Коалиция без россиян: как Латвия сформировала правительство и избежала политического кризиса
После более чем трех месяцев затяжной коалициады и двух неудачных попыток выдвижения кандидата на премьерство в Латвии наконец появилось новое правительство.
Для Украины принципиально важным является то, что внешний курс страны остается неизменным. Однако нынешнее правительство выглядит не очень стабильным, а это оставляет высокую вероятность досрочных выборов и дает шанс пророссийским силам.
Попытка номер три
Новым, 40-м по счету премьер-министром Латвии стал Кришьянис Кариньш.
Его назначение стало результатом очень долгих переговоров и компромиссов. Ведь глава правительства представляет партию "Новое единство", имеющей наименьшее количество депутатских мандатов среди коалициантов.
Напомним, парламентские выборы в Латвии прошли 6 октября прошлого года. По их результатам первое место заняла пророссийская партия "Saskana" ("Согласие"). Впрочем, особенность латвийской политики заключается в том, что пророссийские силы никогда не допускаются в коалицию.
"Правительство с участием прокремлевских министров однозначно стало бы слишком большой проблемой, ведь они неизбежно поднимали бы такие вопросы, как отмена санкций против России, двуязычие и двуязычное образование. Такой сценарий также ослабит членство Латвии в НАТО, поскольку большинство руководства этой партии не получит необходимых разрешений на государственную тайну", – ранее объяснял ЕвроПравде депутат латвийского Сейма Рихардс Колс.
Таким образом, коалиция могла сформироваться из других шести "латвийских партий".
Наиболее вероятным считался сценарий, по которому премьером станет представитель "Новой консервативной партии". Однако у этой политсилы тоже было слабое место – их требованием было невключение в коалицию партии бывшего премьера Союз зеленых и крестьян – ведь консерваторы сделали себе имя, обвиняя предыдущее правительство в коррупции.
Тогда пришлось предложить формировать правительство популистской партии KPV LV. Эта аббревиатура означает "Кому принадлежит государство", и именно эту партию накануне выборов считали "троянским конем". Поэтому и эта попытка не оказалась успешной. При этом возможность формирования коалиции с "русскими" в Латвии отказываются даже обсуждать.
В результате было решено, что коалицию сформируют пять партий (все, кроме "русских" и "зеленых"), а премьером станет технический кандидат – представитель партии, имеющей наименьшую фракцию – только 8 мандатов из 100.
Суммарно у новой коалиции – 61 мандат. Этого достаточно, чтобы говорить об устойчивом большинстве.
Однако демарш любого из участников коалиции поставит вопрос о ее развале и потребности новых выборов.
Тем более, что новая латвийская история не знает прецедентов коалиций из пяти участников.
Курс неизменен
Самое принципиальное для Украины – внешняя политика Латвии останется неизменной.
И хотя вопросы Украины или антироссийских санкции не были включены в коалиционное соглашение, принципиально важным является то, что министром иностранных дел останется Эдгарс Ринкевичс – сторонник предоставления Украине перспективы членства в ЕС.
В коалиционном соглашении указывается на необходимость углубления сотрудничества с НАТО и лоббирования увеличения контингента Альянса в стране.
Неизменным также останется курс на вытеснение русского языка из образования. Хотя свою должность министра образования потерял идеолог окончательного перехода средней школы на латышский Карлис Шадурскис (он не прошел в Сейм, однако уже стал депутатом Европарламента), завершение этой реформы прописано в коалиционном соглашении.
Вместе с тем коалиция решила не поднимать вопрос автоматического предоставления гражданства детям неграждан (людей, приехавших в страну во время советской оккупации, или их потомков, которые так и не смогли сдать экзамен на гражданство).
Наличие в стране значительного количества людей, не имеющих избирательных прав – частый повод для критики. Поэтому в Латвии долгое время обсуждалась возможность автоматического предоставления гражданских прав детям нынешних "неграждан" – но только после полного перехода образования на государственный язык.
Таким образом проблема "неграждан" была бы решена естественным путем, не создавая политических рисков. Впрочем, в коалиции решили пока воздержаться и от этого.
Шанс на реванш
Нынешняя латвийская коалициада показала, как политики из противоположных лагерей все же вынуждены идти на компромиссы, чтобы не допустить "российского реванша".
Впрочем, ключевой недостаток коалиции – это ее пестрота.
"Нынешняя коалиция напоминает фиктивный брак, участники которого ненавидят друг друга", – заявляют в "Согласии".
Стоит признать – зерно правды в этом есть. Для многих участников коалиционное соглашение оказалась слишком жестким. В частности, 5 депутатов от KPV LV отказались вступать в коалицию.
Ситуация, когда ни одна из партий не смогла включить в коалиционное соглашение свои обещания, а соответственно – рискует потерять доверие избирателей, создает риски того, что кто-то из коалициантов все же решит бросить партнеров и сыграть в самостоятельную игру.
Такую возможность в коалиции попытались минимизировать, прописав в соглашении, что участники обещают не голосовать ни за один законопроект, который будет вынесен оппозицией. Впрочем, впоследствии от этой нормы было решено отказаться из-за ее откровенной недемократичности.
Такая ситуация оставляет немалые риски скорого развала коалиции и перевыборов – в таком сценарии убеждена нынешняя оппозиция.
Остается узнать, оправдаются ли ее ожидания.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"