Темная сторона Качиньского: что показал новый кассетный скандал в Польше

Вторник, 5 февраля 2019, 15:00 - Мацей Заневич, EastBook

Он не премьер и не президент, но именно в его руках сконцентрирована власть в Польше. У него образ аскета, у которого даже нет собственного банковского счета — патриота с безупречной нравственностью.

Именно поэтому новый кассетный скандал нанес такой удар по главе правящей польской партии "Право и справедливость" ("ПиС") Ярославу Качиньскому.

"Партия строит небоскреб"

Сообщение оппозиционной Gazeta Wyborcza о том, что у них есть записи, дискредитирующие лидера "ПиС" Ярослава Качиньского, стало настоящей сенсацией. 

В опубликованных пленках глава партии "Право и справедливость" общается с австрийским инвестором, который и решил взять с собой на переговоры диктофон. Мужчины обсуждали строительство в центре Варшавы двух небоскребов K-Towers стоимостью около 300 млн евро.

Два дома-близнеца должны были стать неким символом двух братьев — Леха и Ярослава. В зданиях должен был разместиться отель, офис фонда имени погибшего Леха Качиньского, а также элитное жилье.

Впрочем, этот фонд является собственником компании Srebrna, в совет директоров которой входит Ярослав Качиньский.

Именно эта компания и должна была осуществлять возведение высоток-близнецов в центре Варшавы. Инвестиция была продумана таким образом, чтобы из полученных дивидендов 30% было передано Институту имени Леха Качиньского.

Согласно аудиозаписи, кредит на строительство компании Srebrna должен был предоставить банк Pekao S.A — одно из учреждений, которое как раз в период правления "ПиС" было "реполонизировано" ("реполонизация" — программа выкупа государством компаний с иностранным капиталом, которые когда-то были под контролем польских акционеров).

Подрядчиком проекта должны были стать две специально созданные компании — Nuneatom и K-Towers, находящиеся под руководством австрийского бизнесмена Геральда Биргфеллерна – того самого, который решил записать и обнародовать содержание переговоров.

Почему он принял такое решение? В июле 2018 года, согласно аудиозаписям, Ярослав Качиньский принял решение остановить инвестиции из-за политического риска, заявив, что "невозможно объяснить тот факт, что партия строит небоскреб. Это станет причиной скандала в СМИ, ведь это политика".

В результате строительство так и не началось. Инвестор не взял кредит в банке, а на месте, где должно было появиться здание, стоит все тот же старый дом.

Австрийский бизнесмен, однако, потратил деньги на подготовку проекта, за который так и не получил вознаграждение в размере около 500 тысяч евро. Стоит отметить, что Качиньский во время разговора заявил, что Биргфеллерн прав и эти деньги он заработал. Он предложил австрийцу обратиться в суд и пытаться достичь досудебного урегулирования. Таким образом, появилась бы правовая основа для выплаты денег фирмой Srebrna.

В разговоре необходимо отметить и несколько других нюансов. Ярослав Качиньский, к примеру, вспомнил о том, что для начала строительства лучше всего выиграть муниципальные выборы в Варшаве, что, однако, было маловероятным. Все потому, что городские власти, представляющие партию "Гражданская платформа", будут пытаться заблокировать выдачу разрешения на строительство. По мнению Качиньского, исключительно по политическим соображениям.

Кредит "по звонку"

Gazeta Wyborcza опубликовала две части "записей Качиньского" — во вторник и в четверг. В СМИ разразилась настоящая буря, а польское общество, как и следовало ожидать, разделилось на два лагеря – тех, кто обвиняет, и тех, кто защищает.

Оппозиция и сообщества, выступающие против нынешней власти, в первую очередь осудили тот факт, что политик использует свое положение для получения финансовой выгоды. Кроме того, Качиньский был официальным доверенным лицом компании Srebrna во время деловых переговорах, хотя в своем заявлении в апреле 2018 года отмечал, что не занимается предпринимательской деятельностью

"Пленки Качиньского" стали не только темой массы публикаций в СМИ, но поводом для запросов о расследовании дела, которые были направлены в прокуратуру и Центральное антикоррупционное бюро.

Был еще один момент, который вызвал возмущение в обществе.

После публикации аудиозаписей Качиньского обвинили в управлении теоретически независимым банком Pekao в телефонном режиме.

Ко всему прочему, в разговоре появилась и еще одна тема. Член наблюдательного совета фирмы Forum, которая издает проправительственную газету Gazetę Polska, намекнул Качиньскому, что было бы неплохо поддержать его в переговорах с главой Pekao SA по поводу дополнительного финансирования Forum, поскольку компания переживает не лучшие времена, а глава банка не отвечает на звонки.

Реакцию после публикации аудиозаписей долго ждать не пришлось. Котировки акций Pekao SA сразу упали на несколько процентов. Среди возмущенных клиентов банка начались разговоры даже об отказе от его услуг.

Качиньского активно критиковал редактор издания Newsweek Polska Томаш Лис. В своем Twitter он даже написал , что "если ты считаешь, что на этих записях нет ничего необычного, то это означает, что тебе пора ехать на Восток. Но ты уже там и носишь его в себе".

"Ну ты даешь"

Сторонники Ярослава Качиньского – как политики, так и часть общества – еще ночью, когда статья лишь появилась, назвали ее пистоном для детского пистолета. Несколькими днями ранее Gazeta Wyborcza заявляла, что у нее есть информация, которая свергнет "Право и справедливость".

Вот только оказалось, что все не так просто. Премьер-министр Матеуш Моравецкий назвал публикации издания "крупнейшим провалом со времен Второй мировой войны".

Защитники Качиньского прежде всего подчеркивают, что ни одно здание построено не было и ни один кредит не был выдан.

Сам Качиньский уже в момент разговора, записанного на диктофон, заявил, что это слишком рискованно, и отказался от этой идеи.

Более того, упреки в управлении банком "по телефону" также, по мнению сторонников "ПиС", необоснованны. На аудиозаписях четко говорится, что глава банка не отвечает на звонки издателя Gazeta Polska. Сам Качиньский говорит о том, что инвестиции принесут прибыль, поэтому их финансирование не будет в ущерб компании. Возможные инвестиции Pekao также принесут прибыль.

Главное, политики "Права и справедливость" решили просто посмеяться над этим скандалом. Сразу после начала споров в Twitter появилась хештег #jacieniemoge, относящаяся к словам Качиньского. На записях он спросил переводчицу австрийского инвестора, почему у нее джинсы с дырками. Когда девушка ответила, что это сейчас модно, на что Качиньский ответил: "ja Cię nie mogę" (можно перевести как "Ну ты даешь").

Такая старомодная фраза заметно контрастирует с бранными словами оппозиционных политиков "Гражданской платформы" с аудиозаписей прошлых лет. Сравнение этих двух "пленок" — еще одна оборонная стратегия властей.

На "Пленках Качиньского" он и вправду выглядит как культурный пожилой человек.

Две стороны медали

В результате Польша снова разделилась на два лагеря.

Одни утверждают, что Качиньский уже не выберется из сложившейся ситуации, что он злоупотреблял своим положением — как политик, контролирующий государственный банк, собирался "по телефону" оформить кредит на 300 млн евро, незаметно выстроить небоскреб в центре Варшавы и жить припеваючи.

И, как добавляют самые язвительные, оставить все заработанное в наследство своему коту (ведь ни детей, ни жены у политика нет).

Другой лагерь утверждает, что "записи" — это лишь грязные игры оппозиции против "ПиС" накануне выборов. Никакого здания нет, а даже если, то никаких звонков в банк глава партии не делал.

Более того, записи – это подтверждение, что Качиньский вежливый и культурный человек, в отличие от политиков "Гражданской платформы", которые на своих аудиозаписях употребляли нецензурную брань, презрительно относились к народу и переговоры вели не в скромном офисе, а в самых дорогих в стране ресторанах.

Несмотря на то, что произойдет в ближайшее время, какие решения примет прокуратура и Центральное антикоррупционное бюро, ясно лишь одно — трещина, расколовшая польское общество, стала еще глубже.

И этот раскол может дорого стоить стране, входящей в избирательный цикл. Страна готовится к выборам в Европейский парламент в мае нынешнего года, за ними следуют парламентские выборы, которые состоятся осенью, а завершится "избирательный марафон" выборами президента в следующем мае.

И очевидно, что до окончания этого цикла Польшу ждет еще не один скандал. 

Автор: Мацей Заневич

Статья впервые опубликована на Eastbook.eu и републикуется с разрешения правообладателя