Вреда не будет, польза возможна: что на самом деле изменят "евроатлантические нормы" в Конституции
Этот текст был опубликован еще прошлой осенью, когда президент Порошенко подал в Раду проект закона о внесении изменений в Конституцию. Сейчас, когда конституционные изменения уже приняты, стоит вспомнить, что именно изменит на практике упоминание о НАТО и ЕС в Основном законе.
* * * * *
Президентская инициатива о внесении изменений в Конституцию относительно европейского и евроатлантического курса уже стала поводом для выяснения отношений между политическими силами. Ожесточенные политические баталии по этому поводу, очевидно, еще впереди. Но уже сейчас стоит ответить на несколько вопросов:
- что изменит для Украины "евроатлантическая реформа Конституции" от президента?
- что мы потеряем, если эти изменения в Конституцию не будут приняты?
- возможны ли непрямые выгоды (или наоборот – вред) от рассмотрения этой реформы?
- чего не хватает президентским предложениям?
Ниже мы подробно прокомментируем все эти вопросы, но сначала – короткие ответы.
Юридически конституционная реформа не изменит ничего или почти ничего. К сожалению, она не остановит разворот Украины, если однажды к власти придет "антизападное правительство".
Эти изменения не станут шагом к вступлению в НАТО и ЕС – более того, проект Порошенко почему-то не убирает из Конституции советские атавизмы, которые несвойственны странам НАТО и их партнерам и вредят нашему сотрудничеству с Альянсом.
Но в то же время – и это нужно подчеркнуть – президентские изменения не несут угрозы.
Реальных аргументов против их принятия нет, могут быть лишь искусственные доводы тех, кто против принятия.
И, несмотря на призрачность юридических гарантий сохранения нашего движения к НАТО и ЕС, у проекта есть несомненные политические плюсы.
Поэтому голосование (или неголосование) за конституционные изменения продемонстрирует, кто из депутатов не поддерживает движение страны к НАТО и ЕС. Так что даже исходя из этого, политическая польза от инициативы Порошенко обещает быть не нулевой.
Мифические обязательства
Первые ссоры политиков вокруг конституционных изменений начались еще до того, как в парламенте появился текст президентского проекта. Именно тогда Юлия Тимошенко объявила, что она не в восторге от этой идеи. Она не уточнила, поддержит ли эти изменения, но предложила альтернативный "путь в НАТО". Если Порошенко предлагает внести изменения в основной закон, то лидер "Батькивщины" подготовила "меморандум", не имеющий юридической силы.
Руководитель пропрезидентской фракции БПП Артур Герасимов уже пошел в контратаку и обвинил оппонентку в попытке "сорвать вступление Украины в НАТО и ЕС", словно не зная, что вопроса о "вступлении" в эти объединения пока просто нет в повестке дня.
Первый вывод из этого можно сделать уже сейчас: политические дебаты о "евроатлантической Конституции" будут ожесточенными и, как обычно, полными манипуляций.
Дискуссия по поводу президентской инициативы развернулась и в интернете.
"Европейская правда" уже опубликовала экспертную колонку Анатолия Марциновского "ЕС и НАТО на выборы", где автор доказывает: президентский проект ни на шаг не приближает Украину к этим организациям, ведь для продвижения на этом пути нужны реформы и только реформы.
У этой идеи есть оппоненты, которые говорят, что теперь и президент, и правительство, и парламент будут юридически обязаны проводить изменения, которых требуют в Брюсселе.
Но, к сожалению, это неправда. Никакие изменения в Конституцию не обяжут правительство вносить законопроекты во исполнение Соглашения об ассоциации или внедряющие стандарты НАТО. Даже измененная Конституция не заставит парламент принимать эти законы, не добавляя к ним лоббистские нормы. Так же эти нормы не запретят будущим президентам ветировать вполне европейские законы.
В проекте Порошенко нет даже попыток наложить на политиков такие обязательства.
Можете проверить самостоятельно.
Так, в блоке о Верховной раде предлагается добавить фразу о "реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора", но эта фраза появляется в статье 85 о "полномочиях Верховной рады".
Итак, Рада имеет право (но не обязанность!) продвигать наше государство к членству в НАТО и ЕС. Но эти права есть у нее и сейчас!
То же самое касается блока о правительстве. В статью 116 предлагается добавить пункт о том, что Кабмин "обеспечивает реализацию стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора". Но и эта статья – о полномочиях, а не обязанностях! Так, в одном из следующих пунктов говорится, что Кабмин "образует, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти". Вряд ли кто-то возьмется утверждать, что из-за наличия этой нормы каждый премьер обязан ликвидировать или реорганизовать пару министерств. К сожалению, это касается и евроинтеграции.
Следует подчеркнуть: это не упрек президенту. Речь не идет о том, что он "забыл" внести в конституционный проект нормы, которыми обязал бы депутатов продвигать государство к НАТО. Напротив, европейская политическая традиция не подразумевает таких обязательств.
Демократии требуют, чтобы парламент действовал самостоятельно. Обязательства принимать то или иное решение – недопустимы (иначе зачем нужен этот парламент?!). В этом уязвимость демократических институтов – но в этом и их преимущество.
"А если снова Янукович?"
Другой аргумент сторонников изменений: мол, законопроект Порошенко не позволит повторения событий 2010 года, когда новоизбранный президент Янукович отказался от движения к НАТО.
"Мы не можем допустить, чтобы когда-либо наше евроатлантическое направление было ревизовано кем-либо. И изменения в Конституцию дают гарантию, что это направление будет сохранено независимо от того, какие будут политики в Украине на президентском посту или в этом зале", – заявил, открывая осеннюю сессию ВР, спикер Андрей Парубий.
Изменения в разделе о полномочиях президента действительно несколько отличаются от "парламентских".
"Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора", – говорит законопроект.
На практике это означает следующее: если один из будущих президентов (так как при нынешнем это невозможно представить) подпишет указ о "внеблоковости", то этот гипотетический документ можно будет обжаловать в судебном порядке. Или же если парламент не дай бог, "подчистит" упоминания о НАТО в законодательстве, а президент не воспользуется правом вето и подпишет такой закон – то отмененные нормы можно будет восстановить в Конституционном суде.
Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы создать "предохранитель" от разворота.
Особенно – когда речь идет о нашем сближении с НАТО.
"Европейская правда" не раз и не два писала, что Украина до сих пор "выгребает" последствия разворота 2010 года. Но речь идет не о том, что при Януковиче мы отдалились от Альянса, разрушили сотрудничество, совместимость войск с натовскими. Как раз этого и не было. Как ни странно, в начале 2010-х годов сотрудничество Украины с НАТО оказалось даже активнее, чем при Ющенко.
Больше всего нам помешало другое: то, что из-за Януковича в НАТО потеряли к нам доверие. А в военной сфере доверие – это, пожалуй, главное, ведь союзники должны делиться друг с другом чувствительной информацией. Из-за этого до сих пор приходится слышать в Брюсселе: "Разве мы уверены, что завтра Украина не развернется, как это было в 2010?"
И если гипотетический президент и парламент когда-либо объявят, что Украина больше не стремится к членству в Альянсе, то это может навсегда закрыть для нас Альянс. И это никак не зависит от того, отменит ли это решение Конституционный суд.
Плюсы и позитивы
Это все, конечно же, не означает, что у президентской инициативы нет плюсов – они есть. Теоретически они могут быть даже ощутимыми. Но речь идет лишь о политических, а не о юридических потенциальных положительных последствиях этих изменений в Конституцию.
Во-первых, избиратели получат дополнительный повод требовать от политиков внедрения европейских норм и дискутировать с теми, кто выступает против европейского вектора развития Украины. А партии, выступающие за "примирение с Россией", "евразийский союз" и т.п. – становятся на путь, противоречащий Конституции. И это уже важно для политического развития государства.
Стоит отдельно отметить: о партийной цензуре речь не идет. Антинатовские партии вроде Оппоблока не становятся незаконными. Изменения Конституции от Порошенко не вводят "политический диктат НАТО и ЕС" и не налагают юридический запрет на тех, кто выступает против вступления в Альянс. Но политических аргументов в противостоянии этим силам явно больше.
Есть также второй, еще более важный потенциальный результат.
Мы уже упомянули о нехватке веры Запада в то, что Украина действительно выбрала свой вектор, он не изменится как флюгер с приближением предвыборного периода или сразу после него. И если при голосовании в Раде за изменения в Конституцию на табло появится цифра, существенно превышающая 300 голосов – это будет хорошим аргументом в дальнейших дискуссиях наших дипломатов и политиков в Брюсселе.
Конечно, без реальных действий, без изменения законодательства, без проведения реформ изменения в Конституцию никак приближают нас к ЕС и НАТО.
Но если после выборов реформы продолжатся, то проевропейские конституционные нормы, которые станут дополнением к проевропейским изменениям, точно нам не повредят.
Важно подчеркнуть: у тех депутатов, кто действительно выступает за движение Украины в ЕС и НАТО, нет серьезных оснований голосовать против евроатлантических норм в Конституции. Эти предложения не несут негатива, не вредят нашему движению в ЕС и НАТО, и в то же время могут иметь хоть и ограниченное, но положительное влияние на этот процесс.
Так какой стимул голосовать против – кроме желания "насолить Порошенко" и мимоходом – государству?
И, кстати, отсюда вытекает еще один плюс. Голосование за этот проект станет в некотором роде индикатором, демонстрацией того, кто из депутатов искренне поддерживает движение к НАТО, а кто будет находить причины и поводы не голосовать – к примеру, для того, чтобы "не потерять избирателей на Востоке".
И наконец, еще об одном гипотетическом плюсе.
Если когда-нибудь в Украине появится законодательство об импичменте, то в нем, на основе конституционных норм, вполне можно будет прописать также наказание за изменение конституционного вектора движения страны. А значит, хоть эти изменения и не позволят остановить разворот, если он произойдет – но могут помочь наказать президента, допустившего такой разворот. (Хотя это – скорее глубокая теория. Процедуру импичмента обещают урегулировать еще со времен Кучмы, но воз и ныне там.)
Минусы и недостатки
Главная и, вероятно, единственная угроза – это то, что законопроект Порошенко, вынесенный в Раду, может так и остаться непринятым из-за нехватки голосов.
И здесь стоит еще раз повторить тезис из колонки Анатолия Марциновского и из статьи, которую "Европейская правда" публиковала еще в начале лета: серьезным риском является непрохождение президентского законопроекта в парламенте, что будет означать имиджевый ущерб для Украины. Если внесение этих изменений станет нашим аргументом в дискуссии со странами-членами НАТО, то провал голосования превратится в козырь для тех, кто стремится закрыть двери Альянса для Украины. Мол, видите, они и сами не уверены в своем стремлении идти на Запад.
И то, что часть депутатов откажется голосовать не из-за доводов против НАТО, а просто чтобы "насолить Порошенко" и/или не ссориться с избирателями, не будет иметь никакого значения.
А собрать 300 голосов, да еще и в предвыборный период – задача не из простых.
И в дополнение – о еще одном недостатке или "незавершенности" конституционного проекта.
Мы действительно верим, что Украина сохранит свое движение в НАТО – по крайней мере, пока эта структура будет действовать в нынешнем виде. После российской агрессии этот путь стал безальтернативным. Но это означает, что Украине еще не раз придется вносить изменения в Конституцию, ведь президентские предложения ни на шаг не приближают нас к совместимости с Альянсом.
Как справедливо отметил Богдан Яременко, Порошенко предлагает убрать из Конституции норму об аренде иностранными государствами военных баз на территории Украины. Эту норму в свое время добавили в Конституцию для "временного узаконивания" ЧФ РФ. Убрав ее, президент оставил другую норму, записанную в статье 17: "На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз". Но если мы движемся в НАТО и стремимся стать членом этой организации, если просим о помощи Альянса и всего мира в борьбе с российской агрессией (да еще и призываем ООН направить в Украину миротворческую миссию!), то эту норму однозначно придется изменить.
Тем более несовместима с НАТО уникальная постсоветская норма, которой нет ни в одном государстве-члене Альянса, а также в ее ближайших партнерах (например, в Грузии).
Это – норма о том, что любые учения украинских военных вместе с иностранными вооруженными подразделениями – хоть в Украине, хоть за рубежом – нуждаются в одобрении Верховной рады (п.23 ст.85: "К полномочиям ВР относится принятие решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины"). И также согласно этому пункту Рада должна одобрять допуск иностранных подразделений из стран-партнеров, готовых усилить защиту нашего государства от агрессора.
Этот атавизм, который противоречит не только принципам Альянса, но и здравому смыслу, точно надо убрать.
Причины, по которым президентские предложения не затронули эти пункты, в общем-то понятны. Такие изменения дополнительно уменьшили бы шансы собрать в Раде 300 голосов, они делают проект слишком рискованным. К тому же изменение положения о запрете военных баз требует иной процедуры – утверждения на референдуме.
А потому, как говорится, "слона стоит есть по частям".
Итак, подведем итог.
Конечно, президент Порошенко, подавая этот проект, преследовал политические цели. Конечно, зарегистрировал его "под выборы" и сделал это зря – значительно лучше было бы внести такие предложения раньше, до вхождения в предвыборный сезон.
Но в тот день, когда проект все же вынесут на голосование в Раде, его нужно будет поддержать. Реальных аргументов против этого проекта нет. К тому же провал этих изменений может слишком дорого обойтись государству – а их утверждение, наоборот, способно помочь Украине.
Главное – не ограничиваться одними только изменениями в Конституцию. Потому что без продолжения и ускорения реальных реформ слова в Конституции о "европейском и евроатлантическом выборе" будут издевательством над страной, а не реальным приближением нашего государства к НАТО и ЕС.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"