Пиар важнее санкций: что не так с азовским пакетом "давления на Россию"
"Приветствую решение Комитета постоянных представителей ЕС запустить новый "азовский пакет" санкций в отношении России за открытый и наглый акт вооруженной агрессии против украинских моряков и кораблей в Черном море и Керченском проливе [...] Мы обеспечиваем мощное международное давление на Кремль для освобождения наших военнопленных", – сообщил в среду Петр Порошенко, анонсировав принятие и обнародование новых санкций со стороны Европейского Союза.
Заявление Порошенко сразу продублировали и поддержали многие чиновники.
"Хорошо помню, когда мы впервые подняли вопрос введения азовского пакета санкций – реалистичность такого пакета была очень сомнительной для всех, кроме нас! И мы это сделали [...] Агрессор будет наказан за каждое противоправное действие!" – с гордостью заявил глава Минтранса Владимир Омелян.
Детали санкций ни президент, ни министр не уточнили, и это в целом обоснованно: решение Евросоюза должен обнародовать сам Евросоюз. Официально это решение примут и обнародуют, как ожидается, в середине марта.
Но есть все основания предположить, что у молчания представителей власти есть иное основание, чем желание сохранить интригу.
В конце концов, содержание будущего решения о "мощном давлении" на самом деле давно не секрет – "Европейская правда" писала о них почти месяц назад, а вчера подтвердила, что решение принципиально не изменилось. И оно свидетельствует, что в заявлениях чиновников есть несколько неточностей.
Во-первых, это НЕ санкции против России. Во-вторых, их сложно назвать "пакетом".
Вполне понятно желание президента заявить незадолго до выборов, что он достиг желаемого результата и убедил европейцев.
Вот только жаль, что его заявления об "азовском пакете" и заверения в том, что ЕС одобрил именно то, чего хочет Украина, наверняка будут использованы против нашего государства. Ведь вопреки заявлениям президента дипломаты продолжают работать над настоящим "азовским пакетом".
Хотя сейчас его утверждение выглядит малореалистичным – пока действует решение лидеров ЕС о том, что санкций против России за азовскую атаку не будет.
Поэтому стоит расставить точки над "i" уже сейчас, чтобы не строить для себя иллюзий и впоследствии не разочаровываться. А главное – чтобы понять, какой ответ на Азов выбрал Евросоюз вместо санкционного. Ведь этот путь может оказаться эффективнее и главное – полезнее для Украины.
Итак, что утвердили на этой неделе государства-члены Евросоюза?
Они подтвердили, что в ближайшее время Евросоюз опубликует список из восьми российских военнослужащих и представителей ФСБ, участвовавших в организации и совершении нападения на украинские корабли и в захвате 24 военнопленных в ноябре 2018 года. Их ждут запрет въезда в ЕС и "арест активов", если таковые будут найдены в европейской юрисдикции.
Эти санкции, будем откровенны – чисто символические и не будут иметь влияния даже на тех, против кого они вводятся.
Российские источники сообщают, что для тамошних "чекистов" и для многих военных в последние годы действует запрет на выезд в ЕС без согласования с руководством. О том, чтобы держать "активы" в европейских государствах, тем более речь не идет.
И главное: персональные санкции по определению не являются санкциями "против России".
Это – ограничение не против государства, а против конкретных восьми человек (причем тех, кто выполняет решения, а не принимает их). И для ЕС это важный момент.
Дело в том, что среди государств-членов не было согласия по поводу введения против РФ каких-либо новых санкций. Даже мелких. Поэтому еще в декабре прошлого года саммит ЕС утвердил компромиссное решение: никаких новых "азовских" ограничений против России не будет, но старые (то есть "крымский" и "донбасский") сохранятся без послабления.
Но не стоит говорить о "зраде".
Отметим: отказ от санкций никоим образом не свидетельствует, что ЕС "закрыл глаза на Азов".
Руководители европейских государств избрали другую стратегию действий.
Вместо наказания РФ (которое хотелось бы иметь, но пока не получается принять) они решили сосредоточиться на помощи Украине. В качестве реакции на азовский кризис ЕС решил "дополнительно усилить поддержку Украины, в частности поддержку пострадавших (от российской агрессии. – ЕП) районов". Это решение, кстати, нашло единодушную поддержку всех европейских лидеров, включая тех, кого у нас принято называть "друзьями Кремля".
"Азовский пакет" помощи сейчас разрабатывают и, как ожидается, он будет одобрен Евросоюзом этим летом. И он может принести Украине гораздо больше пользы, чем санкции против РФ. Ведь, будем откровенны, мало кто рассчитывает, что санкционное давление само по себе заставит Кремль принести всем извинения, вывести войска из Донбасса и вернуть Крым. Нет, санкции нужны скорее для того, чтобы остановить новые акты агрессии со стороны России.
Но еще больше нам нужно вдохнуть жизнь в те регионы Востока и Юга, которые наиболее пострадали от близости оккупированных Россией территорий, а также от блокады Керченского пролива...
Но вернемся к заявлению Порошенко.
Проблема не только в том, что он говорит неправду о якобы принятых санкциях против РФ, и не только в том, что после их обнародования некоторые останутся разочарованными. Не меньше беспокоит то, что президент своими заявлениями закрыл переговоры об усилении давления на Кремль. Ведь если Украина считает, что "азовский пакет" уже принят – то все дальнейшие просьбы Украины о его рассмотрении обречены на неудачу.
ЕП неоднократно приходилось слышать от украинских дипломатов, что несмотря на сложность ситуации, переговоры о реальном "азовском пакете" продолжаются. И Климкин в четверг довольно прозрачно намекнул на продолжение переговоров: "Хотелось бы большего, поэтому продолжаем работать дальше вместе с нашими европейскими и американскими друзьями и партнерами", – твитнул он.
Но западные партнеры читают также официальные заявления Порошенко.
И теперь у них есть основания отвечать, мол, если ваш президент считает, что ЕС утвердил именно то, чего хотела Украина, то о чем речь? Какие еще санкции могут быть на столе, если Порошенко считает, что "азовский пакет" утвержден?..
Да, несложно понять желание действующего президента заработать несколько предвыборных очков на теме, к которой он лично причастен (а введение персональных санкций, будем откровенны, произошло во многом благодаря настойчивости Порошенко).
Но хотелось бы, чтобы этот пиар был честным. Еще больше хотелось бы, чтобы он был более осторожным.
И он точно не имеет права быть важнее самих санкций.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"