формировать национальную делегацию в середине года, если до начала январской сессии государство не подало в Страсбург свой список членов ПАСЕ (как это сделала Россия).

Ягланд сообщил, что инициирует проведение "совместного комитета", который уполномочен предлагать такие изменения.

"ПАСЕ и Комитет министров должны собраться вместе и конкретно проработать эти вопросы, они должны уточнить правила СЕ и распределение полномочий между уставными органами", – пояснил Ягланд. Он также выразил уверенность, что санкции, введенные в ПАСЕ против России, не пошли на пользу, и поэтому надо взвесить, нужен ли ПАСЕ санкционный инструмент.

"Лишение российской делегации права голоса не привело к возвращению Крыма в Украину или улучшению ситуации с правами человека в РФ. Зато этот шаг создал кризис в СЕ, преодолению которого мы посвящаем большую часть своего времени", – пожаловался Ягланд.

Пока неизвестно, когда может состояться заседание совместного комитета, посвященное внесению таких изменений.

Прочь панику

Аргументы и объяснения от генсека звучали бы угрожающе, но есть важная деталь. Механизм, предложенный Ягландом, практически не имеет шансов на успех.

Европейские правительства (и не только Германия, но подавляющее их большинство) действительно готовы сделать все для возвращения России, и в случае голосования за гипотетические изменения устава внутри Комитета министров этот документ легко набрал бы две трети голосов. И на этом этапе все такие планы рассыпаются, теряют смысл.

ПАСЕ не готова к "прощению России". Голосов за это там не будет.

Прошлой осенью обсуждение похожей инициативы закончилось провалом.

Депутаты слишком зависимы от своих избирателей и не проголосуют за столь откровенные уступки агрессору, ведь потом за это голосование придется отвечать перед избирателями.

Да и у европейских правительств во главе с Германией, которые продвигают идею изменения устава, до сих пор нет ясности по поводу того, как им достичь успеха и что прописать в документе. Проекта изменений нет до сих пор.

Пока действия сторонников возвращения РФ наиболее точно можно описать словом "суета". Есть понимание, что надо что-то делать, ведь приближается решающая дата – но нет никаких идей, которые имели бы шанс быть реализованными.

Единственное, что им пока удается на практике – это ограничивать в правах депутатов-украинцев, используя ошибки с нашей стороны.

Месть за Россию

В понедельник на закрытом заседании Бюро ассамблеи руководство ПАСЕ провело изящную операцию по наказанию Украины.

Нидерландский депутат Тини Кокс – лидер группы крайне левых, которого считают главным агентом РФ в ПАСЕ, – с голоса предложил коллегам пересмотреть принцип распределения мест в двух комитетах ПАСЕ – регламентном и по вопросам назначения судей ЕСПЧ, ограничив количество мест двумя для каждого государства-члена. Его сразу поддержала президент ПАСЕ, социалистка Мори-Паскье и генсек Ягланд (кстати, тоже социалист).

В обоих комитетах Украина до сих пор занимала четыре места.

"Было решено просто обнулить список, сейчас у нас ноль мест в регламентном комитете, и группы должны выдвигать новых кандидатов", – пояснил глава украинской делегации Владимир Арьев.

От новых норм пострадали также британцы и французы, но инициаторы не скрывали, что цель – ограничить именно украинцев и именно из-за регламентного комитета. В прошлом году этот орган ПАСЕ отвечал за подготовку изменений, цель которых – снять санкции с россиян. Поэтому четверо украинцев, которые (в отличие от представителей других государств!) старались не пропускать ни одного заседания, имели большое влияние на решения. Стоит признать, иногда слишком большое.

Так что неудивительно, что сторонники возвращения РФ решили изменить расклад сил, "творчески обыграв" правила.

Будет ли это серьезным козырем для друзей РФ в 2019 году? К счастью, нет.

Вернуть россиян уже в этом году будет возможно только путем изменения устава, а не регламента ассамблеи, как это было в прошлом году. Это – более долгий и сложный процесс. Поэтому члены украинской делегации сходятся во мнении, что это больше похоже на мелкую месть со стороны руководства организации.

Это решение стало тактическим поражением Украины – но это поражение не будет иметь критического веса.

Едва ли не самой большой проблемой стало то, что после перераспределения мест и должностей Украина (вероятно, до конца года) не будет иметь права голоса на заседаниях руководящего органа – Бюро ассамблеи. В этом органе украинским депутатам придется полагаться на друзей из стран Балтии, Великобритании, Польши и т.д.

"Считаю это признанием украинской делегации в ПАСЕ (со стороны пророссийских сил)... Но с должностями или без – мы будем продолжать свою работу", – прокомментировала решение об "обнулении" член ПАСЕ от "Самопомощи" Елена Сотник.

Почему Россия проиграет?

"Европейская правда" не раз подчеркивала: четыре года назад Украина получила принципиально новую делегацию в Ассамблее. И речь идет не только о новых именах. С начала российской агрессии и после обновления ВР депутаты-украинцы поняли простую истину: сила – в единстве. Поэтому, приезжая в ПАСЕ, они пытались забыть о внутренних украинских распрях и межпартийных конфликтах и работали вместе.

Такое единство появилось впервые за 20 лет нашего членства в Совете Европы. До этого украинцы "экспортировали" внутренние проблемы – каждая политическая сила пыталась получить благосклонность западных коллег в Страсбурге, вместо того, чтобы защищать общие интересы.

Это действительно оказало эффект. Россия проигрывала раунд за раундом.

А в прошлом году нам удалось даже переиграть Берлин, Париж и другие западные столицы, остановив спецоперацию генсека Ягланда, которая должна была дать России гарантии, что санкций против них уже не будет.

К сожалению, сейчас эта атмосфера медленно отходит в прошлое.

"Это уже не та делегация Украины, что была несколько лет назад. Слишком часто мы работаем друг против друга, а не вместе за Украину", – эти и подобные слова довелось услышать несколько раз за два дня в Страсбурге. На отсутствие единства жалуются и БПП, и оппозиция. И они правы: приближение украинских выборов, и президентских, и парламентских, ощущается и в ПАСЕ.

Конечно, и раньше не все было идеально. С самого начала отдельно от других действовал "Оппоблок" (в ПАСЕ от них работают Новинский и Левочкина, которые в последние месяцы тоже оказались в разных лагерях). Чем дальше – тем меньше пользы от "радикалов", которые приезжают в Страсбург большой командой только для того, чтобы попиарить Олега Ляшко. А с прошлого года стала заметной напряженность между БПП, "Батькивщиной" и "Самопомощью".

Но несмотря на это, есть все надежды на успех.

Прежде всего, потому, что даже те депутаты, которые жалуются на коллег из других фракций, признают: эти споры не идут на пользу никому и подрывают работу делегации в целом. И даже сейчас, несмотря на распри, которые становятся публичными, депутатам удается объединяться для совместных решений – как, например, поддержка кандидатуры литовца Андрюса Кубилюса на пост будущего генсека.

Но еще важнее то, что и сама Россия не стремится возобновить полноценную работу в Совете Европы.

Сейчас похоже, что Москва хочет, чтобы ее исключили, или, как еще лучший вариант, сохранить статус-кво, когда она не платит взносы, но по-прежнему имеет рычаги для подрыва Совета Европы изнутри. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления из российского парламента. А недавно о возможности выхода из Совета Европы начали говорить и в российском МИДе.

Но еще одно непубличное свидетельство увидели журналисты, работающие в Страсбурге.

До лета 2018 года, когда россияне действительно боролись за место в ПАСЕ, не было ни одной сессии, которую пропустили бы российские информационные агентства, будь то "РИА Новости", или ТАСС, или оба. Даже в последние годы, когда депутаты от РФ уже не ездили в ПАСЕ, российская машина пропаганды все же сохраняла потребность в информации оттуда.

Все изменилось прошлой осенью, когда росагентства проигнорировали сессию – а вместо этого в Страсбург приехала "телеведущая" Скабеева, не скрывавшая цели поднять скандал.

Потребность в информации сменилась потребностью в провокации.

Появится ли Скабеева или кто-то из ее аналогов в кулуарах ПАСЕ на этот раз – неизвестно. В первые два дня представителей росТВ во Дворце Европы не было. Но агентств тоже не было, хотя январская сессия должна была иметь для них особое значение.

И это – дополнительное свидетельство того, что никаких далеко идущих планов сотрудничества с СЕ со стороны России нет. Подтверждено российской пропагандистской машиной.

Автор: Сергей Сидоренко,

корреспондент "Европейской правды", из Страсбурга

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: