От "Зе" до Порошенко: что думают команды кандидатов о НАТО, ЕС, Донбассе и реформах
К чему стремится Владимир Зеленский в своих отношениях с ЕС? Есть ли у него в команде те, кто разбирается в международной тематике?
Кто из ключевых участников президентской гонки считает ассоциацию и движение в ЕС безусловным приоритетом? Есть ли те, кто не готов сказать "да" движению в НАТО?
Что скрывается за форматом "Будапешт плюс" в риторике Юлии Тимошенко и как другие кандидаты видят свою политику в отношении оккупированных территорий в случае победы на выборах?
Эти вопросы стоят не только перед украинскими избирателями – беспокоят они и западных политиков и дипломатов. Часть ответов появилась на этой неделе. В понедельник в Брюсселе прошла "Украинская Лаборатория" – ежегодная встреча украинских экспертов и европейских чиновников. В этом году в Брюссель пригласили также советников пяти самых рейтинговых кандидатов – Гриценко, Бойко, Тимошенко, Порошенко и Зеленского, причем для штаба последнего это стало первой презентацией внешнеполитической стратегии.
"Европейская правда" внимательно выслушала всех. Краткие выводы таковы:
- Хорошая новость: в четырех из пяти штабов говорят однозначное "да" движению к членству в НАТО и ЕС. Только один из штабов ставит это под сомнение, еще один говорит о необходимости изменения Соглашения об ассоциации.
- Плохая новость: штабу лидера гонки, Зеленского, ужасно не хватает экспертизы в одной из ключевых сфер деятельности президента. Здесь и упрощения, и ошибки, в том числе юридические.
- Все без исключения признают, что одним из приоритетов должна быть борьба с коррупцией, а трое из пяти обещают, что их кандидат не пойдет на следующий президентский срок.
Об этом и другом – подробно в нашем репортаже.
Кто за кого?
Нынешняя Лаборатория Офиса связи украинских аналитических центров в Брюсселе пришлась на разгар президентской кампании, и тематику выборов игнорировать было невозможно. Поэтому возникла идея организовать во время этого события "смотрины" избирательных штабов для брюссельских чиновников. Участие во встрече "УкрЛаб" подтвердили команды всех пяти лидеров рейтинга.
Правда, команда Владимира Зеленского внесла в формат изменения. Как выяснилось, у него вообще нет внешнеполитического советника – хотя международная политика является одной из ключевых компетенций главы государства. После размышлений в штабе выбрали англоязычную советницу, уполномочив ее представить приоритеты кандидата в отношениях с НАТО и ЕС, а также основные идеи его президентской программы.
Поскольку "Зе-команда" для всех, в том числе для европейских чиновников, остается самой большой загадкой, именно к ее представительнице было приковано наибольшее внимание. Лидера рейтинга представила Ирина Венедиктова – юристка из Харькова, которая отвечает прежде всего за юридическое направление.
Чтобы участники "смотрин" не импровизировали, а представляли реальную позицию кандидата, ключевые вопросы с ними согласовали заранее, дав возможность подготовить выступления и ответы. Это дополнительно уравняло шансы представительницы Зеленского, которой объективно не хватает опыта публичной политики.
Действующего президента Петра Порошенко представил член его команды, известный эксперт и глава НИСИ Ростислав Павленко (внешнеполитический советник президента Константин Елисеев является госслужащим и официально не участвует в кампании).
Юлия Тимошенко делегировала на встречу Григория Немырю – своего многолетнего внешнеполитического советника, в прошлом – вице-премьера по евроинтеграции. Позицию Анатолия Гриценко представила его новая советница, нардеп Светлана Залищук. И, наконец, от Юрия Бойко на встречу делегировали Олега Волошина, журналиста и в прошлом дипломата, а ныне – советника избирательной кампании оппозиционного кандидата.
Среди "слушателей", по данным ЕП, были представители Еврокомиссии, ключевых государств-членов ЕС, дипмиссий США и Канады (причем американцы отдельно подчеркнули важность события, торжественно открыв его).
Европа прежде всего?
"Кандидатскую панель" открыл вопрос по тематике ЕС и НАТО: "Чего стоит ожидать в контексте европейской и евроатлантической интеграции, если ваш кандидат выиграет?"
Самой четкой оказалась позиция двух штабов – Порошенко и Гриценко. Только они четко заявили, что будут идти к членству и в НАТО, и в ЕС.
"Европейская и евроатлантическая интеграция – это стержень и логика политики Порошенко, поэтому и поставлена амбициозная цель, что к 2023 году Украина должна быть готова к тому, чтобы подать заявку на вступление в ЕС и готова к получению ПДЧ в НАТО", – пояснил представитель Порошенко. Он отметил, что считает выбор этого вектора неизбежным, кто бы ни стал следующим президентом: "Эта цель определена в Конституции, теперь это обязанность любого президента".
Светлана Залищук подчеркнула, что движение в ЕС и НАТО – это выбор даже не кандидата Гриценко, а народа Украины. "Европейская и евроатлантическая интеграция – это совершенно неоспоримый выбор украинцев. И будем честными, есть единственный путь преодолеть главные вызовы, стоящие перед нами. Первый вызов – это безопасность, второй – верховенство права и внутренние преобразования", – пояснила она.
К сожалению, в подготовленных выступлениях представителей других штабов такой однозначности не оказалось.
Олег Волошин ожидаемо поставил под сомнение этот приоритет, что соответствует позиции кандидата Бойко: "Большинство европейцев не хотят ни конфликта, ни партнерства с Россией, они хотят просто нормальных отношений. И мы в кампании настаиваем, что Европа – не враг России, а у них просто другие ценности".
Два других штаба не ставили под сомнение движение Украины на Запад, но казалось, что они избегают конкретики.
Немыря, представляя позицию Тимошенко, говорил об абстрактной "Европе", а не о НАТО или ЕС. "Ответ имеет три составляющие. Украина – это Европа. Европа – меняется. И у Украины есть шанс, и я верю – она станет частью этого меняющегося проекта", – объяснял он, подчеркнув необходимость продолжения реформ. "Мы пережили две революции, но до сих пор находимся в состоянии незавершенной революционной повестки дня. Украина до сих пор ждет революции, но революции через институциональные изменения, а не через людей на улицах".
Наконец, представительница Зеленского заявила, что ее кандидат – "проевропейский". "Зеленский – абсолютно проевропейский кандидат, можете не волноваться. Европа – это очень важный партнер, без Европы невозможно вернуть и восстановить Донбасс", – заявила она, добавив: "Пока продолжается вооруженный конфликт на Востоке, Украина не может быть членом ни ЕС, ни НАТО".
И хотя в конце речи, среди других приоритетов, она упомянула о "европейской и евроатлантической интеграции", чувствовалась нехватка объяснений, что же она вкладывает в эти слова.
Чтобы поставить точки над "i", уже в конце дискуссии ЕвроПравда попросила кандидатов уточнить, выступают ли они: 1) за движение Украины в ЕС и безусловное выполнение Соглашения об ассоциации; 2) за движение в Альянс и безусловное выполнение годовых национальных программ Украина-НАТО.
Трое из пяти кандидатов безусловно ответили "да" на оба вопроса.
"Ответ – "да" и "да". Для НАТО нам нужна профессиональная армия, и нам нужно этого достичь. Что касается (движения к) ЕС – мы за, потому что мы – европейское государство", – изложила свое видение интеграции представительница Зеленского.
А Григорий Немыря отметил, что Тимошенко "за" интеграцию и в НАТО, и в ЕС, но с оговорками относительно "безусловного выполнения" Соглашения об ассоциации. "Ответы (об интеграции в ЕС и НАТО) – "да" и "да", я могу очень уверенно это утверждать. В то же время есть нюанс, касающийся безусловного выполнения Соглашения об ассоциации. Экономист Майкл Эмерсон советует разработать новую политику, которая придет на смену экономическому соседству, подготовить новое соглашение, Ассоциацию+. И даже в рамках настоящего Соглашения с ЕС есть нормы, позволяющие вносить изменения", – заявил Немыря.
Насколько глубокие изменения Тимошенко намерена продвигать в случае победы, пока остается под вопросом.
Зе-ошибки
В ситуации, когда и сам Зеленский, и его штаб, по сути, избегают диалога с обществом о программе и видении кандидата, встреча "Украинской Лаборатории" в Брюсселе была важной еще и потому, что позволяла оценить профессиональные способности "Зе-команды". Напомним, что выступления советников не были экспромтом: они знали, какими будут вопросы от модератора, поэтому имели возможность подготовить выступления не самостоятельно, а привлекая экспертный потенциал всего штаба.
Будем говорить откровенно: команда Зеленского этот экзамен не сдала.
В некоторых моментах это можно "с натяжкой" объяснить отсутствием у советницы опыта в международной тематике – хотя профессиональной дискуссии по этим вопросам не было. В частности, поразило утверждение, что "европейская интеграция и НАТО закреплены в украинском законодательстве с 2002 года, и с тех пор мы идем по европейскому пути" – хотя, казалось бы, не только эксперты по европейским вопросам знают, что при президентстве Януковича все упоминания о цели вступления в НАТО были "вычищены" из законодательства, поэтому после 2014 года пришлось их возвращать в законодательную и нормативную базу.
Поразило и описание свежих конституционных изменений относительно движения Украины в ЕС и НАТО. "Внесение изменений в Конституцию – это, конечно важный и правильный шаг, но это записали в преамбуле, а не в теле Конституции", – заявила Ирина Венедиктова. Это совсем не так; упомянутые изменения вносят ряд поправок в тело Основного закона относительно сближения Украины с НАТО, поэтому Ростиславу Павленко пришлось исправлять коллегу.
И это уже – точно не внешняя политика!
Речь идет об ошибках в правовых вопросах, которые для советницы являются профессией; и эту часть выступления она готовила заранее, имея возможность проверить ее вместе со штабом!
Более того, "произвольное прочтение" законодательства с ее стороны проявилось и в других вопросах, вообще не связанных с НАТО или ЕС. Например – в том, что касается механизма референдумов в Украине.
"Важно вернуться к прямой демократии и проведению референдумов, которые в моей стране невозможны с 2012 года", – заявила она, сообщив, что в 2012 году закон о референдуме был признан неконституционным. "До того (в Украине) было два референдума, второй не был ратифицирован", – отметила она, очевидно, имея в виду референдум о независимости и "кучмовский" референдум 2000 года о переходе к двухпалатному парламенту, сокращении количества депутатов и т.д.
Установление "прямого народовластия" через принятие законодательных норм на всенародном голосовании – один из ключевых пунктов программы Зеленского, эти заявления также не были для Венедиктовой экспромтом, однако и они содержат ряд юридических изъянов.
Во-первых, решения референдумов нельзя "ратифицировать" (вероятно, речь шла об "имплементации", а это – принципиально другой процесс).
Во-вторых, закон о референдумах существовал вплоть до 2018 года – а в 2012 году устаревший советский закон прекратил действие не по решению КС, а потому, что его заменил новый. В-третьих, в прошлом году закон о референдумах действительно был отменен решением КС – именно потому, что он предусматривал "прямое народовластие", то есть принятие норм права без согласия на то Верховной рады. И так же будет отменен любой другой закон с подобными нормами, если таковой примут по инициативе Зеленского – ведь они противоречат Конституции.
А менять Основной закон, по утверждению Венедиктовой, ее команда пока не планирует.
Донбасс и новые идеи
Но несмотря на претензии по поводу юридической чистоты, следует признать, что у команды Зеленского как минимум есть новые идеи. "Прямая демократия" – одна из них, она находится полностью в тренде популистских движений в государствах ЕС, включая итальянское "Движение 5 звезд".
Надо заметить, что это – не единственная новелла, предложенная командой Зеленского во время представления его программы. Подавляющее большинство новых инициатив касаются экономической сферы, как то отказ от уплаты налогов через налоговых агентов, в том числе – через работодателя. Другая инициатива – "экономический паспорт гражданина", по которой за каждым украинцем, включая новорожденных, будет закреплена "доля природных ресурсов" и на счет каждого человека будет начисляться "доля прибыли государства" от продажи природных ресурсов.
А вот по поводу Донбасса и оккупированных территорий от советницы Зеленского (и соответственно, от команды) на встрече в Брюсселе не прозвучало идей, которые бросились бы в глаза. Не сосредоточилась она и на вопросах отношений с РФ и сохранения или замены международных форматов переговоров по вооруженному конфликту с Российской Федерацией. На эту тему заявления были предельно размытыми, вроде таких: "Мы сделаем все, чтобы жить в мире, чтобы те люди, которые живут за пределами Украины, вернулись".
Стоит заметить, что международных партнеров особенно интересовала позиция Тимошенко по этому поводу, ведь эта кандидатка ранее публично декларировала намерение заменить "Минск" на ныне не существующий формат Будапешт+.
Интересная деталь: представитель Госдепа США Кейт Уитмер, которая открывала "Украинскую Лабораторию", в своей речи выдвинула единственную просьбу к будущему президенту – сохранение "Минска". "Наша поддержка Украины останется неизменной после выборы, но это не значит, что у нас нет ожиданий от Украины. Они есть: мы ожидаем, что Украина сохранит преданность Минским соглашениям, даже несмотря на то, что они не идеальны", – прочитала она текст, отправленный из Вашингтона.
Адресата своей просьбы она не назвала, но он был очевиден – это Григорий Немыря.
В ответ советник Тимошенко – едва ли не впервые на открытом мероприятии – раскрыл некоторые детали инициативы кандидата.
Он гарантировал, что об отмене "Минска" речь не идет.
"Эта инициатива не убьет "Минск", но станет надстройкой на "Минске", – пояснил он. – Кто как хочет, так и может называть. Хотите – это будет Будапешт+, или П5+, или Нормандия+. Но Украина должна выйти из узкой парадигмы двусторонней войны (РФ и Украины. – ЕП) в формат регионального конфликта", – пояснил Немыря.
Что касается других кандидатов, то позиция Порошенко известна уже сейчас – речь идет о продолжении действующей политики. Штаб Бойко выступил за широкое сотрудничество с оккупированной территорией, включая снятие торговой блокады и исключительно дипломатическое решение "без милитаризации"; штаб Гриценко – за "мирное решение, но не на условиях России", подчеркнув, что оккупированные территории "не должны иметь право вето" и местные власти не должны контролироваться из России. Детальной дискуссии по этим вопросам формат не предусматривал.
Нынешний срок, в случае переизбрания, станет последним для Петра Порошенко. Но в Брюсселе еще два штабиста отдельно подчеркнули, что их кандидат намерен баллотироваться только на один срок. "Гриценко четко заявил, что баллотируется на один срок, чтобы ничто не сдерживало его от проведения болезненных реформ", – заявила Залищук. "Зеленский хочет президентства на один срок, чтобы изменить систему", – пояснила Венедиктова.
Диалог в Брюсселе показал, что в случае избрания Зеленского "система" действительно изменится, и возможно, радикально, но не факт, что к лучшему. Было совершенно очевидно, что не только лидеру гонки, но и его штабу крайне не хватает профессионализма.
И это - в случае его победы - станет отдельным вызовом и для украинского экспертного сообщества, и в целом для Украины. А для кого-то, возможно, станет шансом.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"