Союз "русских" и русофобов: как в Эстонии создают невероятную коалицию
Ситуация, когда партия сразу после выборов резко меняет курс, оставляя своих избирателей обманутыми, нечасто случается даже в Украине. А о странах ЕС и говорить нечего.
Однако именно это сейчас происходит в Эстонии. И такая ситуация может стать немалой проблемой для страны.
(Анти)российская "зрада"
Парламентские выборы в Эстонии состоялись 3 марта. Победу на них одержала оппозиционная Партия реформ – либералы с правым уклоном. Эта партия получила 34 мандата из 101 и именно она по неписаным правилам и должна была получить мандат на формирование правительства.
Впрочем, создание коалиции осложнялось тем, что свое представительство в Рийгикогу (парламенте Эстонии) существенно увеличили ультраправые евроскептики из Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) – они расширили свою фракцию с 7 до 19 мандатов.
До выборов все другие партии заявляли о невозможности создания коалиции с EKRE. Обещал это и победитель, Партия реформ – а соответственно, после выборов у него оставалось две опции.
Первая – коалиция с двумя небольшими партиями: социал-демократами (10 мандатов) и правоцентристами из "Отечества" (Isamaa, 12 мандатов). Вторая опция – "большая коалиция" со своим основным противником, Центристской партией (26 мандатов), козырем которой является защита русского меньшинства.
Коалиция со своим основным оппонентом – всегда непростое решение, однако в Партии реформ выбрали именно этот, второй путь. Однако центристы, понимая, что при таком формате теряют должность премьер-министра, отказались от предложения и начали собственную коалициаду – с Isamaa и (самое главное) ультраправой EKRE.
Необычность ситуации заключается не только в приобщении к коалиционным переговорам ультраправых. Изюминка в другом.
Вышло так, что центристы, которые традиционно считались защитниками прав "эстонских русских", вдруг начали переговоры о коалиции с партиями, выступающими за резкое уменьшение прав российского меньшинства!
Русские избиратели вообще воспринимают EKRE как абсолютного врага. И небезосновательно.
Например, лидер фракции Мартин Хельме, вспоминая события "бронзовой ночи" (массовые протесты 2007 года, организованные Россией из-за переноса монумента советскому воину), когда он добровольцем защищал Кадриоргский дворец в столице от русских мародеров, жалуется, что "лишь один раз удалось ударить дубинкой тиблу (эстонское прозвище для россиян, аналог слова "кацап". – ЕП), но хоть так, день не прошел зря ".
Конечно, такой альянс русскоязычные избиратели восприняли как предательство. Неслучайно их центральный офис на днях разрисовали свастиками.
Опасения по поводу создания правительства с участием EKRE выразили и в еврейской общине – ведь представители этой партии уже заявляли, что еврейское меньшинство имеет слишком "привилегированное положение в стране".
Интересно, что в двух правых партиях, то есть Isamaa и EKRE, потенциальный альянс с вчерашним политическим врагом не вызывал таких протестов. В частности, в EKRE отмечают, что у партий много общего, в первую очередь неприятие диктата ЕС и – самое главное – несогласие с принципом распределения миграционных квот.
"Кому такая коалиция не нравится – могут уже собирать вещи и ехать в Канаду", – резюмирует лидер EKRE Мартин Хельме, добавляя, что ожидает, что больше эстонцев при их власти, наоборот, вернутся в страну.
Кому выгодно?
Коалицианты пообещали в начале апреля завершить переговоры. Известно, что они договорились не поднимать вопрос отказа от членства Эстонии в НАТО и ЕС, однако планируют отказаться принимать мигрантов по квотам, принятым в ЕС.
В то же время возмущение значительной части общества от такой перспективы уже привело к первым протестам, от легальных митингов и открытых писем до угроз в адрес партийных лидеров.
А еще из-за этой ситуации Эстония оказывается в крайне уязвимом положении.
Во-первых, такая коалиция, в случае ее создания, будет иметь существенные проблемы в диалоге с Брюсселем. А соответственно – из "отличника евроинтеграции" Таллинн рискует превратиться в еще одного восточноевропейского оппонента Еврокомиссии, составив компанию Венгрии, Польше и Чехии.
Проблемы могут возникнуть и в отношениях с НАТО. Как минимум, будущему эстонскому правительству будет намного сложнее вести переговоры с Альянсом об увеличении военного контингента на своей территории, когда ряд депутатов из коалиционных фракций выступают за срочный вывод иностранных солдат из страны.
Во-вторых, не стоит особо злорадствовать из-за отчаяния эстонских русских.
Ведь разочаровавшись в умеренных центристах, русские избиратели могут обратиться к более радикальным и откровенно пропутинскии политическим силам.
А если вспомнить, что Кремль ищет только малейшую возможность "раскачать" ситуацию в соседних странах, то нынешние события стали подарком в первую очередь именно для РФ.
Конечно, ситуация еще может коренным образом измениться. Например, партии могут не прийти к компромиссу в принципиальных вопросах, и тогда с созданием коалиции может просто не сложиться.
А разногласий у них хватает! К примеру, активно обсуждаемая инициатива об окончательном переходе школьного образования на эстонский язык (по примеру реформы, которую недавно провели в соседней Латвии).
А еще не исключено, что свое слово скажет президент страны Керсти Кальюлайд, если она найдет основания расторгнуть союз про- и антироссийских сил и объявит досрочные выборы.
Впрочем, даже при таком сценарии "демон ненависти" в Эстонии уже выпущен из бутылки. И загнать его обратно будет очень сложно.
Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"