Курс на Берлин: почему Польша боится потерять украинских работников
Совет министров Германии 19 декабря одобрил законопроекты, которые станут началом масштабной реформы немецкой миграционной политики. Обсуждаемая почти год правящей коалицией ХДС/ХСС — СДПГ реформа уже успела вызвать немало беспокойства в Варшаве и Киеве: в богатой Германии, где средняя зарплата превышает 2100 евро нетто, безработица держится на уровне 4,8%, а более 1,2 млн рабочих мест пустует.
В случае открытия рынка труда для неграждан ЕС эта страна будет как магнит привлекать украинцев.
По оценкам Польского союза предпринимателей и работодателей, в случае открытия немецкого рынка 500 тысяч украинских работников оставят рабочие места в Польше, что будет стоить польской экономике треть роста ВВП. По данным летнего опроса от компании Work Service, 59% украинских мигрантов в Польше хотели бы работать за Одером, если появится такая возможность.
"Украинские клиенты всегда интересовались работой в других государствах, — объясняет Анджей Миколаевский, директор агентства трудоустройства Dobra Agencja. — Особенно часто слышу такие вопросы начиная с лета этого года. Каждый второй наш клиент спрашивает, может ли он найти работу где-то, кроме Польши".
Однако принятые немецким правительством законопроекты должны остудить пыл украинцев. Облегчения будут, но лишь для избранных групп иностранных работников.
Отделить мигрантов от беженцев
Тема иммиграции стала особенно актуальной для немцев в 2015 году, когда на пике миграционного кризиса статус беженца попросили более 850 тысяч человек. При этом большая часть апликантов приехала не из Сирии или Афганистана, а из балканских государств, где в последние годы войны нет.
"Главная цель данной реформы — отделить беженцев от трудовых мигрантов, — объясняет Ольга Гулина, директор Института миграционной политики RUSMPI. — Многие люди, которые приехали в Германию в 2015-2016 годах и подались на статус беженца, на самом деле хотели работать, но не знали другого способа, как легализовать свое пребывание".
Отсюда и два законопроекта, которые уже одобрило правительство и которые будут вынесены на голосование в Бундестаге уже в первой половине следующего года.
Первый нацелен на то, чтобы помочь мигрантам, имеющим в Германии статус толерированного пребывания (дается тем иностранцам, которые просили про статус беженца, но не соответствуют его критериям, однако не могут покинуть территорию страны), интегрироваться в немецкий рынок труда.
Второй — дает право работать в Германии тем иностранцам, которые подписали трудовой контракт и имеют подтвержденные немецкой стороной профессиональные квалификации. Те, у кого контракта еще нет, но есть профессия и знание немецкого на уровне В2, смогут в течении 6 месяцев искать работу или место в системе профессионально-технического образования.
Как утверждает эксперт Фонда Бертельсмана Маттиас Майер, данный законопроект — это результат компромисса между необходимым и политически возможным.
"Если людям с университетскими дипломами уже было более-менее просто переехать в Германию, то теперь либерализация коснется также выпускников профессионально-технических школ. И хотя в первоначальном проекте, предложенном Социал-демократической партией в 2016 году, фигурировали и система квот, и система пунктов, в проголосованном 19 декабря варианте эти нормы отсутствуют", — отмечает Маттиас.
Хотя описанные изменения — это шаг вперед для немцев, назвать их открытием рынка труда тяжело.
Тем более, что и здесь, по словам Даниеля Тима, профессора университета в Констанце, есть подводные камни.
"С одной стороны, новые правила достаточно просты, поскольку требуют от потенциального иммигранта лишь трудовой договор и признанные немецкой системой профессиональные компетенции. С другой — в Германии функционирует уникальная система двойного образования (работая в фирме, работник одновременно получает квалификации на базе профессионально-технической школы), поэтому получение многих специальностей, упомянутых в немецком каталоге, возможно лишь в Германии", — подчеркивает профессор.
Предложение для избранных
Описанные законы начнут действовать в 2020 году. Они смогут помочь тем иностранцам, у кого есть конкретные рабочие навыки и кому не жаль потратить время и деньги на их подтверждение в Германии, оформление разрешения и вида на жительство.
Маттиас Майер утверждает, что их число гораздо ниже, чем анонсированные в Польше 500 тысяч. "В 2009 году в Германию приехали 16 тыс. квалифицированных рабочих из стран, не входящих в ЕС. В 2017-м это число выросло до 38 тыс. После того как новые законы начнут действовать, я предполагаю расширение этой группы на 10, а через пару лет, возможно, на 15 тыс. человек в год. Но никакого бума не будет", — говорит эксперт.
Ольга Гулина обращает внимание, что легче всего найти работу и легализировать пребывание будет тем, кто сможет работать в трех секторах: строительстве, уходе за старшими людьми и IT. И хотя более 15% украинских иммигрантов заняты в строительстве, а украинские IT-специалисты стали международным брендом, немецкие требования плохо накладываются на структуру украинской миграции в Польше.
Украинская миграция в Польшу по-прежнему сохраняет кратковременный характер. По данным опроса Personnel Service, около 80% украинских мигрантов проводят в Польше полгода и меньше, менее 15% планируют оставаться в стране больше года.
Польша привлекает украинцев именно возможностью краткосрочного легального трудоустройства, в которое не нужно инвестировать свои средства.
Работодатели редко требуют высокой квалификации и знания языка. Нельзя забывать и о некоторой нерасторопности польских контрольных органов — риск депортации из страны из-за плохо оформленных документов в Польше невысок.
Немецкие условия же явно ориентированы на тех людей, кто хочет не просто подзаработать, а именно переехать. И тут для украинских долговременных мигрантов в Польше существует другой барьер — после переезда в другую страну ЕС вся их миграционная история, необходимая для получения статуса резидента и гражданства, обнуляется.
Чем украинцев не устраивает Польша
На фоне других стран Евросоюза Польша имеет либеральное миграционное право. Его ключевое отличие от западных соседей — с 2011 года существует система деклараций о намерении трудоустроить иностранца, которые быстро оформляются и позволяют гражданам стран Восточного партнерства (кроме Азербайджана) и России работать без оформления разрешения на работу.
К тому же в Польше есть возможность подать документы на вид на жительство даже в последний день легального пребывания, что выглядит особенно привлекательно для украинцев, приехавших по безвизу.
Однако существенной проблемой для иммигрантов в Польше является бюрократия: в столичном Мазовецком воеводстве разрешения на работу можно ждать даже полгода, а вида на жительство — около двух лет. Хотя число иммигрантов в последние годы выросло, количество пунктов информации для них сократилось.
Кроме того, в Польше практически отсутствует интеграционная политика. Правительство партии "Право и справедливость" не отличает интеграцию от ассимиляции, ограничиваясь разговорами о культурной близости тех или иных народов. В то время как даже украинцы не очень хорошо управляются с польским языком — 54% по данным опроса EWL Group декларируют, что знают его плохо или очень плохо.
Попытка изменить ситуацию напоролась на критику Министерства внутренних дел.
Партия "Право и справедливость" побоялось показаться migrant friendly, чтобы не потерять голоса националистически настроенных избирателей.
Хотя немецкая либерализация миграционного права пока не выглядит угрожающе, это не может послужить оправданием для бездействия польских политиков, уверен Анджей Миколаевский.
"Польской экономике в будущем куда больше нужны квалифицированные работники, чем простая рабочая сила. Последние в Германию не уедут, а вот первые будут делать все, лишь бы там оказаться. Так что если немцы через пару лет увидят, что либерализация пошла им на пользу, то, в отличие от польских властей, не будут сдерживать себя по идеологическим причинам", — подытоживает Миколаевский.
Автор: Елена Бабакова,
журналистка (Варшава)
Статья впервые опубликована на Eastbook.eu и републикуется с разрешения правообладателя