Коньяк, лес-кругляк и ежегодный техосмотр: где проевропейские партии готовы нарушать соглашение с ЕС

Пятница, 12 июля 2019, 08:30 — , , Европейская правда
Фото: УНИАН

Найдет ли новый парламент силы решить торговые конфликты с ЕС, которые останутся ему "в наследство" от старой власти? 

Похоже, что да. Большинство партий будущего парламента, включая "Слугу народа", уверяют, что готовы отменить даже скандальный мораторий на экспорт леса-кругляка (точнее, заменить его другими мерами). 

"ЕвроПравда" завершает публикацию масштабного исследования по обязательствам ведущих политических партий относительно проведения европейских реформ. В предыдущих частях мы проанализировали партийные обязательства "политического блока", а также планы партий в сферах энергетики и экологии

В этой части – о самых острых вопросах внешней торговли, которые вытекают из Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, а также о реформах в транспортной отрасли, аутсайдере по внедрению европейских стандартов. 

Мы получили ответы всех партий, рейтинг которых позволяет им пройти в Раду, кроме "Оппоплатформы" – последняя просто не собирается выполнять Соглашение об ассоциации, называя его условия "кабальными".

Рада идет лесом

Украина стала первой страной, в отношениях с которой Евросоюзу пришлось использовать механизм арбитражного разрешения споров, прописанных в соглашениях о свободной торговле. 

Спор, о разрешении которого не удалось договориться мирно, – это, конечно же, печально известный "лес-кругляк".

И ответы, которые мы получили от партий-лидеров, свидетельствуют, что в новой Раде есть шансы решить эту проблему, заменив мораторий другим защитным инструментом. Такую возможность не исключают в "Слуге народа", "ЕС", "Голосе" и "СиЧ".

И это хорошо, поскольку очень скоро Рада будет вынуждена искать выход.

Причина этого – уже упомянутый арбитраж. Механизм уже запущен и (это признают даже чиновники) наверняка закончится поражением Украины. Не исключено, что решение появится уже до конца текущего года. 

И если Рада и после этого не проголосует за отмену моратория – отношения с ЕС зайдут в тупик.

Но что должно прийти на замену мораторию?

От "Слуги" до "Голоса": что хотят изменить для ЕС и НАТО будущие парламентские партии

Единственной партией, подробно изложившей свое видение, стал "Голос". В партии Вакарчука предлагают решить проблему путем стопроцентного охвата чипированием всей древесины в лесхозах. "Это позволит исключить нелегальный экспорт древесины, поскольку ее невозможно будет вывозить через легальные пункты пересечения границы", – пояснили в партии. Также они предлагают обязать проводить продажу крупных партий древесины исключительно через систему ProZorro. Стоит добавить, что чипирование – эффективный, но довольно недешевый механизм. 

"Слуга народа", которая должна стать крупнейшей фракцией нового парламента, также согласилась с необходимостью отменить мораторий, заменив его чем-то другим, но избежала деталей, пообещав ввести "правила вырубки по образцу Швейцарии или Австрии".

В "Европейской солидарности" также признали, что мораторий противоречит Соглашению об ассоциации и придется искать "взаимоприемлемый компромисс с ЕС", но вообще не привели конкретных идей (стоит напомнить, что именно президент Порошенко в свое время подписал закон о моратории).

Радикальное решение предлагают у Смешко – "Сила и честь" готова к введению "полного экологического запрета вырубки, в том числе и для внутреннего потребления". 

"Европейскую сторону это решение, вероятно, удовлетворило бы, поскольку исчезает искривление торговли. Но есть вопрос, насколько полный запрет вырубки соответствует экономическим интересам Украины", – предупреждает Вероника Мовчан, научный директор Института экономических исследований и политических консультаций, которая принимала участие в нашем исследовании. Такой сценарий действительно выглядит маловероятным – в конце концов, тогда Украине придется самой импортировать древесину.

Единственной партией, которая ратует за сохранение моратория в его нынешнем виде, стала "Батькивщина". "Украинский лес должен перерабатываться в Украине, давая продукт с добавленной стоимостью", – заявили в партии Тимошенко. Там добавили, что к переработке древесины "должны быть привлечены совместные с европейскими партнерами предприятия с инвестициями из ЕС", но, к сожалению, это предложение не устранит нарушения Соглашения об ассоциации, а следовательно – будет означать обострение торгового конфликта с ЕС.

Защитить коньяк 

Стоит ли ждать от новой Рады новых инициатив, нарушающих экономическую часть Соглашения об ассоциации? Если верить ответам партий – нет. Точнее, почти нет.

О невозможности введения новых торговых ограничений для импорта из ЕС заявили четыре из пяти партий. Единственное исключение – "СиЧ", там готовы к "ограничительным импортным пошлинам для защиты важных отраслей".

Однако есть нарушения соглашения, к которым украинские политики относятся лояльнее, предлагая идеи, которые гарантированно не будут восприняты Брюсселем. Показательный пример – названия "Коньяк", "Шампанское" и другие зарегистрированные географические названия, от которых Украина обязалась отказаться.

Но "Голос" и "СиЧ" считают, что этот отказ не окончательный. 

В этих партиях хотят вернуть Украине право на производство "коньяков" и "шампанских" и обещают дополнительные переговоры с ЕС по этому поводу. 

Сложно сказать, является ли это предвыборным популизмом, или партии действительно имеют такое намерение, но подобные заявления несколько удивляют. 

Во-первых, производители этих продуктов уже сами выразили готовность к отказу от таких названий. Во-вторых, позиция ЕС не имеет шансов измениться, что доказали многочисленные переговоры Брюсселя с другими партнерами, от Азии до Америки. "Переговоры с Брюсселем в этом случае, думаю, не помогут. – комментирует Вероника Мовчан. – Лучше было бы подумать об эффективном ребрендинге, воспользовавшись в том числе помощью ЕС. Сейчас мир очень динамичен, выгоды от нового бренда, мне кажется, недооцениваются".

От "Слуги" до "Голоса": что хотят изменить для ЕС и НАТО будущие парламентские партии

А вот в вопросе защиты брендов все проевропейские партии оказались единодушны: таможня должна усилить контроль за "Абибасами" и другими подделками, даже если это приведет к исчезновению с рынков дешевого контрафакта.

"Дешевый контрафакт убивает внутреннее производство, которое спокойно могло бы его заменить и удовлетворить спрос граждан", – уверены в "Голосе". "Представьте, что кто-то использует бренд украинской компании и производит продукцию худшего качества, фактически портя нашу репутацию. Нам это понравится? Конечно, нет", – пояснили в "Европейской солидарности"

Но в то же время, не все партии рады открытию украинского рынка государственных закупок для компаний из ЕС. Его ограничение при определенных условиях допускают в "Слуге народа", "СиЧ" и "Батькивщине", и если две первые партии осторожно отмечают, что такое возможно только "при определенных условиях" и "после согласования с ЕС", то в партии Тимошенко напрямую говорят, что ограничение свободной конкуренции на госзакупках "есть в планах".

Это довольно опасная позиция, ведь украинские компании сейчас как раз начинают выходить на рынок госзакупок ЕС, и этот рынок имеет огромную емкость. И если мы ограничим доступ европейцев на свой рынок, то это может привести к зеркальным мерам, способным навредить нашим экспортерам.

"Промышленному безвизу" быть?

Но хватит о проблемах. В ответах на большинство других вопросов "торгового блока" украинские партии показали почти единодушие.

Так, все партии-лидеры готовы поддерживать интеграцию Украины в общую транзитную систему ЕС. Соответствующий закон должен был быть принят еще до 2016 года, но до сих пор был "не актуален" для законодателей. Возможно, с новой Радой это изменится.

Также все партии считают приоритетом поддержку согласованного с ЕС законопроекта об авторизованных экономических операторах (что должно существенно упростить таможенные процедуры для законопослушного бизнеса).

Почти единогласно партии поддерживают законы, необходимые для "промышленного безвиза". 

Речь идет о движении Украины к подписанию соглашения ACAA, которое имеет целью автоматическую сертификацию украинских промышленных товаров для поставки на рынок ЕС. Все партии назвали их одобрение "важной и срочной задачей". 

Несколько отличный ответ дала лишь "Батькивщина" – там отмечают необходимость дополнительных консультаций с бизнесом перед принятием этих законов.

Есть согласие и по необходимости внедрения европейских стандартов санитарного и фитосанитарного контроля. Несмотря на то, что плановый переход на эти нормы в 2021 году требует существенных затрат от бизнеса, большинство партий не готовы переносить сроки.

При этом в "Слуге народа" и "ЕС" допускают частичную компенсацию затрат бизнеса на этот переход, однако расходятся в оценках, кто должен платить. В партии Порошенко считают, что расходы должна взять на себя Украина, а в партии Зеленского рассчитывают на специальную финансовую программу Евросоюза (которой пока не существует). 

Такие ответы добавляют оптимизма.

Даже в период кампании, когда популизм особенно "в цене", подавляющее большинство партий предпочитают углубление торговых отношений с ЕС, а не протекционизм.

Исключением является разве что "Батькивщина", которая, хоть и поддерживает выполнение СА, но, по крайней мере на словах, декларирует готовность создавать новые торговые конфликты с ЕС.

Кому талончик?

И в завершение обозрения – немного о транспорте. Тем более что в этой сфере изменения могут затронуть миллионы украинцев – всех тех, у кого есть собственный автомобиль.

"Европейская правда" многократно писала, что Украина будет вынуждена вернуть обязательный техосмотр – регулярные проверки автомобилей на безопасность являются требованием Соглашения об ассоциации. И не менее регулярно, при чем уже два года подряд, мы пишем и о том, что под видом "европейского" правительство проталкивает проект о техосмотре, который имеет многочисленные разногласия с обязательствами Украины перед ЕС.

Мы спросили партии об этом, и все согласились: вернуть техосмотр придется.

Но лишь одна партия пообещала делать это полностью по рекомендациям ЕС.

Техосмотр частных некоммерческих автомобилей – раз в два года. Новое авто 4 года проверять нет нужды. Серьезная авария или пробег более 160 тыс. км от предыдущего осмотра – основания пройти техосмотр вне очереди. Осмотр имеют право проводить даже небольшие авторизованные мастерские, а тот, кто проводил последний ремонт – не имеет такого права.

Это все обязательства Украины по Соглашению с ЕС, и им полностью отвечает предложение партии "Европейская солидарность". А еще она предлагает очень прогрессивную норму: отказаться от защищенных талонов техосмотра (которые называли одним из коррупциогенных элементов) – достаточно того, что автомобиль есть в базе данных, и полиция может это проверить.

Еще две партии предлагают порядок, близкий к нормам ЕС: "Слуга народа" не считает нужным проводить техосмотр после аварий и "по пробегу", а "Голос", наоборот, хочет разрешить не проходить осмотр раз в 2 года, если машина ездит мало. Но регламент ЕС таких исключений не позволяет – поэтому остается надеяться, что со временем эти партии согласятся на четкое выполнение Соглашения.

Стоит добавить, что "Слуга" при этом выступает за возвращение на автомобили защищенных талонов, "Голос" – за то, чтобы обойтись без них. Оба подхода не противоречат нормам ЕС, просто последний – более либеральный.

Немного видение представила "Батькивщина" – там не видят необходимости в "аварийном" техосмотре, но вместо этого предлагают проводить регулярный чаще – ежегодно, что может быть накладно для автовладельцев. И, наконец, "СиЧ" продвигает проект старого правительства, сами европейцы ранее неоднократно критиковали: с обязательным техосмотром при выезде за границу, при продаже и перерегистрации независимо от возраста авто.

Конкурентная железная дорога

"Транспортные" нормы Соглашения об ассоциации, конечно, не ограничиваются техосмотром. Мы должны реформировать систему безопасности автоперевозок (и все партии поддерживают эту реформу), речного транспорта, почтовой связи и тому подобное. Действующий парламент, к сожалению, тормозил все эти реформы.

Решится ли на них новый парламент? Исходя из обещаний партий – вполне возможно.

А еще Украина обязалась ликвидировать монополию "Укрзализныци".

Все без исключения партии-участницы подтвердили свою готовность действовать.

Разделение УЗ-перевозчика и путевого хозяйства, допуск частных перевозчиков к путевой инфраструктуре, создание регулятора рынка железнодорожных перевозок, повышение уровня безопасности железнодорожных перевозок (в том числе пассажирских) – все это должна сделать Украина, и все это назвали среди своих задач две новые партии, которые имеют шанс пройти в Раду – "Голос" и "СиЧ", а также партия "ЕС".

Еще один новичок, "Слуга народа", также имеет системное видение, там в ответе выпустили только компоненту безопасности. "Батькивщина" также пообещала выполнить обязательства по Соглашению (хотя и не стала их детализировать) и подчеркнула: демонополизация – будет.

Кто же из партий наиболее "европейский"?

Мы сознательно не даем ответов на этот вопрос. 

Все пять партий, принявшие участие в опросе, обещают идти в ЕС и НАТО и выполнять ассоциацию – хотя кое-кто предполагает, что будет отступать от обязательств. При этом по разным блокам разные партии оказались лидерами, да и потенциальные нарушители соглашения несколько отличаются.

Мы считаем, что наше исследование все же указывает на те политические силы, которые достойны вашей поддержки. Но 21 июля выбор остается за вами. 

И в день выборов жизнь не заканчивается. Новая Рада должна внедрить реформы, прописанные в Соглашении об ассоциации. Поэтому публичные обещания партий должны стать путеводителем для них. 

А наша задача – не дать политикам забыть об этих обещаниях после выборов.

 

Как и раньше, если любая из партий-участниц намерена исправить огрехи в своих ответах или взять дополнительные обязательства по проведению реформ – редакция готова обновить результаты исследования.

Авторы: Юрий Панченко, Сергей Сидоренко

Исследование проведено "Европейской правдой" при поддержке Представительства ЕС в Украине, Министерства иностранных дел Чешской Республики и National Endowment for Democracy

Редакция благодарна экспертам, которые присоединились к подготовке и анализу опросника для партий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: