Россия фальсифицирует свое членство в ООН и Совбезе? Подробно об обвинениях Украины
То, что Российская Федерация сидит на заседаниях Совета безопасности ООН и участвует в рассмотрении вопросов, касающихся ее вторжения в Украину, давно раздражает многих, и не только в Украине.
Но проблема действительно есть, и она значительно глубже. На самом деле есть большие сомнения в том, что Россия вообще является членом ООН. Никаких публичных решений о вступлении РФ в эту организацию нет, к тому же в секретариате ООН отказываются показать "секретные" документы на этот счет.
Как бы там ни было, можно с уверенностью говорить, что постоянным членом Совбеза (а именно этот статус дает право применять вето) по документам до сих пор является не РФ, а... Советский союз. Однако в 1991 году, пытаясь обезопасить ядерный и военный потенциал России, в Совбезе ООН решили закрыть глаза на нарушение устава организации и позволили России сесть за стол – что, впрочем, еще не сделало ее членство законным. Следует также признать, что до недавнего времени на это нарушение закрывала глаза и Украина.
О том, как так сложилось и чего ждать, "Европейская правда" поговорила с послом Сергеем Кислицей, постпредом Украины при ООН. Смотрите нашу дискуссию в видеоформате.
Для тех же, кто предпочитает чтение, добавляем также текст. Далее – прямые цитаты Сергея Кислицы.
Как Россия очутилась в ООН
Устав ООН был подписан в июне 1945 года на так называемой "Сан-Францисской конференции", где была создана Организация объединенных наций.
Свои подписи под Уставом поставили 50 государств-основателей ООН: у меня есть копия этого документа, там есть подписи Советского союза, Украинской ССР, Белорусской ССР. А вот подписи РСФСР, то есть Советской России – нет. Хотя в то время было отдельное министерство иностранных дел именно России как республики-члена СССР, то есть они могли быть участником процесса – но не были.
Итак, появилась ООН, страны-члены начали учреждать свои представительства – появились отдельные дипмиссии СССР, УССР, БССР. А вот России и других республик в качестве членов ООН так и не появилось.
Последним послом СССР был Юлий Воронцов.
А 24 декабря 1991 года со здания ООН сняли флаг Советского союза – потому что на встрече в Алматы (в то время в Алма-Ате) 21 декабря 1991 года лидеры бывших союзных республик приняли решение о том, что Союз прекращает свое существование. Частью переговоров в Алматы была тема правопреемства Союза, включая место СССР в Совбезе ООН.
Так совпало, что в декабре 1991 года именно СССР был председательствующей страной в Совбезе.
Представьте себе картину: 24 декабря, последнее в году заседание СБ, все западные дипломаты уже готовы отмечать Рождество.
И вот в конце этого заседания посол Воронцов информирует других членов Совбеза, что в секретариат ООН поступило письмо президента РФ Бориса Ельцина о том, что Россия намерена быть страной-продолжателем Союза в ООН и в Совбезе. И добавляет: а я теперь буду послом не Советского союза, а Российской Федерации. И закрыл заседание.
И все было бы ничего, если бы не было Устава ООН, предусматривающего отдельную процедуру принятия новых государств в ООН и членства в Совбезе. Россия стала единственным государством в мире, обошедшим эту процедуру.
Россия не является членом Совбеза ООН
РФ говорит, что она является постоянным членом Совета безопасности ООН – а это особый статус, который, например, дает право вето. Перечень государств, являющихся постоянными членами СБ, прямо прописан в Уставе ООН: это Китай, Франция, Советский союз, Великобритания и США.
Повторюсь: действующий Устав говорит, что Советский союз по-прежнему существует, а Россия в нем и не упоминается.
Однако уже 30 лет в зале сидят какие-то люди, поставившие перед собой табличку "Россия", и выдают себя за члена Совбеза ООН! А все вокруг считают, будто все нормально. И мы до недавнего времени тоже так считали.
Следовательно, нужно менять Устав, чтобы исправить этот бардак.
Процедура изменения есть, она подробно прописана. Нужно голосование в СБ, затем в Генассамблее две трети государств должны проголосовать за, а потом изменения должны быть ратифицированы парламентами минимум двух третей государств-членов ООН. Сейчас в ООН – 193 страны, поэтому постоянное членство РФ в Совбезе должны поддержать как минимум 129 государств.
Впрочем, членом Совбеза может быть только государство-член ООН. Но является ли им Россия?
Как другие государства становились членами ООН
Статья 4 Устава говорит, что членами ООН может стать любое миролюбивое государство. То есть миролюбие на момент вступления в ООН является обязательным условием.
А решение ООН о присоединении принимает Генеральная ассамблея с учетом рекомендации Совбеза. И это требование действительно выполнялось для всех других государств... кроме России.
Возьмем, к примеру, Чехословакию, которая прекратила свое существование в 1992 году, распавшись на Чехию и Словакию. Обе эти страны прошли процедуру подачи заявки на членство, рассмотрение в Совбезе, Генассамблее и т.д.
Другой пример – Федеративная Республика Югославия, которая была среди государств-учредителей ООН, так же, как и СССР. В начале 1990-х Югославская федерация развалилась, на ее территории появился ряд новых государств (Словения, Хорватия и т.п.), которые тоже подавали заявки в ООН. Белград же стал столицей Союзной Республики Югославия. Название похожее, но юридически это было новое государство – так же, как Россия после распада Союза.
Новая Югославия хотела объявить себя правопреемницей Югославской федерации – опять же ровно так же, как это сделала Россия. Ее запрос рассматривали в Совбезе ООН в январе 1992 года, то есть через несколько недель после того, как посол России объявил, что садится на место посла Союза. И тогда все члены Совбеза, а вместе с ними и Россия, ответили: "Нет, дорогая, ты не можешь просто объявить себя правопреемницей, будь добра пройти всю процедуру".
В конце концов, Белград, хотя и не хотел, был вынужден это сделать, а Югославия стала членом ООН только в 2000 году.
Россия тоже должна была бы пройти эту процедуру, а уже потом поднимать вопрос о Совбезе. И мне было бы очень интересно увидеть дискуссию в парламентах мира о том, является ли Россия миролюбивой страной. Но думаю, что я этого так никогда и не увижу. Эта процедура не будет запущена.
Почему России разрешили нарушить фундаментальные правила?
Вспомните, что было в мире в 1991 году. Советский союз исчезает вопреки прогнозам всех разведок мира. Большинство столиц, даже здравомыслящих, впадают в панику, потому что не понимают, что делать.
Что делать с ядерным и обычным военным потенциалом Союза? Кто будет за все это отвечать? Кто это будет контролировать?
И тут появляется Россия и говорит: мы за все отвечаем. Мы гарантируем, что ядерное оружие останется у нас, что обычные вооружения не будут распроданы террористическим группировкам.
И все такие: "Фух, отлегло!"
К тому же во главе РФ появляется Ельцин.
Я помню, в 1992 году состоялся саммит СБ ООН, и то, что там говорил Ельцин, можно было хоть к ране прикладывать! Он говорил, что Россия, мол, отныне не будет рассматривать нарушения прав человека как внутреннее дело отдельного государства. Словом, на этапе эмбрионального развития демократии Запад воспринимал Россию просто супер. Другой вопрос – что этот эмбрион переродился во что-то совсем не похожее на демократию.
Впрочем, за эти годы все привыкли, что РФ сидит в Совбезе и в зале Генеральной ассамблеи.
Причем, Украина тоже к этому приложилась. Мы разделяем ответственность за это, потому что многие годы закрывали на это глаза. Также Украина, как и все бывшие республики СССР, кроме балтийских государств и Грузии, была участницей договоренностей в Алматы.
Однако это не уменьшает проблему членства России в ООН.
ООН скрывает документы по этому вопросу
Этот вопрос стоит 30 лет, и нам никто не отвечает на вопрос о том, на каких основаниях Россия сидит в зале ООН и тем более Совбеза.
Чтобы ответить, как его можно решить, его нужно исследовать. Нужен юридический анализ документов в Секретариате ООН. И вот тут возникает проблема.
Еще до того, как я приехал сюда постпредом, сотрудники нашей миссии ходили в архив секретариата ООН. И там было все как в кино. Наши дипломаты проходят и говорят: "А дайте нам файл об оформлении членства России в ООН". Сотрудники секретариата достают коробку и у них на глазах разбирают документы: "Это вы можете смотреть, а это нет; это мы вам дадим, а это секретно".
Но на каких основаниях, по чьему решению документы о России сделали секретными? Никто не признается!
Я могу лишь констатировать, что в глаза не видел решения о том, что кто-то в принципе голосовал за членство России или в Совбезе, или в ГА ООН. Зато мне часто приходилось слышать: "Даже не думайте поднимать этот вопрос, 30 лет все работает, лучше не трогать".
И я понимаю, почему мои собеседники боятся правды.
Потому что это подняло бы вопрос: а что мы делали тогда все эти годы? И что делать с решениями, принимавшимися при участии РФ? Что с теми, где Россия налагала вето?
Поэтому все говорят о том, что в "доктрине международного права есть так называемые "обычные нормы". И Российская Федерация за 30 лет стала постоянным членом СБ ООН по такой "обычной норме". Что ж, может и так, но тогда выходит, что Устав ООН не имеет значения, что члены Совбеза им не руководствуются?
Что будет делать Украина?
Этот вопрос не является моим приоритетом как постпред Украины в ООН. Мой приоритет – постоянно продолжающиеся переговоры о реакции ООН на скопление российской техники на границе Украины.
Но я все равно продолжаю просить ООН: давайте разберемся. Давайте признаем, что тогда, в 1991 году, были неправы. Просто давайте откроем документы.
Потому что этот вопрос – экзистенциалистский, определяющий всю систему мировой безопасности.
Он описывает тот путь, по которому развивается ООН. Определяет, намерена ли ООН выполнять свой Устав – или воспринимает его как нечто, что можно натягивать на конкретную ситуацию и воплощать в таком виде. Потому что если речь идет о втором варианте – то давайте не будем друг друга обманывать рассказами о том, что существует глобальная система безопасности, основанная на правилах.
В конце концов, прекратите от нас требовать что-либо выполнять, если вы не планируете выполнять то, под чем сами подписались в Сан-Франциско.
Ведь проблема на самом деле не только в ООН. Подобные вопросы есть и к выполнению устава Совета Европы.
Но я подчеркну: Украина как член ООН, Совета Европы, ОБСЕ и так далее не будет подрывать мандат этих организаций, потому что их разрушение выгодно нашим оппонентам и врагам. Даже если в этот момент этот мандат не выполняется. Поэтому мы не будем прибегать к действиям, которые привели бы к полной дискредитации этих органов.
И у меня нет ни планов, ни поручения Киева начать юридическое обжалование членства России в ООН.
Однако мы будем вести политический и юридический диалог на этот счет. А для этого нам необходимо как минимум получить доступ к документам, которые нам не выдают.
Мы также будем поднимать вопрос о членстве России в Генассамблее ООН. Мы уже это сделали: в декабре прошлого года, во время дискуссии в Генассамблее, Украина уже заявила об этом. Чтобы быть членом ООН и членом Совбеза, недостаточно просто держать перед собой табличку с названием страны. И я буду и дальше поднимать этот вопрос.
Наша цель – чтобы прекратилось кощунство, которое есть сейчас на заседаниях Совбеза ООН. Но предложить путь выхода из этой ситуации можно будет только после того, как ООН по крайней мере признает ошибку и откроет скрываемые документы.
Общался и записал Сергей Сидоренко,
видеомонтаж Владимира Олийныка,
"Европейская правда"