Санкции и предвыборная поддержка: чего достиг Порошенко в отношениях с ЕС в 2019 году

Среда, 17 апреля 2019, 13:30 - Леонид Литра, Центр "Нова Європа"

В первые три месяца этого года, несмотря на попытки сохранить позитивное сотрудничество в публичном дискурсе, Брюссель и Киев потерпели ряд неудач, а отношения между ними несколько усложнились. В основном – из-за шагов Киева (таких как декриминализация незаконного обогащения), но частично и из-за различных позиций в отношении санкций против России за ее агрессию в Черном море. Евросоюз с немалыми трудностями ввел санкции только против восьми россиян и отверг все ограничения, которые предлагал Киев в "Азовском пакете".

Сгладить все это помогли выборы.

Европейский Союз поддержал действующую власть. Это продемонстрировала и слабая реакция на декриминализацию незаконного обогащения, и нерешительный арбитраж о запрете на экспорт леса.

Это и успешный для президента Порошенко "мини-саммит" в конце марта в Брюсселе. На нем удалось договориться о быстрых переговорах по соглашению АСАА и о возможном прорыве в вопросе цифрового союза, однако ни один законопроект, необходимый на пути к АСАА, так и не удалось провести. Поэтому процесс по-прежнему остается замороженным.

Евросоюз и выборы

В то время как большинство партнеров Украины во время президентской кампании старались сохранять равноудаленность, Евросоюз стал исключением из этого правила.

Поддержку действующему президенту Порошенко откровенно выражали председатель Европейского совета Дональд Туск, вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис и глава представительства ЕС Хюг Мингарелли. По словам одного из дипломатов Евросоюза, эти должностные лица сделали все возможное для избрания Порошенко на второй срок – в частности, отсутствием или сдержанностью критики в его адрес даже там, где для этого были основания.

Но это не значит, что Брюссель закрывал глаза на все проблемы.

Дипломаты ЕС все чаще отмечают, что друзей Украины в Евросоюзе становится меньше из-за невыполнения Киевом обязательств в ряде отраслей. Количество недовольных достигло критической точки. Из-за невыполненных чиновниками обещаний украинские власти уже воспринимаются как имеющие "серьезные проблемы с моральной добродетелью".

Именно поэтому после президентских выборов, вне зависимости от их результата, немало позиций партнерства будет поставлено на паузу.

ЕС придется пересмотреть отношение к Киеву еще и в связи с новым политическим контекстом после собственных выборов.

Вероятно, Брюссель станет более придирчивым и в вопросах, связанных с безвизом.

Стоит подчеркнуть: сейчас угрозы для безвиза нет, он определенно будет действовать в краткосрочной перспективе.

Однако следующий отчет о механизме приостановления визового режима наверняка будет значительно критичнее предыдущего, с особым акцентом на коррупцию, ведь Украина оказалась в неблагоприятном положении из-за декриминализации незаконного обогащения. А в средней и долгосрочной перспективе мы можем услышать от ЕС угрозы о возможности применения этого механизма.

Брюссель "конституционный"

Мини-саммит Украина-ЕС, который состоялся в Брюсселе, был не только символическим знаком поддержки Порошенко перед выборами – на нем обсуждались также будущее отношений и их возможные новые цели.

Было предложено сосредоточиться на Соглашении об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (более известном по своей английской аббревиатуре АСАА) и цифровом союзе. Но этим задачам недостает как более широкой поддержки в ЕС, так и эффективной работы над ними в Украине.

Стоит остановиться на изменениях в Конституцию, закрепивших, что движение Киева к Брюсселю безальтернативно. В феврале 335 голосами при 300 необходимых Верховная рада поддержала поправки, которые вносят в Конституцию стремление Украины вступить в ЕС и НАТО. Хотя этот шаг – в основном символический, голосование продемонстрировало единство украинского политического класса в стремлении к евроатлантической интеграции.

Впрочем, довольно часто политические процессы в Украине живут отдельно от Конституции.

Поправки сами по себе не гарантируют никаких реформ, о чем напомнил в своем ответе ЕС.

С юридической стороны новое конституционное положение может стать потенциальным инструментом сторонников евроинтеграции: Конституционный суд может признать недействительным любой закон, угрожающий евроатлантической интеграции Украины.

Но прежде чем перейти к более амбициозным планам, Украина должна выполнить Соглашение об ассоциации, а этот процесс продвигается крайне медленно. Согласно докладу Правительственного офиса координации европейской и евроатлантической интеграции, в 2018 году было выполнено лишь 52% задач, запланированных на этот год.

Непростые санкции

15 марта Европейский Союз ввел санкции против восьми россиян за агрессию РФ в районе Азовского моря. Утвердить это решение оказалось весьма непросто.

Дебаты о возможных санкциях за агрессию России в районе Азовского моря начались сразу после нападения 25 ноября 2018 года. ЕС действовал довольно нерешительно, потому что поначалу не оставлял попыток убедить Москву освободить украинских военнопленных.

Против каких-либо новых санкций выступала Германия, ее поддержали Франция, Италия, другие члены ЕС.

Согласование даже весьма символических персональных санкций стало большой проблемой, требующей многоуровневых переговоров между странами ЕС.

По свидетельству одного из чиновников, Финляндия заблокировала ограничения, поскольку в их первоначальном списке оказался заместитель председателя Пограничной службы РФ Геннадий Медведев, привлеченный к диалогу по пограничным вопросам между Россией и Финляндией.

Как только его заменили, санкции заблокировала Италия – не из-за какой-то конкретной фамилии, а по принципиальным мотивам. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте в целом утверждал, что его правительство стремится снять с России санкции ЕС.

Снять вето Рима удалось, по данным из наших источников, Литве.

Официального подтверждения этих данных нет, но в среде дипломатов ходят слухи, что для достижения этого компромисса Литва приняла пять семей сирийцев, прибывших в Италию.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс правильно сказал о санкциях ЕС в связи с  ситуацией в Азовском море – "мало и поздно".

Следует подчеркнуть: по мнению Украины, санкции против России за нападение и дальнейшую агрессию в Азовском море должны быть совершенно другие. Киев даже представил Брюссель свое видение под названием "Азовский пакет", включавший ограничения против компаний, российских портов и судов. Однако помимо традиционных друзей вроде Литвы и присоединившейся к ним Дании эта идея сторонников не нашла.

Украинские дипломаты сначала настаивали на более серьезном наказании России. Однако после введения санкций против восьмерых россиян Порошенко неожиданно заявил: "Именно такой пакет санкций я хотел видеть", не замечая того, что принятые ограничения вообще сложно назвать "пакетом".

По словам дипломатов ЕС в Киеве, после таких заявлений Порошенко любые дальнейшие запросы со стороны Украины относительно расширения "Азовского пакета" обречены на провал. Впрочем, стоит отметить, что если бы не настойчивость Порошенко, нет уверенности, что и эти ограниченные санкции были бы приняты.

Стоит добавить, что вместо санкций Брюссель планирует сосредоточиться на оказании помощи украинскому Приазовью.

Экономика и торговля

Уже упоминалось, что Украина сосредоточила усилия на Соглашении АСАА – так называемом "промышленном безвизе". Президент Порошенко провозгласил АСАА приоритетным вопросом в отношениях с ЕС и обсудил соглашение на мини-саммите в Брюсселе 20 марта.

Это соглашение позволит украинским производителям маркировать продукцию знаком "СЕ", что даст им право свободно продавать товары собственного производства на рынке ЕС без дополнительной сертификации. По предварительным оценкам, в конце концов АСАА может охватить до 20% украинского экспорта в Евросоюз, с основным акцентом на машиностроительный сектор.

Долгое время Украина выражала недовольство нежеланием Евросоюза дискутировать вокруг АСАА.

Однако когда ЕС согласился на такое обсуждение, неготовым оказался Киев.

В марте Верховная рада "завалила" законопроект №6235 о технических регламентах и ​​оценке соответствия – один из двух, необходимых для начала консультаций с ЕС по АСАА. Андрей Парубий вынес проект на голосование, несмотря на то, что в парламенте было недостаточно депутатов для его принятия – из пропрезидентской фракции проголосовали только 55 депутатов из 135.

В Раде уже зарегистрирован новый проект, и если его рассмотрение будет ускорено, есть вероятность принятия закона уже в мае.

В декабре 2018 года Совет ассоциации между Украиной и Европейским Союзом принял решение направить в Украину оценочную миссию для создания плана действий, которые приблизят подписание АСАА. Миссия посетила Украину с рядом положительных шагов для ускорения переговоров. Вместо двух последовательных этапов подготовки – законодательного и исполнительного – ЕС согласился двигаться в обоих направлениях одновременно, что должно существенно сократить время.

Продолжаются и переговоры с ЕС о запрете на экспорт необработанной древесины. Состоялся первый раунд арбитражной панели, и, по мнению одного из дипломатов ЕС, позиция Украины была достаточно слаба. Маловероятно, что Украине удастся защитить свою позицию, поэтому Евросоюз выиграет это дело.

Впрочем, Европейский Союз мог это сделать давно, но политика поддержки действующей власти удержала Брюссель от этих шагов и отложила процесс. Поэтому решение будет принято и обнародовано уже после президентских выборов.

P.S. Подробнее о развитии отношений Украины и ЕС читайте в ежеквартальном анализе "Truman Index".

Автор: Леонид Литра,

старший аналитик Центра "Новая Европа"