8 форматов для Путина: как Запад планирует договариваться с РФ о безопасности и об Украине
Фраза "ничего об Украине без Украины", которую во времена своего президентства любил повторять Петр Порошенко, снова становится актуальной – еще больше, чем при предыдущей власти. К тому же сейчас ее произносит даже президент США Джо Байден.
Но, несмотря на постоянное, чуть ли не ритуальное повторение этой фразы, переговоры "об Украине" идут. И иногда представителей самой Украины к участию в них не приглашают, потому что это юридически или политически невозможно.
Только в течение ближайших недель состоятся переговоры с Украиной и/или об Украине на нескольких площадках и в нескольких форматах. И не всегда отсутствие Киева на этих переговорах представляет собой реальную проблему.
Об этом и не только – в детальной статье "Европейской правды".
Разговоры "без Украины" уже идут
Фраза "ничего об Украине без Украины" стала широко использоваться в риторике официального Киева примерно с начала 2015 года, на одном из этапов дипломатического противостояния российской агрессии. Впрочем, эта идея и фраза – не украинские.
В формулировке "ничего о нас без нас" ее использовали и другие европейские нации в прошлых столетиях. Эту идею другими словами можно изложить так: никакие переговоры о судьбе нации/государства не должны проводиться и никакие решения не должны быть приняты без участия уполномоченных представителей этой нации/государства.
Это – в теории.
На практике же все сложнее. Есть ситуации, при которых переговоры о нас могут, должны и будут проходить без украинского присутствия. Да и не только в отношении Украины!
Проще всего показать это на таком примере: мы же хотим, чтобы вопросы украинского Крыма обсуждали на саммитах ЕС и НАТО? А эти форматы не подразумевают постоянного присутствия других сторон. Так что вполне нормально, что эти разговоры иногда проходят без Украины.
Даже принятие решений возможно без участия государства, которого эти решения напрямую касаются. Например, санкции против РФ за агрессию на Донбассе принимают и продлевают без участия и иногда даже без предварительного обсуждения с Украиной и тем более без участия РФ.
Вряд ли кто-то скажет, что лидеры ЕС и НАТО должны отменить санкционные решения только потому, что они были приняты в отсутствие украинских и российских представителей!
Впрочем, принцип "ничего о нас без нас" все равно имеет значение – просто он существенно уже. Речь идет о том, что судьбоносные для государства решения, имеющие прямое влияние на определение его будущего, следует принимать после консультаций и по предварительному согласию этой страны.
Тут у Украины нет оснований упрекать Запад – ни разу за последние годы ни ЕС, ни США этот принцип не нарушали. А сейчас, когда начались переговоры с РФ, Джо Байден дополнительно публично пообещал, что будет руководствоваться этим правилом.
Это важно, потому что большинство разговоров об Украине в ближайшее время пройдут без нашего участия.
Кто и когда будет говорить с Россией и об Украине?
С понедельника 10 января в Брюсселе, Женеве, Вене и т.д. начинается настоящий "марафон" переговоров о российском ультиматуме Запада, а также с самой Россией.
Предмет и повод для этих переговоров – публично предложенный Москвой пакет договоров с США и НАТО о распределении сфер влияния в Европе, одним из пунктов которого является юридический отказ Альянса от расширения, включая запрет вступления Украины в этот блок (подробнее о требованиях Кремля – в видео ЕП или в статье "Путин на всю голову").
На это время все ключевые западные лидеры сделали заявления о том, что озвученные Москвой требования заранее неприемлемы и точно не найдут согласия – но Запад все равно дал согласие на переговоры.
Подготовительные встречи начались в пятницу 7 января со встречи министров иностранных дел НАТО в видеоформате. Главной темой экстренных переговоров стало российское предложение, признался генсек НАТО, объяснив, что министры согласовали позицию в диалоге с РФ.
А уже в понедельник начинаются переговоры непосредственно с Россией.
Уже утром в Женеве начинается первый раунд консультаций США-РФ, о которых ранее договорились Путин и Байден. От Штатов на эту встречу прибыла первый заместитель госсекретаря Венди Шерман, от РФ – заместитель Лаврова и один из претендентов на должность главы МИД России Сергей Рябков. Интересная деталь: встреча пройдет на американской территории в здании дипмиссии США в Женеве.
Одновременно в понедельник запланированы еще две встречи в двух разных форматах, где будут говорить о предложении России, но без ее участия.
Утром в Брюсселе состоится Комиссия Украина-НАТО (КУН) с участием вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной. Представительницу украинского правительства пригласили, чтобы дополнительно убедить Киев, что разговоры не идут за спиной Украины, а еще – чтобы услышать ее мнение о консультациях НАТО с РФ. КУН – это тот самый орган, заседания которого регулярно блокирует Венгрия, но не спешите рисовать "победу" просто по факту его проведения.
Блокировка происходит только когда от самого НАТО заседание проходит на уровне министров или выше, а сейчас заседание заявлено "на уровне послов".
Вторая встреча состоится после обеда. Представители 30 членов НАТО снова соберутся вместе, чтобы уже без Украины обсудить услышанное от Стефанишиной, а также предположительно получить какую-то предварительную информацию от США о ходе консультаций в Женеве.
В среду – следующие переговоры в формате НАТО-РФ. Россия снова будет на них гостем – встреча назначена в штаб-квартире Альянса в Брюсселе. И снова Россия отправляет туда десант "тяжеловесов": во встрече примут участие другой заместитель Лаврова, Александр Грушко, а также заместитель министра обороны РФ и представитель генштаба РФ.
Украину на эту встречу не пригласили, однако после ее завершения для баланса НАТО проведет встречу и с украинским чиновником. 12-13 января в Брюсселе запланировано заседание Военного комитета НАТО, куда пригласили военных руководителей Украины и Грузии; из Киева сюда приедет главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
В четверг – еще один формат переговоров с Россией, в Вене, в формате ОБСЕ, то есть с участием и Украины, и США, и всех европейских государств.
Такого напряженного графика переговоров с Москвой не было, наверное, с 2014 года. Так чего же следует от них ждать?
Украина как Европа
Россия, явно шантажирующая Запад новой волной военной агрессии против Украины, с самого начала сделала переговоры максимально публичными, вплоть до недопустимого для дипломатии уровня – когда обнародовала "проекты договоров", которые Кремль хочет подписать с государствами НАТО и отдельно с США.
Благодаря резонансу, который вызвал на Западе российский ультиматум, есть возможность отслеживать все форматы переговоров с РФ по этому поводу. Более того, есть основания полагать, что дополнительных форматов нет – их организация была бы слишком опасна для западных государств. Дело в том, что начало сепаратных переговоров с РФ, в тайне от других союзников и от собственных граждан, сделало бы любое европейское правительство заложником давления Москвы, которая получила бы возможность шантажировать своих визави сливом в прессу информации об этих переговорах.
Впрочем, и имеющихся форматов более чем достаточно.
Четыре переговорных трека с самой Россией о безопасности в Европе, включая безопасность Украины, есть уже сейчас. Это двусторонние встречи США-РФ, консультации Россия-НАТО, формат ОБСЕ, а также полумертвый, но до сих пор не распущенный Нормандский формат.
Есть также пятый формат с участием РФ, который еще не стартовал, но его создание вполне реально – это переговоры США-РФ-Украина, возможно, также с привлечением дополнительных европейских игроков. Возможность его создания американцы уже обсуждают с Кремлем; Украина тоже публично давала на него согласие.
Вдобавок есть три ключевых формата, в которых государства Запада говорят о российской военной угрозе для Украины и Европы, но без участия России. Это формат НАТО (например, встречи 7 и 10 января), НАТО-Украина (в том числе в формате КУН 10 января), а также малозаметный в Украине, но важный формат США-"Бухарестская девятка". Речь идет о девяти государствах на восточном фланге НАТО, которые присоединились к Альянсу в 1990-х годах: Польше, Румынии, Литве, Латвии, Эстонии, Словакии, Венгрии, Болгарии и Чехии. США согласовывают с ними все свои переговорные позиции на консультациях с РФ по вопросам безопасности в отношении Европы.
Вы заметили, что ни в одном из этих форматов нет ЕС?
В Евросоюзе тоже обратили на это внимание. Более того, в ЕС не скрывают, что их это всерьез раздражает! Ведь принцип "ничего о нас без нас" касается не только Украины, но и всех европейских государств, и часть из них чувствуют себя исключенными из разговоров о будущем континента.
Об этом рассказал высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель на встрече с редактором "Европейской правды" и несколькими другими журналистами в Киеве 6 января, после своего визита на Донбасс.
"Диалог не может быть только на уровне НАТО, потому что не все страны ЕС являются странами НАТО. Вот как вы представляете диалог с Россией о безопасности государств ЕС без участия ЕС? Это нонсенс.
Я понимаю, что Россия не воспринимает Евросоюз как игрока. Но мы – игрок! ЕС должен быть в диалоге", – объяснял Боррель.
Глава дипломатии ЕС признал, что они не могут заставить Россию учитывать их пожелания, но у Брюсселя есть другой предохранитель: обещание США не договариваться с РФ о Европе до тех пор, пока в диалоге не будут участвовать другие игроки – и Украина, и Евросоюз. "Конечно, мы не можем никого заставить сесть за стол переговоров. Но я в постоянном контакте с США, и американцы меня заверили, что ничего не будет обсуждаться без четкой координации с европейцами и без участия европейцев. Они подчеркивают два тезиса: координация и участие", – несколько раз подчеркнул Боррель.
Требования ЕС однозначно играют на руку Украине, ведь позиции Киева и Брюсселя идентичны.
Это дает еще больше уверенности, что они будут выполнены.
Впрочем, о формате переговоров ЕС-РФ речь пока не идет, потому что его создания не хочет Москва. Да и для самого Евросоюза он не критически важен – там считают достаточными переговоры с Москвой о российском ультиматуме на площадке ОБСЕ (а эта встреча уже запланирована на 13 января). "Это – приемлемый вариант. Украина есть в ОБСЕ, Россия есть в ОБСЕ, все государства Европы и даже ЕС как таковой – в ОБСЕ. Давайте использовать тот формат, который уже есть", – объяснил Боррель.
Встреча не для договоренностей
То, как разворачиваются переговоры, и то, какие требования звучат от сторон, в целом хорошо для Украины, потому что дополнительно подтверждает выводы, к которым ЕП пришла раньше: что требования Кремля не имеют ни малейшего шанса на принятие.
Об этом публично говорят все участники переговоров – и НАТО, и государства ЕС, и США. В частности, американская представительница Венди Шерман, ведущая переговоры с РФ в Женеве, накануне раунда в понедельник публично заявила об этом и дополнительно распространила это заявление в российских СМИ.
Да и вообще, на Западе не скрывают, что как минимум одним из основных сценариев является срыв переговоров. Это публично признают даже в НАТО, хотя эта организация, ориентированная на диалог, вообще никогда не заявляет об ожиданиях неудачи – но сейчас решилась даже на это.
Да и РФ публично демонстрирует, что не настроена на конструктив в принципе!
Ее требования, изначально неприемлемые, стали еще жестче и еще более бессмысленными.
Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков перед переговорами в Женеве публично заявил, что Россия потребует не только прекратить дальнейшее расширение НАТО (на что Альянс уже официально ответил коротким "нет"), но и выдвигает требование сократить НАТО – чтобы из него вышли все государства Центральной и Восточной Европы.
Заявление заместителя Лаврова представляет собой образец "российской дипломатичности":
"НАТО должен собирать манатки и отправляться к своим границам 1997 года".
Нечего и говорить, что такое требование, которое должны единогласно одобрить и сами члены Альянса, будет воспринято разве что как дополнительное доказательство того, что Россия не планирует вести переговоры всерьез.
У вас может возникнуть вопрос: зачем в таких условиях вообще вести переговоры с РФ? И это правильный вопрос. Впрочем, у Запада есть одновременно два политических мотива продолжать эти странные консультации.
Первый мотив вполне корректен.
Довольно очевидно, что Россия хочет возложить на Запад ответственность за срыв переговоров. Москве выгодно, чтобы США или НАТО первыми заявили о выходе из переговорного процесса – а потому они этого не делают и пытаются "утопить" консультации в куче форматов.
Хотя есть и второй мотив, связанный с тем, что Запад до сих пор не понимает Россию.
С точки зрения многих западных политиков переговоры с Россией не должны быть просто ширмой. Там считают, что Россия, "немного побыковав", все же вернется к конструктиву, отложит нереалистичные требования и сосредоточится на тех вопросах, по которым можно прийти к компромиссу. В США даже определили "красные линии" для такого диалога: там готовы к переговорам с РФ по сокращению возможного предстоящего развертывания наступательных ракет в Украине и ограничениям на военные учения США и НАТО в Восточной Европе.
Впрочем, риторика РФ не дает шанса на то, что этот или похожий компромисс будет найден – потому что за последние недели позиции сторон только отдалились.
Всю эту историю Кремль начал не для того, чтобы договориться, а для того, чтобы сорвать переговоры. Россия, похоже, жестко взяла курс на самоизоляцию. Шансы на то, что она передумает, крайне призрачны. А масштабные переговоры Запада с РФ вряд ли дадут хоть какой-нибудь эффект, кроме позиционирования России как "сверхдержавы" для ее внутренней пропаганды.
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды"