Рамштайн играет для Украины: почему встреча в Германии стала прорывом в поставках оружия
Инициированную США встречу министров обороны разных стран на военно-воздушной базе США в Германии "Рамштайн" уже успели назвать переломной в вопросе предоставления Украине военной помощи для борьбы с Россией.
Собственно, министр обороны США Ллойд Остин сам назвал ее исторической.
К встрече присоединились не только члены НАТО, но и более широкий круг стран, среди которых новоиспеченные потенциальные аппликанты в Альянс – Финляндия и Швеция, а также партнеры – Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Кения, Либерия, Марокко, Тунис, Катар, Иордания и Израиль. Вместе с Украиной – 43 страны.
Хотя большинство прозвучавших после заседания заявлений по-военному краткие и вообще касаются уже ранее анонсированной помощи Украине, однако сам характер этого формата свидетельствует о нескольких весомых изменениях в архитектуре международной безопасности.
Два измерения противодействия РФ
Основной задачей была определена координация усилий для военно-технической помощи Украине как на нынешнем этапе ведения боевых действий, так и в долгосрочной перспективе.
Первый фокус – очень насущный для нас, что отмечал министр обороны Алексей Резников. Мы знаем о скепсисе, который проявляли несколько наших партнеров в отношении поставок тяжелого вооружения Украине, но на этой встрече было принято принципиальное решение пересмотреть и синхронизировать политику стран по этому вопросу.
И это не только политические заявления, но собственно практическая помощь, которую мы можем ожидать в ближайшее время.
К примеру, президент США Джо Байден еще на прошлой неделе объявил о предоставлении тяжелого вооружения на сумму $800 млн, что будет включать бронетранспортеры, гаубицы, противотанковые комплексы и боеприпасы для артиллерии, а также тактические дроны.
Великобритания также заявила о поставках зенитно-ракетных комплексов, в частности Starstreak, а также высокоскоростных и низкоскоростных зенитных ракет на общую сумму 100 миллионов фунтов стерлингов.
Франция сообщала о передаче самоходных артиллерийских установок Caesar.
Другие страны уже анонсировали или даже поставили вооружение Украине. В конце концов, те, кто достаточно осторожно относился к военно-технической поддержке, все же будут вовлечены в процессы обсуждения такой помощи – а это еще одна платформа для нашего убеждения и влияния.
Но самым большим сюрпризом стало изменение политики Германии в вопросе предоставления тяжелого вооружения.
После встречи министр обороны Кристин Ламбрехт задекларировала, что Германия поставит Украине 50 зенитных самоходных установок Gepard.
Также поднимался вопрос синхронизации стран в помощи Украине, в частности в логистике вооружений.
И это важно, ведь доставка вооружения связана с рядом бюрократических процедур и секретностью, что зачастую уменьшает скорость.
Более того, как мы видим из предыдущих траншей, иногда у стран возникают трудности с обеспечением боеприпасами и комплектующими, которые они не могут или не хотят выдавать из собственных запасов, поэтому закупают или обменивают в других странах. В частности, все та же Германия обосновывала этой проблемой свои предыдущие отказы.
Синхронизация и консолидация процессов между разными странами позволит наладить бесперебойную поставку вооружений в планируемые сроки.
Обсуждались также шаги по долгосрочному усилению обороноспособности Украины и совместному противодействию российским угрозам.
И это еще один сверхважный вопрос, связанный с созданием де-факто международной антироссийской коалиции, которая отныне будет иметь свой формат в виде ежемесячных встреч под названием Консультативная группа по вопросам обороны Украины.
Почему эта встреча так важна?
Объявленные результаты встречи в Рамштайне свидетельствуют, что она стала той консолидирующей точкой, которая перевернула страницу с дискуссиями о том, что любое усиление Украины непременно будет провоцировать Россию на обострение агрессии.
Казалось бы, куда уж дальше, но российский шантаж все же оказал влияние на некоторые правительства.
Можно предположить, что недавние заявления Лаврова о реальности применения ядерного оружия убедили наших партнеров, что затягивать с помощью Украине нет смысла – чем сильнее наша армия, тем меньше будут амбиции россиян.
Смена настроений на Западе касается не только поддержки Украины, но и глобальной безопасности.
Триггерами этих изменений стал сам характер боевых действий на территории Украины, а самое главное – сопротивление, которое российский агрессор получил от украинских вооруженных сил и от украинского общества.
Ллойд Остин удачно подытожил в своем выступлении: "Российское вторжение – необоснованное, безответственное и противоправное, это атака против мирового порядка, основанного на правилах, и вызов для свободных людей по всему миру. Страны-единомышленники объединены в поддержке Украины в этой борьбе против имперской российской агрессии".
Фактически страны-участницы Консультативной группы наконец признали давний тезис о том, что украинцы воюют не только за свою территориальную целостность или свободу, но и за принципы и ценности международного порядка, который выстраивался после Второй мировой войны.
В нем не должно быть места терпимости в адрес имперских амбиций, нарушению норм международного права и преступлениям против человечности – всему тому, что Россия демонстрирует на протяжении этой войны.
И если международные институты не могут этого обеспечить, ответом станет практическая военная помощь тем, кто стал жертвой такой агрессии.
Резюме встречи говорит именно об этом – Украину не оставят одну ни в политическом, ни в военном смыслах. Обещания долгосрочной поддержки – до тех пор, пока мы будем просить о такой помощи, – свидетельствуют именно об этом.
Еще одно интересное последствие встречи связано с характером ее созыва и местом проведения.
Хотя консультации шли с участием стран НАТО, однако проведение встречи на военно-воздушной базе США в Германии, а не в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, демонстрирует, что США планируют активизировать свою ведущую роль в системе как европейской, так и глобальной безопасности.
По сути, это попытка США создать широкую антироссийскую коалицию, которая выходит за рамки НАТО.
Однако для этого будут использоваться существующие механизмы сотрудничества НАТО со странами-партнерами.
Новая Стратегия НАТО-2030 отдельно отмечает такие форматы многостороннего сотрудничества с так называемыми "странами-единомышленниками" из разных регионов мира. Поэтому мы видим привлечение не только европейских стран, а в прямом смысле – стран-партнеров США.
Планы проводить ежемесячные заседания в формате "Рамштайн" вполне можно расценивать не только в контексте консультаций по поддержке Украины, но и как тестирование широкого формата коллективной безопасности.
Неизвестно, сохранится ли после победы Украины этот формат, поскольку не было никаких намеков, что он призван создать новую систему коллективной безопасности.
Однако с определенным оптимизмом можно прогнозировать, что подобные форматы будут применяться, когда нужно будет залатать дыры в существующей системе, основанной на ООН.
Лидерство США в этом вопросе и интерес других стран-членов Альянса будет означать, что НАТО будет выходить благодаря таким форматам в глобальные игроки за пределами определённой в его уставе территории.
И тут для Украины открывается возможность не только иметь постоянно действующий механизм улучшения обороноспособности и противодействия российской агрессии, но и потенциально войти в клуб контрибьюторов глобальной безопасности, пока, будем надеяться, мы не вступим в НАТО сами.
* * * * *
Встречу в Рамштайне действительно можно считать если не исторической, то многообещающей и в краткосрочном, и в долгосрочном плане.
С любой стороны, это однозначное поражение России.
Во-первых, Украина получила постоянно действующий формат консультационной группы по скоординированной военной помощи.
Во-вторых, Путин получил то, чего больше всего хотел избежать – синхронизацию военно-оборонительных сил на Европейском континенте, усиление роли НАТО и роли США в европейской и глобальной безопасности.
И наконец, в-третьих, российская машина пропаганды получила еще одно разочарование – если раньше она утверждала, что на самом деле воюет с НАТО на территории Украины, то теперь выглядит так, что она начнет "воевать" со всем миром.
Автор: Дмитрий Шеренговский,
проректор Украинского католического университета,
программный директор Центра Днистрянского