Остановить визовую капитуляцию: что происходит с британскими визами для украинцев

Среда, 3 апреля 2019, 17:20 - Европейская правда, Европа без барьеров

Может ли визовый офицер перепутать гривны с британскими фунтами и на этом основании отказать в выдаче визы? Можно ли отказать адвокату, у которого судебное заседание в Лондоне, на основании того, что это – несерьезная цель визита? Можно ли отказать человеку, оплатившему круглую сумму за языковые курсы в Британии, на основании того, что "курсы бывают и в Киеве"?!

Британская визовая служба снова доказывает, что ничего невозможного нет.

Требование документов, которых не существует в природе. Очевидные ошибки визовых офицеров. Предвзятое отношение к украинцам. И вдобавок, все решения – без права на обжалование. А еще надо прибавить традиционные для британцев "скрытые отказы", когда виза выдается только на следующий день после вылета самолета – тогда получается, что и статистика не "испорчена", и поездка в Британию срывается.

К сожалению, это – реалии визовой практики, когда на визу подается гражданин Украины.

И с этим нужно что-то делать.

Как известно, сейчас в Украине действует безвизовый режим для граждан всех государств-членов ЕС. Однако Великобритания очень скоро (скорее всего, еще до конца весны) выйдет из Евросоюза, и в день ее выхода формально должна утратить украинский безвиз. Сейчас это – наш единственный аргумент, способный привлечь внимание британских политиков.

К сожалению, среди украинских дипломатов есть те, кто считает, что Украина не имеет права возмущаться несправедливостью в отношении ее граждан, чтобы не раздражать британцев, а поэтому должна безусловно продолжить свой безвиз. Но к счастью, окончательное решение еще не принято.

Авторы этой статьи убеждены, что "политика капитуляции" – это глубоко неправильный подход. У Киева еще остается возможность защитить достоинство и интересы собственных граждан и убедить Лондон, что нынешнюю позорную практику следует прекратить. Мы настаиваем, чтобы президент Украины, который должен принять окончательное решение, выбрал именно этот путь, определив условия для продолжения безвизового режима для граждан Великобритании.

В этой статье – подробнее о проблеме, об изменениях в британской визовой политике и о том, что должна сделать украинская сторона.

Украинцы – значит опасные

Девять месяцев прошло с тех пор, как "Европейская правда" и "Европа без барьеров" подняли вопрос о предвзятом отношении британского Home Office к украинцам.

После начала российско-украинского конфликта Великобритания ввела жесткую политику в отношении всех, имеющих гражданство Украины. Количество отказов возросло в разы и достигло невиданных доселе значений; тем, у кого есть связь с Донбассом, некоторое время вообще отказывали в визах на этом основании, даже если человек уже переехал, например, в Киев. Были и те, кто получал отказ вообще без оснований и вменяемых объяснений, в том числе немало известных людей, например профессоров, которые точно не собирались эмигрировать в Британию.

 

Со временем дискриминационную "донецкую норму" отменили, но классификация украинцев как "опасной нации" и небрежность в оценке визовых заявок сохранились.

Чаша терпения переполнилась, когда в 2018 году британцы задержали визу украинскому атлету Евгению Гуцолу и тем сам сорвали участие Украины в эстафете на чемпионате мира по легкой атлетике в Лондоне.

В прошлом году в редакционной статье "Европейская правда" описала ряд вопиющих случаев визовых отказов и задержек с выдачей виз. Эти истории получили резонанс, потому что не имели ничего общего ни с уважением к украинцам, ни со здравым смыслом. Мы искренне пытались убедить Лондон изменить отношение к украинским путешественникам. Мы наверняка знаем, что то же самое делал официальный Киев. В конце концов, Украина почти два года имеет безвиз с континентальными государствами ЕС и доказала, что не представляет для них опасности!

Но Лондон каждый раз отвечал, что не готов даже говорить о своей визовой политике (хотя порой признавал, что ошибки в решениях есть, и их необходимо исправлять).

Юристы – значит "заробитчане"

Несколько дней назад "Европейская правда" и "Европа без барьеров" решили выяснить, стала ли визовая политика Британии более предсказуемой после прошлогодней кампании, и попросила своих читателей сообщить, сталкивались ли они с необоснованными визовыми отказами за последние месяцы.

Ответы, которые мы получили, откровенно поразили.

К сожалению, мы до сих пор видим странные решения визовых офицеров, которые бьют и по украинскому бизнесу, и, что особенно удивительно, по самой Британии.

И у нас есть основания утверждать: предвзятое отношение к украинцам осталось.

Все слышали о Лондонском арбитраже как о месте, где можно рассчитывать на честное решение бизнес-споров; поэтому London Court of International Arbitration часто прописывают в миллиардных бизнес-сделках, даже если они не касаются Великобритании. Это, к слову, очень выгодно самой Британии, если дела доходят до суда: выплаты арбитрам и британским юристам, ведущим процесс, составляют, в зависимости от сложности дела, от сотен тысяч до миллионов фунтов.

Но, похоже, британской визовой службе безразличны благосостояние и репутация собственного государства, как только возникает вопрос о выдаче виз украинским юристам и представителям бизнеса.

С этим столкнулась в октябре 2018 года киевская юридическая компания, ее представитель М. и бизнесмен – ее клиент (Прим: здесь и далее мы будем скрывать некоторые фамилии и имена из соображений конфиденциальности, хотя редакция имела возможность ознакомиться с подтверждающими документами и с обоснованием визового отказа в описанных случаях).

Вызов на арбитражные слушания с определенной датой, приглашением британской стороны, подтвержденные доходы (поверьте, достаточно высокие) – всего этого оказалось недостаточно, так как все украинцы – это априори группа риска. Украинский юрист и бизнесмен, которого вызвали в суд в качестве свидетеля, получили отказ с таким обоснованием: британский Home Office не уверен, что они не едут в Лондон в качестве трудовых мигрантов (?!).

К счастью, этот арбитраж не был сорван – они подались еще раз по срочной процедуре, смогли убедить визового офицера, что не останутся в Лондоне нелегалами, и успели получить визу. "Но после этого опыта я не буду рекомендовать клиентам прописывать место слушаний в Лондоне и вообще выбирать английский арбитраж", – рассказал упомянутый юрист.

И, к слову, у ЕвроПравды есть еще один пример отказа известному украинскому юристу, который был вызван на процесс в Лондон и получил отказ. Это – яркое свидетельство того, что украинцев даже с очень приличным доходом воспринимают как мигрантов. Без оснований, просто "по паспорту".

Деньги уплачены? Дальше вы не интересны

Изучаете английский и хотите поехать на языковые курсы? Неплохо зарабатываете и в состоянии заплатить 2000 евро за обучение в Великобритании? Будьте готовы к тому, что это – лотерея. Вы можете потерять деньги, получив отказ "просто так".

Так произошло с Еленой, которая подавалась на визу в конце 2018 года. Визовый офицер решил, что доход в $1000 в месяц – это очень мало, а еще (не шутка!) сообщил, что английский в Украине обычным людям не слишком нужен.

"Меня не убедило то, что вы планируете потратить более чем двухмесячный доход на курсы английского в Великобритании, и то, что вы вообще можете позволить себе такое обучение. Кроме того, вы сообщили, что уже изучали английский в Киеве на курсах Speak Up. И если вы можете учиться в Украине, то почему бы вам не делать это и в дальнейшем, да еще и дешевле?"

Откровенно говоря, не поверили своим глазам, когда читали текст этого отказа, хотя впоследствии выяснилось, что такой довольно пренебрежительный тон – не исключение.

Логика в этом отказе отсутствует.

Странно подозревать кого-то в неспособности заплатить за обучение, если оплата уже произведена, билеты куплены и все документы об этом есть в визовом центре.

Представительница компании, которая помогала в оформлении документов на языковые курсы, теряется в догадках и говорит, что такие отказы случаются абсолютно непредсказуемо, они несистемны, никакие правила не прослеживаются.

Единственная гипотеза – а нет ли у британцев "плана по отказам для украинцев", который им время от времени надо выполнять?

Между тем, в этом отказе есть еще одна крайне важная претензия к заявительнице:

"Вы не предоставили документального подтверждения, что английский язык поможет повысить ваш доход".

Сложно представить себе такой документ. Для большинства профессий, и тем более для предпринимателей, его просто не существует. И это, как выяснилось – системная проблема.

Без логики и справедливости

Отдельная история – заявка, в которой визовый офицер просто чего-то не заметил, и этого оказалось достаточно для отказа. В частности, в распоряжении редакции есть документы довольно успешного предпринимателя с доходом около 10 тыс. фунтов стерлингов. Ему отказали, потому что визовый офицер не заметил значок фунта и решил, что речь идет о 10 тыс. гривен, а банковскую выписку смотреть просто не стал.

А еще в распоряжении ЕвроПравды есть ряд отказов, где визовый офицер объясняет свое решение отсутствием документа, которого просто не существует в природе. Еще больше тех, где требуют документы, о необходимости подавать которые заявитель не знал и не мог знать.

К примеру, есть огромное количество отказов из-за того, что украинцы подали справку о состоянии счета, а не выписку за 6 месяцев. Хотя в официальных guidelines по поводу документов, которые нужно подавать на визу, нет ни слова о шестимесячном сроке!

И что самое интересное, согласно британским правилам, даже такие нелепые отказы нельзя оспаривать!

Британские офицеры – априори правы. Даже когда ошибаются. А это бывает довольно часто, в том числе – когда предъявляют "странные" требования, противоречащие логике.

При подаче на визу можно указать не только "официальный", но и неофициальный доход – британцы, как и ряд других государств, понимают, что значительная часть экономики государства находится в тени, не каждый работник получает "белую" зарплату, и поэтому британцы принимают также другие документы, подтверждающие финансовую состоятельность заявителя.

Это – на словах. А на деле мы имеем ряд отказов в визе с одинаковым объяснением: "Мы приняли к сведению банковскую выписку, которая гласит, что вы имеете на счете ХХХХ фунтов, но мы не можем установить происхождение этих средств, и поэтому приняли решение об отказе". На вопрос о том, почему британский визовый офицер берет на себя право определять "сомнительность" происхождения средств, вряд ли есть ответ, но у многих из-за этого срываются планы и сгорают билеты.

Порой это просто неуважение к сложившейся у людей ситуации. К примеру, к нам обратилась Владислава Церковная, которая не может поехать к бабушке (гражданке ЕС), легально живущей в Британии, именно из-за этих требований о "сомнительности происхождения средств" на счету (причем сумму британцы признают достаточной). Владислава получила уже три отказа, подаваться снова смысла нет. "Сейчас бабушка тяжело болеет и поэтому сама к нам приехать не может, и теперь я вообще сомневаюсь, что мы когда-нибудь сможем увидеться", – поделилась она.

Неуважение не ко всем, а именно к украинцам

Но больше всего возмущают свидетельства того, что британский Home Office испытывает особое отношение именно к украинцам.

И это нельзя объяснить дотошностью именно варшавского визового офиса, где обрабатывают заявки, поданные в Киеве. Точно так же действуют парижский и британский визовые центры, обрабатывающие заявки тех украинцев, кто легально живет, работает или учится в государствах ЕС.

Александр живет в Цюрихе, работает в крупном банке и по работе должен время от времени ездить по миру в короткие командировки. В Британии бывал неоднократно, учился там и, конечно, никаких правил не нарушал. В марте банк отправил его в плановую однодневную командировку в Лондон – даже без ночевки. Гарантий швейцарского банка, вполне приличной (а по украинским меркам – скорее космической) зарплаты, тройной оплаты за срочную процедуру и безупречной визовой истории оказалось недостаточно. Он получил отказ с мотивацией "мы не уверены, что вы не останетесь в Британии".

Единственной проблемой, которая снижала его рейтинг, было украинское гражданство, и этого оказалось достаточно для бессмысленного отказа.

Марина живет в Брюсселе и работает в проекте, который (что особенно интересно!) финансируется правительством самой Великобритании. Она получила отказ по формальным основаниям, да еще и с многочисленными фактическими ошибками, которые свидетельствовали – ее заявку вообще не анализировали всерьез.

Алексей – студент, он подавался в Таллинне в ноябре вместе с группой студентов из других стран. И он – единственный, кому визу готовили крайне долго. Казалось уже, что откажут, но, к счастью, в конце концов он получил разрешение. И это стало еще одной иллюстрацией того, что украинские анкеты идут по отдельной процедуре.

Действия Лондона и Киева

В Британии за визовую политику отвечает не внешнеполитическое ведомство, а Home Office, то есть МВД. Там ответили на запрос "Европейской правды" и заверили, что никакого особого отношения к украинским заявителям нет. А еще заявили, что уже улучшили свою визовую практику после последних жалоб и не планируют дальнейших изменений.

"За последние месяцы мы провели ряд изменений, чтобы улучшить обслуживание клиентов, включая совершенствование системы онлайн-платежей, сокращение сроков выполнения работ и мониторинг наличия свободных мест для подачи документов". Да, в прошлом году "Европейская правда" действительно писала об этих претензиях – но не только о них. К сожалению, несмотря на заверения Лондона, мы до сих пор видим ошибки, предвзятость к украинцам и тому подобное.

Официальный Киев уверяет, что постоянно направляет Лондону сигналы о недопустимости такого отношения. "На протяжении последних 12 лет Украина поднимает перед британской стороной вопрос упрощения визовых требований для граждан Украины", – говорится в официальном ответе украинского МИД на запрос "Европейской правды". Однако дипломаты признают, что ни намека на взаимопонимание нет: "Правительство Великобритании декларирует отсутствие намерений менять визовый режим в ближайшей перспективе".

Более того, по нашим данным, британский Home Office отказывается вести даже неформальные консультации по этому поводу.

И если за 12 лет ситуацию не удалось изменить – мы должны действовать иначе.

Важно отметить: несмотря на всю критику, мы должны признать, что некоторые технические изменения действительно произошли после начала публичного скандала вокруг визовой практики Лондона. Уровень отказов снизился – но все равно он очень большой, немного выше 10%. Ускорилось рассмотрение – теперь британцы укладываются не в 15 рабочих дней, а, как правило, в 10.

Кроме того, следует согласиться с тем, что в период Brexit британцам не до изменения визовой политики. И поэтому правильным будет не восстанавливать симметричный визовый режим для граждан Великобритании прямо сейчас. Но в то же время капитулировать недопустимо. Мы должны сохранять вопрос визовой политики в повестке дня переговоров.

В ближайшее время "Европейская правда" и "Европа без барьеров" обнародуют конкретные предложения по этому поводу, но уже сейчас можно назвать одно ключевое требование.

Как только станет известна дата Brexit, президент Порошенко должен подписать указ о безвизе для Британии, но только на один год, с четкими требованиями к британским друзьям. Это – наше требование к президенту.

А для нового продления безвиза после того, как этот год закончится, Лондон должен будет как минимум начать решать проблему предвзятого отношения Home Office к украинцам.

Мы не можем ждать еще 12 лет, пока Великобритания сама до этого дозреет. Это вопрос достоинства. А это слово слишком много значит для Украины.

Авторы:

редакция "Европейской правды",

общественная организация "Европа без барьеров"