Попытка №2: зачем Дональду Трампу новая встреча с Ким Чен Ыном
Президент США Дональд Трамп после встречи с одним из ближайших советников лидера КНДР Ким Йон Чолем объявил, что "в конце февраля" проведет вторую встречу с Ким Чен Ыном.
Вероятно, местом встречи будет социалистический Вьетнам – близкий Ким Чен Ыну логистически и идеологически.
Но ключевые вопросы остаются: можно ли надеяться на более конкретные договоренности, чем то, что было подписано в Сингапуре? Готовы ли стороны к реальной "разрядке"? И какие посторонние факторы могут повлиять на ход переговоров?
Второе свидание
Первая встреча двух эпатажных лидеров имела скорее медийный и хайповый эффект, чем привела к каким-то фундаментальным изменениям.
Хотя она и была исторически важной: впервые руководители США и КНДР встретились вживую. Для Трампа это скорее была хорошая возможность скрыться от домашних проблем и расследования спецпрокурора Мюллера, а для Кима – шанс выйти из международной изоляции (которым он блестяще воспользовался).
Проблема в том, что военная машина даже на время, когда Ким делал селфи в Сингапуре, не прекращала работу – строились и обновлялись секретные (некоторые уже нет) базы в глубине страны, в неприступных горах, строились ракеты и образцы конвенционного оружия.
Последнее – угроза больше для Сеула, которая в полной мере сохраняется, несмотря на потепление в отношениях двух государств благодаря политике "солнечного тепла" президента Мун Чжэ Ина.
Процесс вооружения Севера продолжается даже сейчас, несмотря на заявления руководителей Белого дома и Госдепа о "небывалом прогрессе" в отношениях с КНДР. Одной из проблем правительства США всегда были завышенные ожидания от сотрудничества с аппаратом Ким Чен Ына – которые очень часто не оправдываются.
Например, до сих пор нет исчерпывающего списка оружия массового уничтожения, которое есть "на балансе" стратегических сил КНДР, точное количество ракет и боеголовок. А ведь есть еще биологическое и химическое оружие!
А главное, свидетельств, что Ким собирается сдать свой "драгоценный щит", на самом деле нет.
Расплывчатый документ Сингапура из 4 пунктов фактически ни к чему Кима не обязывал. А вот если США будут способны утвердить более детальный план денуклеаризации полуострова, вполне возможно, что лидер КНДР примет его во внимание (но не факт, что выполнит). Раскрытие местонахождения объектов ядерной и ракетной программ для инспекции автоматически делает их целями, поэтому на это надеяться тоже не стоит.
Так чего же ждать где-то во Вьетнаме в конце зимы?
Цели США
Во-первых, США должны требовать у Кима остановить всю свою ядерно-ракетную махину. А главное – сделать это на самом деле, ведь "закрытия" полигонов Пунгэри и Тончангри были больше постановкой, чем реальными шагами к ядерному разоружению.
Во-вторых, США могут предложить облегчить санкционную нагрузку на КНДР и уже якобы есть движения в этом направлении. Частичное снятие санкций поможет развивать экономику и туризм на Севере, даст возможность начать запланированный двумя Кореями ремонт железной дороги между странами и другие проекты.
Если Ким, как он сказал в обращении, хочет иметь ядерную энергию в будущем для решения своих проблем с электроснабжением, он должен сдать непростой экзамен: осуществить ядерное разоружение, вернуться к Договору о нераспространении (Non Proliferation Treaty, NPT) и позволить полноценную проверку ядерных объектов со стороны МАГАТЭ.
История предыдущих договоренностей с КНДР позволяет сказать, что это всегда непростой процесс и почти все договоренности срывались.
В-третьих, мирное соглашение между двумя Кореями должно быть наконец подписано. На данный момент действует только перемирие, подписанное еще в 1953 году. КНДР не раз объявляла, что прекращает его выполнять. Наилучший вариант – привлечь к подписанию также и КНР, так как Китай тоже принимал активное участие в боевых действиях во время Корейской войны.
Все это должно быть заключено в очень подробную "дорожную карту", где будет расписан каждый шаг двух сторон и вознаграждение для Северной Кореи за выполнение каждого из них. Это должно идти фазово, от маленьких шагов к большим, и в финале отношения должны быть нормализованы. Но это идеальный мир, а мы посмотрим, получится ли что-нибудь в мире реальном.
Главной задачей США должно быть сохранение хрупкого спокойствия в регионе. Ким не прибегает к ядерным испытаниям и ракетным запускам, и это устраивает КНР и РФ, которые в 2017 году требовали от молодого диктатора успокоиться, а Пекин даже открыто поддерживал санкции против Пхеньяна в Совбезе ООН.
Нельзя сказать, что сейчас отношения между Ким Чен Ыном и Си Цзиньпином замечательные – КНР недавно сократила торговлю с КНДР больше чем наполовину. Известно, что два лидера не любят друг друга. Не исключено, что это способ давления со стороны официального Пекина с целью получить от Пхеньяна то, что нужно.
Впрочем, поддерживать связь с Пекином – необходимость для Северной Кореи, если она желает выжить.
Цели Северной Кореи
Во-первых, пока что ключевой целью Пхеньяна является ослабление, а в идеале – уничтожение альянса США и Южной Кореи и освобождение полуострова от присутствия военных США.
В КНДР до сих пор верят, что где-то на юге США спрятали несколько боеголовок "на всякий случай". В это верят, несмотря на то, что все стратегическое оружие из Южной Кореи США убрали еще в 1990-х.
Во-вторых, установление "новых отношений" между США и КНДР, желательно на равных, как одна ядерная держава с другой. Это было записано в тексте меморандума в Сингапуре, и в своем новогоднем обращении Ким отдельно сделал акцент на его выполнении.
Иначе, подчеркнул Ким, его государство будет вынуждено прибегнуть к "другим способам" защиты.
В-третьих, конструирование "мирного режима", то есть исчезновение внешних угроз власти Кимов – американских баз в Японии, на юге, на острове Гуам.
В-четвертых – и это главное – сохранение своего ядерного оружия, признание КНДР ядерной державой. Где-то на уровне Пакистана или Индии.
Между тем, ситуация южнее 38-й параллели может в теории упростить выполнение хотя бы одной из целей Кима. Вашингтон и Сеул продолжают отдаляться друг от друга, все глубже копаясь во внутренних и региональных проблемах.
Выведет ли Трамп войска из Южной Кореи?
С весны прошлого года Южная Корея и Соединенные Штаты проводили переговоры по новому распределению расходов на содержание 28 500 военных США. После десяти раундов стороны зашли в тупик, а с концом 2018 года действие соглашения прекратилось.
Проблема в деньгах: Южная Корея платит почти $960 млн в год за содержание военных США на своих базах.
Треть из этой суммы идет на зарплату 8000 корейцев, которые на этих базах работают, то есть местному персоналу. Поскольку договориться не получилось, то наступил локальный "шатдаун": этим корейцам перестали платить.
А тут еще Соединенные Штаты выдвинули новые условия: повышение "ренты" до $1,2 млрд. Сеул же соглашается лишь на незначительное увеличение и только в случае подписания не годового, а пятилетнего соглашения.
Есть риск, что США просто выйдут из переговоров. Что это может означать?
Возможны несколько не слишком хороших последствий:
а) ослабление сдерживания и безопасности на полуострове, Сеул начнет искать пути обеспечения этого самостоятельно;
б) возможно сближение Юга и Китая, поскольку Сеул будет искать другого партнера;
в) ухудшение отношений с Южной Кореей – главным союзником США в противодействии КНДР, потеря доверия и уважения среди политиков и народа страны;
г) Ким таки добьется ослабления альянса между Сеулом и Вашингтоном, но межкорейские отношения улучшатся. Мун Чжэ Ин будет действовать более открыто и все меньше обращать внимание на ООН и США.
Что касается последнего пункта, то это уже происходит: в 2018 году Юг продал на Север 343 тонны горючего. Об этом не сообщили в ООН и это шло в обход санкций, предусматривающих определенную квоту на поставки топлива в КНДР.
Зная характер Трампа и его склонность к непродуманным, импульсивным шагам, он может предложить Киму вывод войск США из Кореи.
Такой уступки нельзя исключать, но есть риск, что Ким не даст ничего равнозначного.
Япония против Кореи: что стоит за провокациями?
Дополнительно ситуацию осложнил конфликт между Южной Кореей и Японией.
Этого вообще не должно было произойти: 20 декабря 2018 года корабль береговой охраны Юга следовал на помощь рыбацкому судну КНДР, терпевшему бедствие в водах Японского моря. Граждан КНДР спасли и передали домой. Казалось бы, что могло пойти не так?
Но Япония в ответ на это выслала свой военный самолет, который низко пролетел над кораблем ВМС Южной Кореи, не потрудившись объяснять такой маневр. Так начался громкий скандал в водах, где границы четко не установлены, а экономические зоны пересекаются с зонами рыбного промысла.
Если бы это произошло один раз, то это можно было быстро уладить извинениями. Но это произошло во второй раз, а потом еще и еще. Конечно, корейцы не могли открывать огонь, но они, как говорят японцы, в первый раз привели радар и отслеживали самолет. А потом еще и записали полеты на аудио.
После очередного такого "пролета" Минобороны Юга не выдержало и сделало резкое заявление, назвав действия Японии "провокацией", вызывавшей "подозрения о плохих намерениях". И если такие "близкие и низкие полеты" произойдут еще хоть раз, то армия Юга будет действовать согласно "протоколу об ответе". Обычно подобная риторика и даже само слово "провокация" зарезервированы за Севером, но времена меняются...
Скорее всего, это попытка давления на Сеул. Япония очень недовольна решением суда в Сеуле о выплатах компенсаций корейцам (преимущественно женщинам), которые принудительно работали на заводах японских фирм во времена оккупации 1910-1945 годов. Это решение ухудшило и без того хрупкое равновесие между Сеулом и Токио, которые представляют два разных полюса влияния на Северную Корею.
Япония – наиболее жесткий сторонник Трампа в регионе, выступает за отмену всех послаблений для КНДР, пока та не сдаст ядерное оружие. К тому же, Япония всегда поднимает вопрос о возвращении своих похищенных граждан.
Южная же Корея сейчас почти дружит с режимом Кима. Ну а провокации в небе и на море окончательно лишили ситуацию тормозов, но повысили рейтинг Синдзо Абэ, который является очень низким.
Как бы то ни было, такие провокации играют на руку Китаю и Северной Корее, расшатывая оба альянса.
США могли бы уже давно вмешаться и "разрулить" ситуацию, но Америка пока сознательно оставляет регион разбираться самостоятельно. Это, в свою очередь, высвобождает призраков прошлого.
Автор: Анатолий Максимов,
журналист-международник