Молдавская ловушка для Зеленского: почему Банковой стоит забыть о дружбе с Додоном
Зеленский, как и обещал, работает иначе, чем предшественники – нравится это или нет. Есть моменты, которые вызывают критику; есть и то, что стоит приветствовать.
Одно из новшеств – готовность или даже стремление президента слушать советы. Банковая публично обращается к гражданам – мол, советуйте, и мы прислушаемся. Это было одной из его "фишек" во время предвыборной кампании и осталось после. Более того, эксперты по иностранным делам говорят, что их советы действительно слышат и иногда учитывают.
В конце концов, мы все увидели действительно качественные кандидатуры в этой области!
В тех случаях, когда речь идет о действительно профессиональных представителях экспертного сообщества, открытость к советам – это и правда хорошо. Именно такого диалога порой не хватало администрации Порошенко.
Вот только в последнее время круг "советников" разросся настолько, что это начинает пугать. А порой "советы для Зе" поступают даже от соседей.
Не всегда дружественных.
Додон-советчик
Уже дважды (!) в роли такого публичного советника попытался выступить президент Молдовы Игорь Додон. По меньшей мере, один раз – успешно.
Неделю назад Додон сообщил о своем телефонном разговоре с Зеленским. Мол, не просто поговорили, но и договорились о встрече.
А на этой неделе Зеленскому в Кишиневе сообщили о новом контакте глав государств – мол, президент Молдовы решил поздравить своего украинского коллегу с обретением полномочий. Было ли поздравление письменным или они снова созвонились – у Додона не уточнили, но заверили, что службы двух президентов уже готовятся к их встрече. "Сейчас идет работа в этом направлении", – цитирует президентский сайт внешнеполитического советника Додона, Аурелиу Чокоя.
Что плохого в том, что президенты соседних государств договариваются о встрече?
Так может подумать читатель, и не исключено, что так же рассуждали и в команде Зеленского.
Вряд ли для нового президента будет аргументом то, что Петр Порошенко ни разу не контактировал с Додоном, и даже публично отказывался от встречи с ним. В дипломатических кругах говорят, что Додону запрещен въезд в Украину по представлению СБУ – но даже если это так, это тоже может не быть убедительным аргументом для новой украинской власти. В конце концов, Служба безопасности известна своим умением выносить не всегда продуманные решения и предписания, которые впоследствии сама же вынуждена отменять.
Но случай с Додоном – особенный.
Бойкот с историей
"Игнор" в адрес Додона от Порошенко – это не ошибка, не прихоть и не самодурство. Этот молдавский политик – наиболее лояльный Путину президент на постсоветском пространстве.
Возьмусь предположить, что в посольстве Украины в Молдове (то есть среди тех, кто ежедневно сталкивается с тамошней реальностью) не найдётся ни одного дипломата, который порекомендовал бы Зеленскому помириться с ним.
Более того, даже молдавских специалистов удивили эти новости! На этой неделе автор этих строк посетил Кишинев, и на встречах с коллегами, экспертами и политиками одним из первых вопросов часто звучало: что, Зеленский действительно готов с ним встретиться?
"А он спросил Додона, чей Крым?" – под таким заголовком вышла статья на авторитетном независимом сайте NewsMaker.
Но в Украине токсичность контактов с Додоном, похоже, не столь очевидна. Поэтому стоит напомнить детали.
Здесь есть целых три составляющих. Первое – это заявления Игоря Додона, в том числе о Крыме. Второе – это его дружба с Путиным и зависимость от российского босса. И третье – это степень влияния Додона на реальную политику в Молдове. Или, точнее, полное отсутствие этого влияния, помноженное на де-факто международную изоляцию президента этой страны.
Теперь – подробнее о каждом из этих аргументов.
За что не любят Додона
Самая известная (но не единственная!) претензия к Игорю Додону – это содержание его заявлений. Прежде всего – по Крыму. Чтобы не быть голословными, мы собрали часть из них.
"Крым принадлежит Российской Федерации", – категорично заявил он во время предвыборной кампании 2016 года. Это стало темой для обсуждения в Молдове (в составе которой, к слову, есть оккупированное россиянами Приднестровье), но Додон не стал менять позицию.
"Крым де-факто российский. Юридически это до сегодняшнего дня не признано Западом, но реальность такова... Это нужно говорить честно, открыто, и нечего здесь бояться", – повторял тогда еще кандидат в президенты Молдовы.
Однопартийцы Додона пытаются убедить, что Украина преувеличивает заявления, звучавшие перед выборами – мол, не стоит обращать внимание на предвыборную риторику. Это – неправда.
Додон искренне презирает независимую Украину и доказывал это не раз, а его позиция по Крыму – очень давняя.
Вот пример – видеозапись еще 2015 года (смотрите с 55-й минуты).
На референдуме открытом большинство граждан высказались за то присоединение к Российской Федерации... Я считаю, что это законно", – пояснял он. "Я понимаю, что в Украине это не нравится. Но это мое мнение, я об этом высказывался и год назад", – добавил он после уточнения ведущего о возможной реакции Киева.
После избрания на пост президента Додон не изменил своего мнения, несмотря на жесткую критику и бойкот со стороны Киева. Вы не найдете ни одного заявления, где он признал бы суверенитет Украины над Крымом! Общие размытые фразы, попытки уйти от ответа были не раз, но опровержение своей прежней позиции – ни разу.
Вот, к примеру, 2018 год. В эфире одного из молдовских телеканалов (дискуссия велась на румынском языке, поэтому ссылка – на текстовую новость) он повторил заученную фразу, что Молдова не ставит под сомнение целостность Украины, но на вопрос ведущего, касается ли это Крыма, просто отказался отвечать.
Да и не только по Крыму есть вопросы. Додон считает Украину "нестабильной страной, которая враждебно относится к соседу (РФ), на территории которой продолжает тлеть гражданский конфликт".
Но даже на таком фоне есть еще более весомые аргументы против встречи Зеленского с Додоном.
Президент "ни о чем"
Сторонники встречи Зеленский – Додон, если таковые и существуют, могли бы ответить: "Если Порошенко встречался с Путиным, то чем будет хуже встреча с пусть и пропутинским, но президентом Молдовы?"
На это есть четкий ответ. Эта токсичная встреча просто не имеет смысла. Додон в Молдове не решает ничего.
Во-первых, Игорь Додон не является самостоятельным игроком, это признают даже его соратники-социалисты.
Это, кстати, феномен, о котором можно написать отдельную статью: молдавские политики не считают чем-то странным или неприемлемым признавать, что судьбу государства решают "где-то там, за границей". Политикам из партии Додона это свойственно больше всего.
Свой центр притяжения они также не скрывают, это – Кремль.
Только представьте себе: в середине апреля, когда стало ясно, что формирование коалиции в Молдове затягивается, парламентская фракция Соцпартии в полном составе улетела в Москву!
Это не преувеличение и не шутка, действительно полетели все 35 депутатов – более трети парламента. И социалисты официально признали эту поездку. Интересная деталь: перед тем в Москву дважды за две недели слетал Додон, но россияне решили, что на президента Молдовы нельзя положиться в донесении сигналов до его депутатов и решили встретиться с теми лично.
Возникает вопрос: а зачем Зеленскому встречаться с таким президентом?
К слову, от встречи с Додоном отказывался не только Порошенко. Его статус в мире – очень специфический.
"За время президентства Додон был с официальным визитом только в Иране (дважды) и в Москве (много раз). И еще в Комрат ездил. Он, по сути, нерукоподаваемый президент в мире. Исключением стали его поездки на Мюнхенскую конференцию по безопасности и на юбилей окончания Первой мировой войны, там согласовали визит сугубо по статусу: президент – значит можешь приезжать", – объясняет ЕП авторитетный молдавский аналитик, а недавно оппозиционный политик Оазу Нантой.
"Ни одну из проблем Украины в диалоге с президентом Додоном решить невозможно", – констатирует он и удивляется, почему вообще этот вопрос возник в Украине.
С Нантоем сложно не согласиться. Ведь даже если говорить не о политическом, а о юридическом влиянии, то у Додона нет рычагов. Никаких, вообще!
В Молдове у президента – не больше прав, чем у короля в конституционных монархиях. Он не может даже ветировать законы, не может распускать парламент, не может блокировать назначение правительства и т.п. Откуда взялись эти ограничения? Это – отдельная грустная история. ЕвроПравда неоднократно писала о проблемах Молдовы, за которой в Европе закрепилось название "захваченного государства": все органы власти здесь контролирует олигарх Плахотнюк; несколько лет назад подконтрольный ему Конституционный суд забрал у президента последние полномочия.
Но для вопроса, которому посвящена эта статья, это не имеет значения.
Главное то, что Додон – это откровенно антиукраинской, пропутинский, изолированный в мире политик без полномочий.
Стоит ли Зеленскому выполнять договоренности о встрече с Додоном, несмотря на токсичность этого персонажа? А может, стоит спросить совета у украинских дипломатов и экспертов, которые говорят, что Додон по крайней мере должен извиниться за свои многочисленные заявления?
Ответ, казалось бы, очевиден, но очень важно услышать его от Зеленского.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"