Без правил для России: как и почему в ПАСЕ согласились снять санкции с агрессора
В понедельник в Париже состоялось заседание регламентного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы. На первый взгляд обычное, совершенно не значимое событие – ПАСЕ далеко не самый влиятельный орган в Европе, а заседания комитетов ассамблеи тем более не привлекают к себе внимания.
Но это заседание стало особенным.
На нем европейские депутаты согласились на капитуляцию перед требованиями РФ и выполнили все ее пожелания. Проект резолюции, который одобрил регламентный комитет, вводит особую, индивидуальную процедуру для возвращения россиян уже на летней сессии ПАСЕ. А одновременно, чтобы россияне не боялись приезжать в Страсбург, ПАСЕ должна сделать себе "ампутацию" и убрать из своих полномочий право налагать на Россию санкции.
Идея прощения России в ПАСЕ витает не первый год, она несколько раз выносилась на голосование – но каждый раз проваливалась. Но со вчерашнего дня ситуация резко изменилась: депутаты поддержали проект подавляющим большинством голосов. Это – еще не окончательная победа Кремля, через три недели этот документ должен поддержать сессионный зал. Но уже известно, что сторонники России сделали все возможное и невозможное, чтобы гарантировать такую поддержку.
"Европейская правда" разобралась, о чем говорится в решении, почему оно появилось сейчас и как России удалось убедить европейских депутатов.
Санкции – долой!
Попытки снять с России санкционное давление в ПАСЕ не новы.
Идею "прощения" россиян открыто поддерживает генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, а также ряд очень влиятельных депутатов, поэтому в последние годы в Страсбурге более чем регулярно начиналась борьба за Россию без санкций.
Каждый раз украинской делегации удавалось остановить эти попытки.
С самыми активными и самыми грубыми попытками вернуть РФ Киев столкнулся прошлой осенью, но тогда поражение друзей РФ было настолько разгромным, что казалось окончательным. Да и действующие правила ассамблеи не оставляли шанса на то, что россияне смогут вернуться – по крайней мере, не в этом году.
Но разве правила имеют значения, когда на кону – политическая целесообразность?
Главными драйверами снятия ограничений с России стали правительства Германии и Франции.
Они собрали голоса в пользу поддержки решения Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) о новой санкционной процедуре против государств-нарушителей. Инициаторы изменений не скрывали ключевую идею изменений: она заключалась в том, что новая процедура должна быть максимально сложной и неповоротливой. То есть такой, чтобы применить ее против РФ было почти невозможно.
Украина не смогла выиграть раунд в КМСЕ, но и не проиграла его. В решение вошел критически важный для Киева пункт о том, что новый санкционный механизм дополнит существующий механизм санкций, а не заменит его. Итак, автоматической отмены старых санкций быть не должно– только если ассамблея решится на ампутацию собственных полномочий – а это казалось почти нереальным.
Но Берлин и Париж умеют находить аргументы, которые делают мечты реальностью.
Мечты, правда, их, а реальность может стать нашей.
Что уже принято и осталось
Очень важная деталь: по состоянию на сейчас санкционное давление еще не снято. Резолюция ПАСЕ одобрена только комитетом. Это важный подготовительный шаг, но окончательное решение должна принять ассамблея.
Это дает шанс украинским депутатам убедить европейских коллег, объяснить им, насколько серьезными могут быть последствия их решения.
Но, если быть откровенным, уверенности в успехе нет. Нормы, которые согласовал профильный комитет, слишком серьезные. Даже, казалось бы, невероятные. Причем их приняли абсолютным большинством голосов.
По сути, речь идет о капитуляции ПАСЕ перед Россией, о ее саморазрушении.
Проект резолюции ПАСЕ, утвержденный комитетом, уже опубликован.
Название документа вообще переводится так, словно речь идет о чем-то исключительно положительном: "Усиление процесса принятия решений в ПАСЕ относительно полномочий и голосований".
Реально же среди 12 параграфов решения ключевой вес имеют два – те, которые адресно направлены на Россию (но вы не найдете в нем ни одного упоминания названия РФ, она подается обезличенно – хотя нет другого государства-члена, которое находится под санкционным давлением и потому не участвует в работе ПАСЕ).
Итак, первая норма утвержденного проекта предлагает отменить право ПАСЕ накладывать ключевые санкции. Не только против России, а вообще как класс. В регламент добавляется норма, согласно которой ассамблея больше не сможет ограничивать право голоса, право выступления, право участия и голосования в комитетах ассамблеи. По сути, единственными санкциями, которые сможет накладывать ПАСЕ, останется запрет занимать ведущие должности в органах ПАСЕ и запрет на участие в наблюдательных миссиях. Но и это не предел – последний пункт решения предлагает отметить, что санкционные правила "требуют дальнейшего пересмотра"!
Вторая норма проекта позволяет россиянам "в качестве исключения" вернуться в ассамблею в середине года, и даже больше – посреди летней сессии. Это правило противоречит уставу Совета Европы и поэтому вводится только на июньские заседания 2019 года. Дело в том, что россияне не хотят приезжать в Страсбург, пока ПАСЕ не откажется от своего права накладывать санкции на Россию когда-либо в будущем.
И поэтому, по договоренности с РФ, руководство ПАСЕ утвердило доселе не виданный график работы. Решение ассамблеи об отмене санкций должно быть принято в понедельник, как только депутаты приедут в Страсбург – не оставив им возможности обсудить эти изменения в партийных группах. Это значит, что у украинской делегации вообще не будет времени, чтобы лоббировать свою позицию в Страсбурге – а обычно это лоббирование было эффективным. Получив "зеленый свет" о том, что угроза санкций снята, Россия, по этому сценарию, передает список своих делегатов и в среду они уже работают в ПАСЕ.
И наконец, о нынешнем раскладе сил. Заседание комитета показало, что "прощение" РФ поддерживает абсолютное большинство депутатов. "Голоса распределились следующим образом: 18 за, шесть против (украинцы, британцы, страны Балтии), один (поляк) воздержался", – сообщил после встречи председатель украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев.
Что на кону?
Краткая справка: санкционное давление в Совете Европы, с которым упорно борются друзья России, не связано с экономикой. Оно не наносит ущерба "семье Путина", не ограничивает российскую экономику и т.д. Речь идет о сугубо политических ограничениях, наложенных на делегацию РФ в ответ на аннексию Крыма и вооруженную агрессию на Донбассе. Еще весной 2014 года российским депутатам ограничили право голоса в ПАСЕ, лишили права управлять комитетами, участвовать в руководящих органах и наблюдательных миссиях до конца года – оставили только право выступать на сессии, инициировать решения и голосовать в комитетах.
В следующем году эти ограничения продолжили, а с 2016 года Москва просто прекратила отправлять свою делегацию в Страсбург, избегая унизительной санкционной процедуры (по правилам ПАСЕ, если делегации нет, то и санкции на нее формально не налагаются).
Между тем, без влияния многочисленной российской делегации, ПАСЕ превратилась в орган, достаточно критичный к России. Это не на шутку раздражало Кремль, поэтому два года назад там перешли к шантажу: остановили уплату взносов в бюджет Совета Европы. Дыра в 33 млн евро в год, или 7% бюджета, привела к финансовому кризису в организации (хотя собственно на ПАСЕ шла лишь мизерная часть этих денег). Параллельно в Москве начали говорить о возможности выхода РФ из Совета Европы.
Похоже, в конце концов шантаж подействовал.
Чем это опасно для Украины?
Это создает первый прецедент смягчения санкций против РФ.
Более того, Россия получила наглядное доказательство: Запад настолько ценит "диалог" с агрессором, что даже обычного шантажа может хватить для снятия санкций, введенных против нее. И нет больших сомнений, что попытки наступления на санкции будут иметь продолжение.
Но это – далеко не единственная проблема.
Эффект домино
В Страсбурге неохотно об этом говорят, но еще с прошлого года депутатам ПАСЕ поступают сигналы о том, что безусловное снятие санкций с России приведет к потере доверия украинского гражданского общества. Украинские правозащитники уже сделали весьма жесткое совместное заявление о "капитуляции Совета Европы". А украинский МИД официально предупредил СЕ, что готовит жесткие шаги в случае возвращения России в ПАСЕ.
Даже если отложить в сторону интересы Украины, даже если закрыть глаза на ценности Совета Европы, все равно решение ПАСЕ – если резолюция будет утверждена в нынешнем виде – будет иметь катастрофический эффект для Совета Европы. И это не преувеличение.
Ведь санкционный механизм будет убит для всех, а не только из России. В этих изменений мониторинговый механизм ПАСЕ - один из ключевых инструментов ассамблеи - перестает работать. Много государств будут выполнять "указания" мониторинга, если нарушение ими правил больше не будет тянуть за собой наказаний?
Грубые нарушения принципов международного права, а тем более аннексия чужой территории – исключительное событие на европейском континенте. Но текущие, мелкие нарушения – не такое уж и редкое явление для Парламентской ассамблеи, и санкции всегда помогали их исправлять.
К примеру, правила и традиции СЕ обязывают все страны направлять в Страсбург сбалансированную делегацию: соотношение власти и оппозиции, количества мужчин и женщин, различных партий и т.п. должно быть точно таким же, как и в национальном парламенте. И если, например, определенное государство направляет в Страсбург сугубо мужскую делегацию – то другие депутаты ПАСЕ, узнав об этом, оспаривают полномочия национальной делегации и заставляют страну-нарушительницу исправить проблемы.
Сейчас это реально работает, но теперь эта возможность будет просто похоронена, если ПАСЕ решится на "ампутацию" собственных санкционных полномочий
Но в случае, если Россия вернется, Украина может столкнуться с другой, еще более опасной проблемой.
Представьте себе ситуацию: российская делегация триумфально возвращается в Страсбург (украинская, возможно, делает симметричный шаг и прекращает работу в ПАСЕ). А на следующую сессию РФ передает в ассамблею обновленный состав своей делегации, включив в него... всех без исключения "депутатов", избранных в Госдуму по Крымскому федеральному округу.
По всем правилам и логике ПАСЕ должна была бы остановить это безобразие и лишить россиян права голоса, а может и вовсе прекратить их полномочия – но не сможет этого сделать, потому что групповые санкции уже убиты. Россия снова на коне – объявляет, что добилась признания депутатов из "Крымнаша" на уровне ассамблеи Совета Европы
Хотят ли Франция и Германия такого сценария или десятка других подобных? Вряд ли.
Операция "Прощение России", которая реализуется сейчас, больше похожа на спонтанную, эмоциональную, чем трезвую и продуманную.
Удастся ли украинским депутатам, общественным активистам, правозащитникам и журналистам донести до Запада понимание этой опасности и остановить их от ложного голосования в июне? Уверенности нет, но использовать этот шанс действительно необходимо.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"