За кулисами газового поражения: как возникло и что изменит для Украины соглашение о Nord Stream 2

Четверг, 22 июля 2021, 12:25 — , Европейская правда
Фото пресс-службы президента Украины
Визит Владимира Зеленского в Берлин, 11 июля 2021 года

В среду в конце рабочего дня в Министерство иностранных дел приехали два западных дипломата, руководители посольств Германии и США, чтобы официально передать украинским партнерам текст договоренности США и Германии о "Северном потоке-2".

Этот визит имел чисто ритуальную роль, и в МИД заранее об этом знали – но все стороны должны были доиграть роль в сценарии, где партнеры на каждом этапе изо всех сил создают впечатление, что советуются с Киевом – но на самом деле просто ставят перед фактом о решениях, принятых без участия Украины. Текст документа был финальным и не подлежал изменению – поэтому украинским дипломатам оставалось разве что "поблагодарить" партнеров за то, что они держат Украину в курсе, и еще раз напомнить, что Киев не поддерживает эту договоренность.

Еще через четыре часа этот документ стал публичным: его в форме совместного заявления двух стран синхронно опубликовали Госдеп и немецкий МИД.

Эти ритуальные действия стали завершением этапа большой геополитической игры, полной побед и поражений, цинизма и "реальной политики". Ее следствием стало создание принципиально новой реальности в отношениях Украины и Запада и разрушение отдельных мифов, популярных в Украине. Хотя, к сожалению, уже сейчас в Киеве создаются новые мифы, также оторванные от реальности. Этот текст объяснит, о чем идет речь.

И здесь стоит отдельно подчеркнуть, что завершился этап, а не вся игра. Киеву точно нельзя опускать руки. Стоит также напомнить, что это газовое поражение не стало абсолютным. Более того: в этой войне Украина отвоевала даже больше, чем можно было ожидать, и у нее есть шанс не остановиться на достигнутом.

О чем договорились?

Документ, подписанный Вашингтоном и Берлином, не является международным соглашением и формально даже не посвящен "Северному потоку-2" (далее – СП2). Его официальное название звучит как "Совместное заявление США и Германии о поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей".

Впрочем, если отбросить повторение традиционных (и надо признать, искренних) фраз о том, что "США и Германия твердо поддерживают суверенитет, территориальную целостность, независимость" Украины, подтверждают намерение и дальше "противостоять российской агрессии" и т.п., и оставить только новые, впервые обнародованные элементы, то становится ясно, что документ касается исключительно СП2.

По сути, это – общее видение ФРГ и США о будущем Европы после того, как "Поток" заработает.

А еще это – первое публичное заявление о том, какие компенсаторы Вашингтон и Берлин предлагают государствам, которые пострадают из-за СП2, прежде всего Украине. То, что газопровод будет достроен и введен в эксплуатацию, в заявлении подается как свершившийся факт

Вы можете прочесть текст документа на английском или его краткое изложение на украинском. А в этой статье мы выделим и прокомментируем его ключевые тезисы.

– Транзит газа еще на 10 лет

Как известно, действие соглашения "Нафтогаза" и "Газпрома" о транзите российского газа в ЕС по территории Украины, подписанного в конце 2019 года, заканчивается 31 декабря 2024 года. Россия не имеет никаких юридических обязательств использовать украинскую трубу, начиная с первых минут 2025 года, поэтому Киев не без оснований считает, что одной из главных задач строительства СП2 является намерение Кремля прекратить работу украинского магистральной ГТС с Востока на Запад. Это не только лишит Украину транзитных платежей (около $1,5 млрд в год), но также создает угрозу остановки газоснабжения.

"Германия обязуется использовать все имеющиеся рычаги для содействия продлению на 10 лет соглашения Украины о транзите газа с Россией. Соединенные Штаты обязуются полностью поддержать эти усилия", – говорится по этому поводу в заявлении ФРГ и США.

В Киеве это заявление воспринимают с абсолютным скепсисом. Напрашиваются аналогии с Будапештским меморандумом. Мол, можно "прилагать усилия", а потом сказать: "Мы пытались, но не смогли". Впрочем, решение Вашингтона и Берлина содержит и другие элементы.

– Санкции

Берлин обещает ужесточить санкции против РФ, если СП2, как и ожидается, развяжет Москве руки для экономического давления на Киев или даже для нового этапа вооруженной агрессии: "Если Россия будет пытаться использовать энергию как оружие или совершать дальнейшие агрессивные действия против Украины, Германия примет меры [...], включая санкции, для ограничения российского энергетического экспорта в Европу, включая газ, и/или в других экономически важных секторах".

Отношение Киева к этому обещанию – не менее скептическое. "Представим, что зимой Россия прекращает поставки газа в Украину – например, якобы из-за аварии. Кто-то верит, что ЕС в ответ остановит поставки газа по СП2?" – с грустью отмечает в разговоре с ЕвроПравдой один из украинских чиновников, имеющий отношение к переговорам с США.

Впрочем, последние слова этого предложения дают шанс на то, что новые санкции не ограничатся "глубокой обеспокоенностью". Если прекращение поставок газа по работающему СП2 нереально, то, например, нефтяные ограничения, которые несложно заменить энергоносителями из Персидского залива, или другие рычаги экономического давления – значительно более реалистичны. Но главная проблема – в том, что эти решения будут зависеть не только от доброй воли Германии, где осенью сменится власть, а также от других стран ЕС, где есть государства вроде Италии, Франции или Венгрии с особым отношением к Путину. И у них будут все основания сказать: США и Германия приняли это решение самостоятельно, с нами даже не консультировались, и у нас нет оснований его выполнять.

– Обещания по реверсу газа

Этот пункт, записанный в самом конце заявления, свидетельствует: в Берлине и Вашингтоне прекрасно понимают, что на самом деле намерением РФ является остановка прокачки газа через Украину, какие бы заявления и обещания ни звучали из Кремля. Поэтому Германия также обещает сделать все для "увеличения способности для реверсных поставок газа в Украину, чтобы полностью защитить Украину от потенциальных будущих попыток России сократить поступление газа в страну" и "модернизации газотранспортных систем Украины".

Достаточный реверс газа теоретически может позволить Украине более или менее безболезненно пережить даже внезапное прекращение транзита посреди зимы. Вот только у Киева, умудренного опытом "газовой войны" 2009 года, есть серьезные сомнения, что при таком сценарии в Европе в принципе будут свободные объемы газа. Обогреть свои дома – важнее.

– Оба "Северных потока" будут работать на 50% мощности

А вот этот пункт более реален. "Германия подчеркивает, что она будет придерживаться как буквы, так и духа Третьего энергетического пакета по "Северному потоку-2", – говорится в договоренности. Дело в том, что недавно Суд ЕС принял решение, которое ограничивает прокачку газа в обход Украины через российские газопроводы в Германию на основании положений Третьего энергетического пакета. Вот только можно ли считать "уступкой" то, что Германия обязуется выполнять решение суда? Ведь это должно было произойти и без дополнительных гарантий со стороны Берлина.

– Электроэнергетическая интеграция Украины и ЕС

Берлин также обещает "техническую помощь для интеграции Украины в европейскую электросеть". Речь идет о вхождении Украины в ENTSO-E, то есть отсоединении Украины от старой советской энергосистемы и синхронизации с энергосистемой ЕС. Над этим масштабным проектом Киев работает давно, и сейчас он технически реален. ЕвроПравде приходилось слышать, что в ЕС, особенно в восточных государствах-членах, не все рады выходу на рынок украинских поставщиков с невысокими ценами и поэтому оказывают сопротивление проекту. Так что хотя это немецкое обещание и не содержит конкретики, но такая помощь может быть полезна Украине.

– Инвестиции в Украину

"Германия обязуется создать и управлять Зеленым фондом для Украины для поддержания энергетического перехода Украины (термин, означающий постепенный отход от потребления углеводородов. – ЕП), энергоэффективности и энергетической безопасности. Германия и США будут стараться содействовать и поддерживать инвестиции в Зеленый фонд для Украины минимум на $1 млрд... Фонд будет способствовать использованию возобновляемой энергии, выработке водорода, повышению энергоэффективности, ускорению отказа от потребления угля".

Этот пункт – по сути, единственный, где можно говорить о реальных и выполняемых обещаниях со стороны Берлина и Вашингтона. Но будут ли инвестиции в размере $1 млрд адекватным компенсатором по сравнению с вопросами безопасности и экономическими рисками, которые создает достройка СП2? Вопрос, наверное, риторический.

В остальном же документ – повторение общих тезисов, которые не раз звучали, вроде "поддержки усилий в Нормандском формате", а также небольшой блок о финансировании "Инициативы трех морей", который касается не Украины, а Польши – еще одного государства, которое считает себя пострадавшим от достройки СП2 и еще активнее, чем Киев, сопротивлялось его запуску.

Зачем это Байдену?

Итак, с сутью договоренностей между США и Германией мы разобрались; пора понять, почему они были приняты.

В украинском обществе широко распространено мнение о том, что при президенте Байдене власти США стали очень проукраинскими по сравнению с предшественниками. Это, мягко говоря, не так, что ЕвроПравда неоднократно подчеркивала (например, в этом видео). В реальности же сейчас в Белом доме есть также сторонники довольно украиноскептичных настроений.

Но главное – то, что лично у президента Байдена другие приоритеты.

Его ключевая геополитическая задача – восстановить трансатлантическое единство, подорванное Трампом.

Для этого Штатам нужно убрать раздражители в отношениях с Европой, а прежде всего – с Германией, которая является фактическим локомотивом экономики и политики ЕС. Главным таким раздражителем были санкции США по "Северному потоку-2", поэтому с самого начала президентства действующий лидер США поручал своим посланникам передавать Киеву мягкие намеки на то, что газопровод будет достроен.

"Никто не говорит нам "нет", но делают так, чтобы поняли: США снимут санкции с газопровода. Нам твердят: мы в Штатах, конечно же, против "Потока", но договаривайтесь с Германией сами", – пересказывал еще весной эти разговоры один из украинских чиновников, вовлеченный в диалог с США.

Именно это в итоге и произошло. В конце мая США отказались вводить новую волну санкций в отношении ключевых игроков проекта СП2, а уже в июне объявили, что газопровод точно будет достроен. Параллельно Белый дом был вынужден отбиваться от критики со стороны американских законодателей, которым решение президента не нравилось, а также пытался затормозить новые санкции, которые Конгресс планировал наложить против воли Байдена.

Чтобы остановить действия конгрессменов, Вашингтон убеждал Украину договориться, согласиться на какие-то компенсаторы. То есть чтобы Украина согласилась обменять достройку СП2 на какие-то компенсаторы, но не безопасностные, а экономические. Это помогло бы команде Байдена избежать критики со стороны собственного парламента, где российский вопрос слишком чувствителен и где не восприняли бы решения, которое казалось бы уступками Кремлю (напомним, именно эти настроения в Конгрессе в свое время помогали уравновешивать пророссийские порывы Трампа, и они снова пригодились при Байдене).

Киев ответил отказом, поэтому Вашингтону и Берлину пришлось договариваться о компенсаторах Украине без украинского согласия. Как бы абсурдно это ни звучало.

Конец мифа "ничего об Украине без Украины"

После вчерашнего совместного решения Берлина и Вашингтона в Украине звучит справедливое возмущение: а как же быть с известным принципом "ничего об Украине без Украины"? Он уже не действует?

Короткий ответ: да, на этот раз судьбоносное для Украины решение приняли без нашего участия, нас только информировали о нем (один из эпизодов описан в начале статьи, но он далеко не единственный). Но в дипломатии ни один подход не является абсолютным.

Подчеркнем: в целом в диалоге с США украинское государство допустило массу ошибок, далее мы о них скажем, и они явно не помогли попыткам затормозить достройку "Потока".

Однако неучастие Киева в договоренности ФРГ и США было единственно правильным выбором.

Для участия в этих переговорах Киеву пришлось бы принципиально согласиться на те экономические "компенсаторы", которые были бы приемлемыми для Германии и США. А компенсаторы в сфере безопасности, которые бы удовлетворили нас и которые Украина предлагала в переговорах с Берлином и Вашингтоном, в свою очередь, были неприемлемыми для США.

Так зачем одобрять своим участием договоренность, которая идет против интересов нашего государства?

Стоит также добавить, что Меркель и Байден приняли решение о СП2 не только без Украины, но и без Польши. Варшава тоже является противником достройки газопровода, и есть мнение, что она даже действует активнее нас – но ее 21 июля тоже поставили перед фактом: судьба газопровода решена, компенсаторы выбраны. Вряд ли кто-то на этом основании скажет, что Польша лишается субъектности – и то же самое касается Украины. Особенно учитывая дальнейшие действия Киева и Варшавы.

Миф о подковерной договоренности

Утечки информации о том, что Берлин и Вашингтон заключили соглашение о СП2, появились еще за пару дней до ее обнародования. Американское издание Politico, в частности, написал, что США настойчиво просят Украину воздержаться от критики соглашения по СП2.

К счастью, Киев на это не пошел.

С жесткой критикой договоренности выступили МИД от имени Украины (как отдельно, так и совместно с Польшей), парламент и отдельно спикер. Киев даже инициировал официальную юридическую процедуру консультаций из-за того, что это решение Германии нарушает принципы Энергетического союза ЕС.

К сожалению, лично Зеленский решил отмолчаться, и это было явно ошибочным, странным выбором в его стиле "чтобы никого не обидеть". В международной политике подобные "отмалчивания" воспринимаются совсем не так, как он рассчитывает. Но кроме того, нет оснований говорить, что Украина "молчит" по этому поводу. И это – еще одно свидетельство того, что нет непубличных договоренностей об обмене достройки СП2 на экономические преференции.

И это, безусловно, хорошо.

Потому что еще не все потеряно.

Подчеркнем: мы далеки от того, чтобы считать, что запуск "Северного потока-2" можно остановить. Конечно же, он произойдет, рано или поздно.

Более того, положа руку на сердце, и в 2019 году не было много надежд, что труба будет похоронена навсегда. Слишком далеко продвинулась достройка газопровода (читайте, например, колонку Сергея Корсунского Эйфория от санкций: почему "Северный поток-2" не похоронит даже решение Конгресса США).

Однако усилия Украины по его остановке не были напрасными. Украинским лоббистам, которые в 2019 году протолкнули санкционные решения в Конгрессе США, удалось больше, чем можно было представить: они затормозили строительство газопровода почти на два года, позволив Украине выиграть время и заключить новое транзитное соглашение, что принесло более $7 млрд платежей от "Газпрома ".

Но и сейчас не стоит опускать руки.

Киев должен по-прежнему настаивать на компенсаторах в сфере безопасности, которые позволят минимизировать ущерб от СП2, повторяя, что для РФ эта труба является геополитическим, а не экономическим проектом, а следовательно, и ответ на него должен быть геополитическим. Например, таким ответом может стать новая программа оборонной помощи Украине и/или сближение с НАТО, и/или предоставление Украине перспективы членства в ЕС.

Да, это очень амбициозные задачи.

Но запуск СП2 в работу, как ни странно, создает историческое окно для их воплощения.

И здесь пора вспомнить об ошибках Украины.

На Банковой должны понять, что одной только роли жертвы агрессии РФ, призывов к нашей "исторической важности" на этом пути явно недостаточно. Мы должны убедить западных партнеров в том, что мы не просто хотим получить от них "плюшки" для безопасности, не просто стараемся поторговаться и "обменять газ на НАТО", а действительно стремимся обеспечить свою безопасность и готовы менять страну ради этой цели.

Для этого нужно действительно проводить реформы, а не имитировать и не убивать их. Нужно не обманывать американских партнеров пустыми обещаниями, как (по крайней мере, по мнению США) это было на майской встрече Зеленского и госсекретаря Блинкена. Нужно положить конец мелкому шантажу в стиле Арестовича (с заявлениями вроде "не возьмете нас в НАТО – уйдем к Китаю"), который формирует для Украины на международной арене имидж государства-неадеквата.

Только так Украина сможет воспользоваться историческим шансом.

Да, это непростая задача, но она реальна. И при наличии политической воли вполне возможно с лихвой компенсировать угрозы для безопасности, которые могут возникнуть в результате американско-немецкой договоренности, и выйти из этой истории с победами, а не с потерями.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: