Торговля на тормозе: что произошло с украинским экспортом в 2018 году
Статистика внешней торговли за прошлый год показала крайне неоднозначную динамику. С одной стороны, экспорт товаров из Украины вырос на 9% и достиг $47,3 млрд. С другой – темпы прироста заметно замедлились по сравнению с показателями 2017 года.
Более того, в реальном измерении объемы экспорта даже несколько уменьшились.
Что происходит? Является ли такая статистика основанием для паники? Попробуем разобраться.
Что экспортировала Украина?
В структуре общего экспорта более трети занимает продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности. А в 2017 году урожай зерновых, подсолнечника и соевых бобов был заметно ниже прошлогоднего, что и повлияло на экспортные показатели страны.
Это касается подсолнечного масла, которое занимает первое место в украинском экспорте и на которое приходится около 8% всех поставок за рубеж.
Внутреннее производство подсолнечного масла в 2018 году сократилось на 8%. А его экспорт в 2018 году уменьшился на 4%, в основном за счет уменьшения физических объемов. Для сравнения, по результатам 2017 года экспорт масла вырос на 14%.
То же самое касается сои, экспорт которой упал на 22% в 2018 году по сравнению с 8% прироста предыдущего года. Как следствие, соя выпала из первой десятки экспортных товаров Украины.
Некоторым сельскохозяйственным культурам повезло больше. Например, физические объемы экспорта пшеницы сокращаются уже второй год подряд, но за счет высоких цен номинальные показатели экспорта растут.
Похожая ситуация с ячменем. Его экспорт сократился на 26% в физическом измерении, но лишь на 4% в долларовом эквиваленте на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры.
Еще одна категория товаров, в которой наблюдалось изменение тенденции – это неагломерированные железные руды и концентраты, где стремительный рост в 2017 году (38%) сменился незначительным падением (-3%) в 2018 году на фоне сокращения внутреннего производства. В то же время росло и производство, и экспорт агломерированных железорудных концентратов.
Но не всегда именно внутреннее производство было источником торможения экспорта.
Для ферросиликомарганца неблагоприятной оказалась мировая ценовая конъюнктура. Внутреннее производство и физические объемы экспорта росли, но цены сокращались, в результате экспорт в 2018 году упал на 7%, тогда как год до этого демонстрировал феноменальные темпы прироста на уровне 73%.
По этой ссылке можно посмотреть более подробную статистику того, как менялась динамика и составляющие топ-20 украинского экспорта.
Куда экспортировала?
Изменения в производстве, а следовательно, и в товарной структуре экспорта, очевидно, нашли свое отражение и в динамике поставок отдельным партнерам.
Европейский Союз
В 2018 году ключевым направлением украинского товарного экспорта остался Евросоюз, во многом благодаря лучшему доступу на рынок в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ).
Экспорт в ЕС вырос на 15%, что почти в три раза быстрее, чем 6% прироста экспорта в остальные страны мира, включая Россию. Но это также вдвое медленнее, чем было за год до этого.
Как и в случае общего экспорта, основная причина замедления экспорта в ЕС – в сокращении поставок продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, что даже нашло отражение в небольших изменениях в его структуре.
После взлета на 119% в 2017 году на 35% упал экспорт соевых бобов. Но гораздо более важным фактором стало сокращение почти на 26% экспорта в ЕС подсолнечного масла, до этого занимавшего вторую позицию в структуре поставок на этот рынок. Примечательно, что поставки подсолнечного масла на "другие рынки", в частности в Индию, росли, то есть пострадало именно европейское направление.
А вот в экспорте неагломерированных железных руд и концентратов ситуация противоположная. Тогда как общий экспорт этого товара сокращался, экспорт в ЕС продолжил расти в 2018 году, хотя и медленнее, при этом пострадали поставки в Россию и остальные страны мира.
Россия
Экспорт в Россию в 2018 году возобновил падение после "паузы" 2017 года. Стоимость экспорта в РФ в 2018 году сократилась на 7%, тогда как реальный экспорт уменьшился еще больше.
Причем, в отличие от торговли с ЕС, важным фактором изменений стали не экономические, а политические процессы. В частности, около трети общего падения экспорта в Россию произошло за счет прекращения поставок турбодвигателей и запчастей к ним. В значительной степени это результат полной имплементации запрета на экспорт в РФ товаров двойного назначения.
Существенный вклад внесло также почти полное прекращение в 2018 году поставок открытых железнодорожных вагонов. Их экспорт стремительно сокращался в 2013-2015 годах, но затем стабилизировался и даже начал расти. В 2018 году падение возобновилось и по результатам года составило 93%.
В то же время поставки основного товара украинского экспорта в РФ, а именно оксида алюминия, выросли на 17% в 2018 году.
"Зрада" отменяется
Таким образом, "торможение" украинского экспорта в 2018 году не является признаком появления новых проблем на внешних рынках. Основным фактором этого замедления стали внутренние факторы, в первую очередь неблагоприятный урожай 2017 года.
Неблагоприятная ценовая конъюнктура повлияла на экспорт ферросиликомарганца, тогда как пшеница и ячмень смогли полностью или частично компенсировать потери в физическом объеме экспорта ростом цен.
Чего ждать в 2019 году? Высокие урожаи позволяют надеяться на рост экспорта продовольственных товаров.
Экспорт в РФ точно будет сокращаться на фоне новой волны запретов с российской стороны.
Экспорт в ЕС, вероятно, и дальше будет расти, хотя стимул, полученный от отмены ввозных пошлин, начинает исчерпываться.
На очереди полноценное выполнение обязательств, ведущих к уменьшению расходов, связанных с нетарифными ограничениями. Это касается и реформы таможни, и упрощения процедур торговли, и реформ в сфере безопасности продукции. Планов много, главное – их выполнить.
Автор: Вероника Мовчан,
Институт экономических исследований и политических консультаций
Статья подготовлена в рамках проекта "Понимание соглашений об ассоциации между ЕС и Украиной, Молдовой и Грузией", который реализуется при финансовой поддержке Правительства Швеции