Между Додоном и "похитителем миллиарда": кого привели к власти парламентские выборы в Молдове

Понедельник, 25 февраля 2019, 11:08 — , Европейская правда, Кишинев-Оргеев
Фото ЕвроПравды

Смогут ли голоса граждан, проживающих на оккупированных территориях, стать "золотой акцией" для формирования правительства и определить вектор развития государства?

Ответ на этот вопрос стал актуальным для соседней Молдовы, где 24 ноября – впервые после приднестровского конфликта и самопровозглашения "независимости" пророссийского региона – жители Приднестровья массово голосовали на парламентских выборах в Молдове.

Первое место на выборах по партийным спискам заняла пророссийская Партия социалистов (31,3% голосов). Впрочем, этот результат не позволяет социалистам самостоятельно сформировать правительство. На втором месте – проевропейская оппозиция, блок ACUM с 26,3%. Партия власти получила лишь третье место (менее 24%).

А еще в парламент прошла партия "Шор" (8,5%) во главе с "похитителем миллиарда", бизнесменом Иланом Шором, вину которого уже признал суд – но это не помешало ему баллотироваться в парламент.

При этом задолго до дня выборов кампания в Молдове стала чрезвычайно грязной, с узаконенными схемами подкупа, на который ЦИК "не обращал внимания". А "демократы", получив третье место, легко могут создать наибольшую фракцию в парламенте

ЕвроПравда решила на месте разобраться, куда движется наш сосед.

Олигарх и его друзья

"Не голосуй за олигархов" – плакаты с такой надписью на русском и румынском языках развешаны по Кишиневу. На них изображена рука с тремя "куклами" с лицами ключевых молдовских политиков – президента Игоря Додона (имеющего репутацию пророссийского политика), лидера Демократической партии Влада Плахотнюка (имеющего репутацию антироссийского политика) и мэра города Оргеев Илана Шора (не имеющего репутации вообще).

Эти плакаты, развешанные оппозицией, прекрасно иллюстрируют современную политику Молдовы, в которой якобы заклятые оппоненты на самом деле тесно связаны и нередко действуют как единое целое. А их ориентация на Запад или на РФ порой больше похожа на деталь политического имиджа.

Правда, "олигарх" в этой троице по формальным признакам только один, Влад Плахотнюк. Он считается самым богатым человеком в стране, контролирует большую часть медиапространства, возглавляет правящую Демократическую партию и де-факто является лидером страны.

Между Кремлем и олигархом: что принесет смена власти в "захваченной" Молдове

Для Плахотнюка критически важно сохранить власть после выборов.

Демпартия финишировала на выборах лишь третьей, но это не стало неожиданностью. Готовиться к этому власти начали еще в прошлом году, изменив избирательную систему с партийной на смешанную, как в Украине, рассчитывая усилиться за счет мажоритарки.

Знакомая по украинским реалиями ситуация – кандидаты, которые побеждают в округах как "независимые", после выборов присоединяются к власти. Да и для депутатов, избранных от других партий, можно найти аргументы для перехода к власти – именно так произошло в парламенте прошлого созыва.

Еще один козырь Демпартии – партия "Шор". Эта политическая сила имеет крайне сомнительную репутацию, но ее заранее считают резервом голосов для нынешней власти. Слишком серьезным "аргументом" для влияния на ее лидера владеет Плахотнюк.

Между тюрьмой и парламентом

Небольшой город Оргеев находится всего в 50 км от Кишинева. Уютный и гораздо более чистый и отремонтированный, чем столица. Это – один из главных аргументов тамошнего мэра Илана Шора, который финансирует город из "собственных" денег. После этих выборов он наверняка станет депутатом парламента и лидером новой фракции.

Каждый второй дом в городе увешан предвыборными растяжками Шора (и, соответственно, партии, названной его именем).

В некоторых случаях повесить растяжки на веревках не получалось, и полотнища саморезами крепили к стенам – любовь к своему мэра бывает настолько сильной, что ради него не жалко даже испортить фасад здания.

Илан Шор – еще один бизнесмен, муж российской поп-звезды Жасмин. В новейшей истории Молдовы он сыграл особую роль: суд признал его вину как главного исполнителя "преступления века" – кражи миллиарда долларов со счетов в трех молдовских банках в 2014 году.

Это дело отразилось на карьере нескольких известных политиков. Некоторые из них, например экс-премьер Влад Филат, уже давно в тюрьме, и суд начал слушания по новому делу в отношении него. Илана Шора с самого начала называли одним из причастных к краже.

Обвинительный приговор Шору был вынесен еще в июле 2017 года. Но это не мешает ему руководить городом и баллотироваться в депутаты.

Дело в том, что приговор суда первой инстанции никак не вступит в силу, поскольку апелляция продолжается и слушания постоянно переносятся. Очередное заседание должно было состояться 20 февраля, за несколько дней до голосования, но суд "внезапно" решил удовлетворить просьбу политика и еще раз перенес слушания – ведь из-за выборов у Шора совсем нет времени на такие мелочи.

"Удалось договориться", – так обычно комментируют в Молдове этот перенос. И не сомневаются, что взамен партия "Шор" будет вынуждена стать теневым партнером Демпартии.

Тем более учитывая то, что приговор был вынесен до получения Шором депутатского иммунитета, а значит, для его перемещения из парламента в тюрьму отмены неприкосновенности не нужно, только решение по апелляции.

К выборам партия "Шор" подошла с мощным аппаратом подкупа.

По всей стране открылась сеть из более сотни социальных магазинов, цены в которых в среднем на 20% ниже, чем в обычных. Некоторые из них мобильные – чтобы охватить как можно больше обездоленных.

Стать клиентом этих магазинов могут только пенсионеры и люди с инвалидностью. Но есть еще одно условие – наличие специальной карточки, получить которую можно только в партийных офисах. И хотя оппозиция уже подавала жалобы в Центризбирком на такую ​​практику, ни подкупа, ни незаконного сбора паспортных данных там не увидели.

Некоторые социальные магазины (иногда у них еще более откровенное название – "Социальный магазин Илана Шора") открылись прямо напротив школ, где расположены избирательные участки.

Правда, в воскресенье магазины не работают. "Если бы сегодня их открыли, все бы кричали, что это незаконная агитация и подкуп. А так – все чисто", – объясняют агитаторы Шора, чья палатка расположена рядом.

В Молдове разрешили агитацию в день выборов, с одним условием: нельзя агитировать на избирательных участках и на выходах с них. Но палатки Шора в Оргееве расположены прямо напротив участков. "Одни олигархи за Европу, другие за Россию, один Шор – за простой народ", – объясняет женщина-агитаторша пожилой паре, идущей на выборы.

На некоторых участках у агитаторов от Шора есть конкуренты – редкие социалисты (со слоганом "Голосуй за социалистов – это логично), на некоторых – демократы (их мажоритарщик обещает поднять зарплаты до 13 тыс. леев – это около 20 тыс. грн).

Агитаторам остальных политических сил в Оргееве места не нашлось.

В итоге в этом округе партия "Шор" получила 55% голосов – в шесть раз больше, чем в целом по стране.

Избирательный туризм

Одной из сенсаций нынешних выборов в Молдове стал аншлаг на участках для жителей Приднестровья – их в этом году открыли аж полсотни.

Право голосовать на выборах в Молдове у приднестровцев было и раньше, но до недавнего времени мало кто это делал – власти сепаратистского региона, тесно связанного с Россией, препятствовали их участию в молдовских голосованиях.

Ситуация изменилась в 2016 году, когда на президентских выборах надо было поддержать пророссийского кандидата Игоря Додона. Тогда в выборах в Молдове приняли участие около 7 тысяч приднестровцев. Продолжение такой практики последовало на парламентских выборах, тем более, что новая избирательная система "бронирует" за Приднестровьем два мандата – которые могут оказаться решающими при коалициаде.

Впрочем, такой активности приднестровских избирателей не ожидали даже в Молдове. В этом году здесь проголосовало 37 тысяч человек.

 
Голосование на "приднестровских" участках. Фото RFI

Участки для приднестровцев были переполнены с 7 часов утра, когда только началось голосование.

Под участками собирались огромные очереди, рядом – автобусы с приднестровскими номерами. Но несмотря на очевидность того, что людей подвозили организованно, в присутствии журналистов избиратели уверяли, что "приехали сами, на общественном транспорте".

Хотя на камеру некоторые признавали, что поехали по указанию руководства, а другие – что должны получить за голос от 20 до 40 долларов.

Оппозиционный блок ACUM обратился в Центризбирком с требованием признать недействительным голосование на приднестровских участках. Впрочем, там ответили, что оснований для этого нет – доказательств подкупа представлено не было, а организация подвоза избирателей не является противозаконной.

Впрочем, остается ключевой вопрос: в пользу кого голосовали приднестровцы?

В правящей Демпартии заявили, что таким образом РФ пытается поддержать социалистов. В Соцпартии, наоборот, считают, что это помощь Тирасполя "демократам". И вторая версия вполне может иметь смысл: хотя в многомандатном округе половина приднестровцев проголосовала за социалистов, в масштабах страны это – совсем немного голосов.

А вот в одномандатных "приднестровских" округах лидируют независимые кандидаты, которые, скорее всего, усилят именно Демпартию.

Победа без победы

По данным ЦИК, явка была рекордно малой, на участки пришли 49% избирателей.

В Центризбиркоме ожидаемо не увидели нарушений, которые могли бы повлиять на ход выборов. Среди выявленных проблем самой странной стала история в городе Комрат, где на урне для голосования оказался... герб Российской Федерации. Этот конфуз объяснили недавним голосованием для граждан РФ на выборах в Госдуму, после чего стереть чужой герб с урны, мол, просто забыли.

Но самое главное – результаты. По партийному списку, как и ожидалось, больше всего голосов получили социалисты, но их результат оказался ниже прогнозов, 31,3%. На втором месте – проевропейская оппозиция, блок ACUM с 26,3%. Партия власти – третья с менее чем 24%. Список победителей замыкает партия "Шор" – 8,5%.

Реальный расклад сил еще скорректирует мажоритарка. По предварительным данным, Демпартия получит вторую по величине фракцию (31 мандат), лишь немного отставая от социалистов (33 мандата). Еще 27 мандатов получит ACUM, 7 – Шор и еще 3 – независимые кандидаты. За счет последних "ральное число" мандатов демократов вырастет до 34, что делает их самой многочисленной силой в новом парламенте.

Таким образом, больше всего шансов на успех в создании коалиции имеет действующая партия власти – хотя она финишировала третьей. Влад Плахотнюк на брифинге сразу после завершения голосования заявил, что партия открыта к диалогу со всеми политическими силами.

Но кто пойдет в союзники к олигарху? Ведь голосов "Шора" им не хватит.

Проевропейский ACUM исключает такую ​​возможность.

Они еще до выборов пообещали не вступать в коалицию с демократами. А кроме того, за несколько дней до голосования оба лидера блока заявили об отравлении ртутью, в котором они обвинили лично Плахотнюка. Это не тот фон, на котором примирение кажется реальным.

Поэтому самыми реалистичными выглядят два варианта.

Или Демпартия сможет "в индивидуальном порядке" переманить депутатов от ACUM и социалистов, например, для назначения правительства меньшинства, или – создать коалицию с социалистами.

И хотя последний вариант означает объединение антиподов, пророссийской и проевропейской сил, в Молдове многие считают, что это не является невозможным. В последние полгода (после отмены результатов выборов мэра Кишинева, на которых победил один из лидеров ACUM Андрей Нэстасе) отношения правительства с ЕС существенно ухудшились. А у Додона тем временем несколько скорректировали отношение к евроинтеграции и уже не требуют отмены Соглашения об ассоциации.

Последний сценарий крайне нежелателен для Украины. Он среди прочего означает, что в правительство соседней Молдовы войдут пророссийские министры, а ее сотрудничество с ЕС, которое и сейчас далеко от идеального, дополнительно замедлится.

Главной интригой остается то, как будет действовать оппозиция.

В ACUM уже объявили эти выборы самыми грязными в истории Молдовы и не скрывают, что намерены перейти к уличным протестам. Но будет ли у них достаточный масштаб, чтобы изменить результаты выборов? Это пока остается под большим вопросом.

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды",

Кишинев – Оргеев

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: