Гимн под запретом: зачем Словакия реанимирует конфликт с венгерским меньшинством
В последние годы, особенно на фоне спора с Киевом, правительство Виктора Орбана постоянно ставит в пример отношения Венгрии со Словакией.
Мол, раньше, особенно в 2008-2011 годах, тоже были непрерывные конфликты, но затем наступило сплошное добрососедство. Но две недели назад эта идиллия дала трещину, и причина – очень знакомая украинцам.
27 марта Народный совет Словакии принял изменения в закон о государственных символах. Новая редакция закона должна вступить в силу с 15 мая.
Согласно изменениям, гимн иностранного государства можно будет играть или петь на публичных мероприятиях только в присутствии официальной делегации этой страны.
Иначе – штраф в размере 7000 евро, который, правда, может быть взыскан только с юридического лица.
От хоккейной формы до гимна
Изменения в закон о государственных символах инициировали пять депутатов от Словацкой национальной партии (SNS), которая известна своими националистическими и одновременно пророссийскими настроениями.
Поводом стала... новая форма хоккейной сборной Словакии, которую представили осенью прошлого года, а точнее, эмблема на ней. Она напоминает герб страны, но с измененным изображением креста и хоккейными клюшками, поднятыми вверх в знак победы, вместо синих холмов.
Аутентичных государственных символов на форме сначала не было, и это возмутило не только словацких националистов из SNS, но и ученых из университета имени Коменского в Братиславе.
В конце концов, форму договорились дополнить аутентичной государственной символикой, а Словацкая национальная партия инициировала изменения в закон.
Но в пункте 5 законопроекта об изменениях речь шла о том, чтобы в части 2 статьи 13 Закона о государственных символах Словакии от 1993 года убрать одну запятую и добавить три слова, в частности слово "только".
В конце концов получился фактический запрет на исполнение гимна иностранного государства во время публичных мероприятий, если на них не присутствует официальная делегация этого государства.
На этой поправке особенно настаивал один из инициаторов изменений и представитель SNS Душан Титтел – легендарный словацкий футболист в прошлом, защищавший цвета "Слована" из Братиславы.
Это важная деталь, ведь у этой футбольной команды сложные отношения с другим словацким клубом "DAC 1904" из Дунайской Стреды, который является одним из символов полумиллионной венгерской общины Словакии. В 2008-м матч между этими клубами закончился столкновениями на трибунах и громким скандалом на этнической почве.
Хотя изменения в закон затрагивают права не только венгерской общины Словакии, она восприняла их как целенаправленную атаку.
Более того, как атаку именно на клуб "DAC 1904", болельщики которого на каждом матче поют венгерский гимн всем стадионом.
Конечно, в Словацкой национальной партии это опровергают.
Будапешт в ожидании
Но больше всего критики за эту норму досталось не националистам из SNS, а другим политическим силам. В первую очередь Most-Híd, которая является партией венгерской общины Словакии и входит в правящую коалицию вместе со Словацкой национальной партии (SNS) и Smer–SD экс-премьера Роберта Фицо.
Как ни парадоксально, но 9 из 13 депутатов венгерской партии поддержали изменения в закон. Еще двое воздержались, а лидер партии Бэла Бугар отсутствовал по состоянию здоровья.
Также за изменения в закон проголосовал сын известного венгерского писателя Лайоша Гренделя Габор Грендель из фракции OĽaNO ("Обычные люди").
Всего за эти поправки в закон проголосовали 108 депутатов из всех фракций, кроме оппозиционной "Свобода и солидарность" (SaS).
И учитывая то, сколько обращений в следующие две недели поступило президенту Словакии Андрею Киске с призывом не подписывать изменения в закон, а вернуть их в парламент, очевидно, мало кто из депутатов читал, за что голосует.
Важный момент: принять решение о подписании или ветировании закона должен именно действующий президент Андрей Киска. Ведь его полномочия завершаются 14 июня, а Lex DAC должен вступить в силу 15 мая.
Шансов, что президент Словакии подпишет новый закон о государственных символах, маловато. Ведь вступление в силу этих изменений может привести как к политическому кризису внутри Словакии, так и к серьезным последствиям на международной арене.
И хотя в Словакии президентское вето легко преодолеть – достаточно снова проголосовать за этот закон простым большинством, – реакция Будапешта пока достаточно сдержанная.
Пока у Виктора Орбана ограничились кратким комментарием о неприемлемости таких решений, а Петер Сийярто провел оперативные консультации со своим словацким коллегой Мирославом Лайчаком на праздновании 70-летия НАТО в Вашингтоне.
Но возмущение среди венгров не стихает, особенно в Дунайской Стреде. В прошлую субботу, перед домашним матчем с "Жилиной", фаны DAC устроили патриотический перфоманс на стадионе – с файерами, огромными баннерами-лентами и, конечно же, коллективным исполнением венгерского гимна, который начинается со слов "Боже, благослови венгров".
Нет никаких сомнений, венгры помнят, что не так давно, в 2014-м, префект румынского уезда Ковасна оштрафовал на 5000 лей (1130 евро) Венгерскую гражданскую партию, которая была организатором годовщины Трианона, где звучал венгерский гимн и не было румынского.
Это дело спровоцировало дипломатическую напряженность между Бухарестом и Будапештом, прошло несколько судебных инстанций, и в конце концов штраф отменили.
Выводы для Киева
На Закарпатье тоже часто можно услышать венгерский гимн на публичных мероприятиях. Обычно до или после него звучит и украинский гимн. К счастью, прецедентов, чтобы это становилось поводом для непонимания, еще не было. Скорее наоборот.
Чего не скажешь о других венгерские символах – флагах, монументах, скульптурах. Об этом "Европейская правда" подробно писала в публикациях "Жечь и взрывать: хроника уничтожения венгерских символов и зданий на Закарпатье" и "История конфликта: кто разрешал и кто снимал венгерские флаги с местных советов на Закарпатье".
Очевидно, что Украине еще не раз придется нормировать использование символов иностранных государств и нацменьшинств. Такие призывы уже неоднократно звучали, правда, преимущественно от "горячих голов".
Но это дело требует трезвого взгляда, диалога и действительно европейских практик.
И последний опыт Словакии – это точно пример для Украины, как не надо делать.
Автор: Дмитрий Тужанский,
политический эксперт