От российского газа к украинскому мусору: чего ждать от новой Рады в энергетике и экологии

Вторник, 9 июля 2019, 16:16 - Юрий Панченко, Сергей Сидоренко, Европейская правда

Готова ли новая Рада продвигать реформы и внедрять в Украине европейское законодательство? 

Чтобы дать ответ на эти вопросы, мы опросили все партии, которые имеют наибольшие шансы попасть в Раду следующего созыва. Из них ответили все, кроме "Оппозиционной платформы-За жизнь", позиция которой относительно сближения с ЕС, впрочем, достаточно хорошо известна. 

Обязательства "политического блока" мы анализировали в предыдущей статье. Теперь в фокусе внимания - энергетика и экология. 

Ответы большинства партий приятно удивили, и если политики будут придерживаться зафиксированных здесь обещаний, процесс евроинтеграции в этих сферах существенно ускорится.  Впрочем, не обошлось без неожиданностей. 

При этом если предыдущий блок исследования, посвященный НАТО, имел четких лидеров (ими неожиданно стали "Сила и честь" и "Слуга народа"), то здесь победителя просто нет. Пример - "Батькивщина". В блоке энергетики ее позиция противоречит действующим договоренностям с европейскими партнерами, но при этом она показала себя неплохо в вопросах экологии, где ответы партии полностью соответствуют Соглашению об ассоциации.

Что именно они предлагают? Читаем дальше!

Российский газ в новом парламенте

Будет ли Украина покупать газ напрямую у РФ? Как сохранить газовый транзит? Кто из партий предлагает сделать ставку на развитие ядерной энергетики, а кто - ратует за восстановление угольной? 

Эти и другие вопросы мы задали партиям, имеющим реальные шансы попасть в новую Раду. 

Почти все, что касается энергетики (а особенно то, что связано с ценой на газ!) издавна вызывает оживленные дискуссии среди украинских политиков – но в новом созыве Верховной рады накал страстей может снизиться. Большинство партий, имеющих шансы попасть в парламент, показывают чуть ли не тождество в ответах. 

Единомышленниками оказались все, кроме "Батькивщины" и "Оппозиционной платформы-За жизнь".

Показательный пример – вопрос о закупках газа у РФ

Ответы четырех партий были категоричны – от таких закупок нужно принципиально отказаться.

А вот "Батькивщина" избежала прямого ответа. "Мы и сейчас покупаем российский газ, только с наценкой за транспортировку якобы из Европы... Украина должна иметь несколько надежных источников поступления энергоносителей", - заявили в партии Тимошенко, оставив открытой возможность газовой торговли с РФ. Свою позицию партия объяснила тем, что "покупать газ надо там, где цена самая низкая, и не влечет за собой политических уступок".

"Оппоплатформа" пошла еще дальше - эта политическая сила в официальной предвыборной программе называет возобновление прямых поставок газа из РФ" одной из своих задач.

Похожим образом разделились мнения партий относительно цен на энергоносители для населения

Та самая четверка ("Слуга народа", "ЕС", "Голос", "Сила и честь") выбрала общий ответ: должны быть рыночные цены на газ и субсидии для уязвимых групп. По сути, это усовершенствованная нынешняя модель расчетов за газ. И она - единственная, которая не нарушает обязательства Украины как подписанта Соглашения об ассоциации с ЕС и Договора об учреждении Энергетического Сообщества и позволяет сохранить нынешнее сотрудничество Украины и МВФ.

То, что большинство партий следующего парламента отказались от "газового популизма" даже в предвыборной риторике, является действительно хорошим знаком.

В отличие от них, у Юлии Тимошенко заявляют, что их цель - не рыночные цены, а "адекватные и справедливые" тарифы. Программа партии обещает снизить цены на газ для населения вдвое. Интересная деталь: при этом в "Батькивщине" предлагают создать "биржевую торговлю энергоресурсами, что позволит формировать прозрачные цены". Впрочем, непонятно, как совместить "биржевую торговлю" и отказ от рыночных цен.

Наконец, "Оппозиционная платформа" обещает четкий уровень цены на газ для населения - "3800-4000 грн за тыс. куб. м" за счет прямых поставок газа из РФ (интересное совпадение - это как раз вдвое ниже нынешнего уровня!). 

"Если такое снижение цены будет происходить в результате переговоров с Россией, то такую историю Украина уже проходила, когда ценой стал отказ от Соглашения об ассоциации", - напоминает Елена Павленко, президент аналитической организации DiXi Group.

Еще один "российский" вопрос - транзит газа в ЕС.

Тут различий между "Батькивщиной" и остальными проевропейскими партиями уже нет. 

Все они заявили, что Украина должна подписать новый долгосрочный контракт на условиях соответствия праву ЕС. При этом "Слуга народа", "Батькивщина" и "Сила и честь" стремятся создать консорциум с участием европейцев, но ни при каких условиях без участия РФ.

В "Батькивщине", в придачу, подчеркивают необходимость закупок ЕС российского газа на границе Украины с Россией, что является безусловно правильной амбициозной целью.

И только "Оппозиционная платформа" обещает продвигать газовый консорциум с участием россиян.

Долой Конституционный суд?

Мы спросили также о правилах формирования НКРЭКУ - органа, который устанавливает тарифы на услуги естественных монополий в энергетике и регулирует работу рынков в этой сфере.

Это особенно интересно, учитывая недавнее решение Конституционного суда, который признал неконституционными принципы назначения членов этого регулятора и подчеркнул, что тот не может быть независимым.

Тут мы снова получили разделение "все против Тимошенко".

"Слуга народа", "Европейская солидарность", "Голос" и "Сила и честь" планируют все равно сохранить те принципы назначения регулятора, которые КС признал неконституционными! 

"ЕС" выступает за сохранение действующего механизма формирования комиссии. 

"Слуга", "Голос" и "СиЧ" считают, что членов НКРЭКу теперь должна назначать Верховная рада после публичного конкурса (в партии действующего президента добавили, что ключевую роль в организации и проведении отбора должны играть представители гражданского общества) - но такой порядок не соответствует решению КС. По крайней мере, пока действует нынешняя Конституция. 

И лишь "Батькивщина" подчеркивает, что НКРЭКУ была создана неконституционным способом. Как нужно назначать членов регулятора теперь - партия не уточнила.

Ирония в том, что именно "неконституционная" норма в части независимости регулятора соответствует обязательствам Украины перед Евросоюзом. И по Соглашению об ассоциации, и по условиям членства в Энергетическом Сообществе, Украина обязана иметь именно независимого от правительства регулятора, против чего выступает КС. Новому созыву Верховной Рады придется искать выход из этого противоречия.

Не обошлось без курьеза. На этот раз - в исполнении партии "Сила и честь".

По их версии, прозрачный конкурс в НКРЭКУ нужно проводить "в соответствии с положениями Конституции ЕС".

Что должна была означать эта фраза - осталось загадкой, ведь такого документа в Евросоюзе просто не существует.

Партия не зеленского президента

Какие же приоритеты должна выбрать Украина для обеспечения собственной энергобезопасности?

Все опрошенные политсилы выступают за повышение энергоэффективности жилого сектора и стремятся максимально нарастить добычу газа и нефти. 

Неожиданная идея прозвучала от "Слуги народа": увеличить налогообложение или лицензионные платежи "для держателей лицензий, которые не ведут работ по использованию недр". Очевидно, чтобы стимулировать компании-владельцы спецразрешений активнее разрабатывать участки.

А в партии "Голос" предлагают сделать ставку на "демонополизацию" и стимулирование небольших энергетических компаний, в том числе "зеленых" электростанций. 

Но есть и интересные неожиданности. Так, "Слуга народа" и "Батькивщина" делают ставку на развитие ядерной энергетики.

А вдобавок "Батькивщина" предлагает сделать приоритетом …. увеличение добычи угля!

И если о "ядерке" еще можно дискутировать, то угольная энергетика является "грязным" бизнесом, от которого постепенно отказываются не только в ЕС, но и во всем мире. К тому же, развитие угольной энергетики противоречит международным обязательствам Украины по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.  

Одновременно в партии Тимошенко предлагают "закрыть неэффективные мартены и домены, котельные с низким КПД". С котельными, которые чаще всего находятся в муниципальной собственности, идея в целом понятна. А как этого достичь на предприятиях, находящихся в частной собственности, не объясняется.

Напоследок – еще один курьез. Партия Зеленского стала единственной, кто в приоритетах не отметил... развитие "зеленой" энергетики. Хотя в целом, партия действующего президента делает акцент на вопросах экологии и даже имеет отдельный блок в программе - но по некоторым вопросам у нее неожиданная позиция.


Жечь или не жечь мусор - вот в чем вопрос! 

Кто из партий поддерживает строительство мусоросжигательных заводов? А кто - хочет налоговых льгот для предприятий, которые больше всего загрязняют окружающую среду?

Для "Оппозиционной платформы" этот вопрос не вошел в приоритеты - в программе нет ни одного упоминания об экологии, мусоре, выбросах и тому подобном. Зато все остальные в ответах на наши вопросы пытались показать, что эта сфера будет приоритетом их деятельности. 

В частности, все остальные партии высказались за увеличение ставки экологических налогов и за внедрение принципа "загрязнитель платит".

Исключения есть только в ответах "Слуги народа" и "Силы и чести". Они предлагают льготы по "экологическому налогу "для тех предприятий-загрязнителей, которые модернизируют вредное производство". Как уточняют в партии Смешка, это возможно "только при установлении четких критериев модернизации".

Стоит отметить, что подобная практика не характерна для стран Евросоюза. А в Украине, где существуют значительные коррупционные риски, она может привести к последствиям, противоположным ожидаемым.

В ЕС отдают предпочтение созданию фондов, которые за средства от экологических сборов реализуют инициативы, которые должны уменьшить количество выбросов (развитие возобновляемых источников энергии, поддержка программ энергоэффективности и тому подобное). Подобную схему, взяв за пример опыт Польши, предлагает "Европейская солидарность".

Отвечая на вопрос "Как должны измениться нормы обращения с отходами?", сразу четыре партии (все, кроме "ЕС") поддержали отказ от некоторых видов одноразовых пластиковых изделий. Аналогичные реформы уже сейчас внедряются в ЕС. Возможно, в конце концов и мы присоединимся к этой европейской директиве?

"Слуга народа" и "Голос" среди своих приоритетов назвали строительно мусоросжигающих заводов. 

Такая практика активно используется в некоторых странах ЕС (например, в Швеции и Германии), и остается малопопулярной в Украине. В том числе - из-за сопротивления граждан.

Вполне оправданно "Батькивщина" с такой инициативой не согласна. "Не допустим никакой стимуляции сжигания мусора, кроме отсортированных остатков",- говорится в их ответе.

Впрочем, остается открытым вопрос, насколько глубоко партии разбираются в защите окружающей среды. Ответы на вопросы об улучшении качества воздуха показали, что с этим есть серьезные проблемы.

По оценке Натальи Андрусевич, председателя правления Ресурсно-аналитического центра "Общество и окружающая среда", наиболее комплексный и предметный ответ на этот вопрос дали в "Батькивщине" и "Европейской солидарности".

В партии Юлии Тимошенко готовы к запрету движения тяжеловесных транспортных средств в городах, установлению новых нормативов по уменьшению предельно допустимого содержания СО2 в отработанных газах автомобилей, а также к предоставлению зарядным станциям для электротранспорта статуса критической инфраструктуры.

В "Европейской солидарности" за чистый воздух предлагают бороться с помощью "системы фонового мониторинга воздуха и пунктов замера по городам", а также введя индивидуальные подходы в соответствии с зон загрязнения (и это однозначно соответствует европейской директиве об атмосферном воздухе). "Курс на уменьшение выбросов промышленности и рост экологичности автотранспорта", - резюмируют в партии экс-президента.

Другие партии дали короткие ответы - то ли из-за нехватки внимания к экологическим проблемам, то ли не имея профессионального видения. 

"Слуга народа" вообще свела вопрос чистого воздуха к установлению "зон с нулевым уровнем вредных выбросов (школы, детские садики, зоны отдыха)".

А "Сила и честь" признала лишь проблему выбросов автотранспорта, игнорируя промышленные. Они предлагают установить плату за пользование городскими дорогами в зоне высокого трафика.

Сперва так же кратко (и только об автомобилях) ответили и в "Голосе".  

Но похоже, что критика в нашем предыдущем исследовании подействовала. Там подошли к формированию политики основательнее и прислали "ЕвроПравде" обновленные и дополненные ответы. "Кроме создания механизма мониторинга загрязнения воздуха крупными промышленными предприятиями и увеличения ответственности за нарушение правил, мы считаем необходимым регулировать нормы выбросов транспорта и поддерживать электрокары",- отметили у Вакарчука, и это - вполне приемлемые обязательства для партии, стремящейся выполнить Соглашение об ассоциации с ЕС.

Поэтому "Европейская правда" предлагает и другим партиям-учасникам опроса дополнить свое видение и уже сейчас, до дня выборов расширить свои обязательства - а мы готовы их опубликовать. 

Наконец последний вопрос - о поддержке очень важного законопроекта о внедрении системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов, уже одобренного в первом чтении. По Соглашению об ассоциации Украина обязана его принять - и из-за сопротивления промышленного лобби это не является очевидным.

Сейчас все проевропейские партии обещают выполнить это обязательство. Но "Батькивщина" и "Сила и честь" требуют учесть поправки, поступившие ко второму чтению, а крупнейшая фракция новой ВР, "Слуга народа", говорит, что готова поддержать законопроект только "в новой редакции". 

Впрочем не объясняя, в какой именно.

Авторы: 

Юрий Панченко, Сергей Сидоренко, 

редакторы "Европейской правдй"

Редакция благодарна экспертам аналитического центра DiXi group и Ресурсного центра "Суспільство і довкілля", которые приняли участие в подготовке и анализе опросника для партий.

Исследование проведено "Европейской правдой" при поддержке Представительства ЕС в Украине, Министерства иностранных дел Чешской Республики и National Endowment for Democracy

Как будущие победители выборов планируют торговать с ЕС – читайте в последней части исследования, которая готовится к публикации в пятницу.