Евроинтеграция? Спасибо, не надо! Власти Грузии меняют внешний курс и дают старт революции
Грузия всего за неделю прошла путь от ситуации, когда власти в целом контролируют ситуацию, а митинги постепенно идут на спад, к резкой радикализации протестов.
В ночь на 29 ноября в Тбилиси полиция и спецназначенцы разогнали протест против приостановки евроинтеграции. Были использованы водометы, задержаны более четырех десятков протестующих, а применение силы было явно избыточным. Среди прочего, полиция активно атаковала журналистов, освещавших ход протестов.
Эти протесты стали стихийной реакцией граждан Грузии на решение правительства отказаться от курса на вступление в Евросоюз.
Накануне с таким заявлением выступил премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Среди прочего, он заявил об отказе от ведения переговоров о вступлении в Европейский Союз "до 2028 года" – то есть до конца каденции нынешнего парламента.
Похоже, что такое обострение необходимо правящей партии "Грузинская мечта" с одной целью – опередить Запад, показав, что решение о заморозке отношений принято в Тбилиси, а не является инициативой ЕС. А это значит, что в возможность компромисса с Западом в Тбилиси больше не верят.
Однако события 28-29 ноября резко увеличивают вероятность того, что Запад не признает легитимными недавние парламентские выборы, а также введет санкции против ключевых представителей грузинской власти.
А одновременно это выводит антиправительственные протесты на новый уровень.
Парламент с "минимальным внешним влиянием"
25 ноября, спустя месяц после парламентских выборов, самопровозглашенная парламентская команда "Грузинской мечты" торжественно собралась в здании парламента Грузии.
Чтобы поскорее провести это заседание, грузинские власти пошли на прямое нарушение закона.
Дело в том, что президент Саломе Зурабишвили 19 ноября подала иск в Конституционный суд с требованием аннулировать результаты выборов. После регистрации иска у суда было 30 дней на рассмотрение дела.
При таком раскладе существовала теоретическая вероятность того, что заседание не состоится.
Дело в том, что согласно статье 86 регламента парламента Грузии, мандат депутата не передается лицу, избрание которого обжалуется в Конституционном суде. Однако, как и ожидалось, "Грузинская мечта" проигнорировала данное постановление и все равно провела запланированное заседание.
Как и ожидалось, первая сессия нового парламента не прошла в мирных условиях. Несмотря на аномально плохую погоду, тысячи людей протестовали против проведения заседания возле парламента.
Про блокування будівлі парламенту під час сесії 25 листопада було оголошено напередодні, для чого опозиція закликала громадян прийти до парламенту з 21:00 24 листопада і переночувати в наметах.
Акция протеста действительно состоялась, несмотря на непогоду и низкую температуру, сотни отважных граждан ночевали в палатках перед парламентом, надеясь утром изменить судьбу страны к лучшему.
Однако их надежды не оправдались: с одной стороны, из-за организованных действий силовиков, а с другой – из-за разобщенности и растерянности оппозиции, протест не только не дал результатов, но и провалился.
Вечером 24 ноября сотрудники полиции и спецназа МВД заблокировали вход в парламент, а на следующий день полностью перекрыли улицы, ведущие к парламенту. Таким образом, они оставили протестующих без единого шанса на успех.
На первую сессию парламента 11-го созыва было зарегистрировано всего 89 депутатов (вместо 150), поскольку четыре оппозиционные партии, преодолевшие пятипроцентный барьер, вскоре после окончания выборов публично заявили, что выборы были фальсифицированы и что они не будут своим присутствием в парламенте легитимизировать.
Более того, три из четырех оппозиционных сил уже успели не только отказаться от мандатов, но и обнулить свои избирательные списки. Это гарантирует, что никто их представителей этих партий депутатом нынешнего парламента не станет.
Исключение – партия "Гахария за Грузию", и промедление ее с таким шагом лишь усугубляет конфликты в оппозиции. Впрочем, лидер этой партии экс-премьер Георгий Гахария несколько раз публично заявлял, что не признает нелегитимный парламент Иванишвили и никогда не придаст ему легитимности.
Показательный момент: впервые в новейшей истории на первом заседании парламента Грузии не присутствовали послы.
Как поясняет старый (новый) председатель парламента Шалва Папуашвили, на первое заседание были приглашены члены правительства и представители конституционных органов. Что касается послов, то, по его словам, это "внутренний вопрос", и "чтобы минимизировать внешнее влияние, вовлечение послов в этот процесс не было необходимым".
Такой шаг был вызван призывами представителей оппозиции к посольствам западных стран не идти на заседание нелегитимного парламента. В "Грузинской мечте" рассудили, что такой шаг станет громкой пощечиной власти, а потому лучше самим отказаться от приглашения дипломатов.
Футболист и "необразованный хам"
28 ноября новый парламент утвердил правительство. И тут сенсации не произошло – мандат премьер-министра вновь получил Ираклий Кобахидзе.
В целом изменения в правительстве оказались точечными – наиболее заметным стало назначение главой МИД Маки Бочоришвили – бывшей главы парламентского комитета по евроинтеграции.
Это назначение показывает, что в правительстве пытаются и далее имитировать евроинтеграционный курс (при этом уже на следующий день правительство решило нарушить свою программу – но об этом речь пойдет дальше).
Также в программе старого-нового правительства целью номер один названо вступление в ЕС и НАТО, а одним из приоритетов его работы названа поддержка Украины (напомним, последний раз такая помощь была предоставлена в декабре 2022 года).
Такие формально проевропейские шаги выглядели как приглашение ЕС к диалогу. Грузинские власти демонстрировали готовность к возобновлению отношений, ожидая взамен лишь признания выборов.
Однако далее состоялась громкая политическая сенсация.
Для начала новый парламент установил дату новых президентских выборов – они пройдут 14 декабря. Это позволит провести инаугурацию нового президента еще до конца декабря – чтобы с Новым голом страну поздравляла не Саломе Зурабишвили, а новый глава государства.
Напомним, что впервые в новейшей истории Грузии президентские выборы пройдут не в виде общенародного голосования. Теперь главу государства изберут коллегия из 300 выборщиков, куда входят депутатов национального парламента, Совета аджарской автономии и совета в изгнании Абхазии, а также делегаты от местных органов власти.
При таких раскладов интриги в том, кто станет президентом не существует. Если даже выдвинутый "Мечтою" кандидат не выиграет в первом туре (где необходимо конституционное большинство), он гарантированно выиграет во втором туре, где достаточно простого большинства.
И сенсацией стало имя кандидата от партии власти. Новым "президентом" (пишем эту должность в кавычках, поскольку легитимность избрания нового президента теперь выглядит сомнительной) должен стать Михаил Кавелашвили.
Во время его представления Бидзина Иванишвили в первую очередь подчеркнул его успешную спортивную карьеру, патриотизм и "грузинскую внешность". Кавелашвили наиболее известен как бывший футболист владикавказской "Алании" (где он стал чемпионом России) и сборной Грузии.
При этом ранее Кавелашвили не смог стать главой федерации футбола Грузии по очень банальной причине – у него нет высшего образования. Впрочем, к должности президента страны такое требование отсутствует.
Отсутствие образования заметно и по манере общения кандидата в президенты – журналисты характеризуют его как человека, не способного связать пару фраз без мата.
Однако не менее чем футбольное прошлое, показательным является политический бекграунд кандидата в президенты.
В парламенте прошлого созыва он вышел из состава "Мечты", вступив во фракцию "Сила народа". Это – карманный филиал "Мечты", депутаты которого делали антизападные заявления, которые тогда в правящей партии позволить себе не могли. На фоне будущего "президента" даже нынешнее правительство будет выглядеть как оплот здравого смысла и западных ценностей.
"Мы можем шутить, но Иванишвили сделал своим президентом самого выдающегося антизападника. Необразованный хам, он всегда особенно резко критикует США и ЕС. Это отражает его (Иванишвили. – Ред.) видение страны и народа", – резюмирует оппозиционерка Хатия Деканоидзе.
В грузинском политикуме существует подозрение, что президентство Михаила Кавелашвили, особо отличающегося своими антизападными высказываниями, славящегося ненормативной лексикой в парламенте, а главное, чемпиона России, является политическим шагом, предпринятым в угоду Кремля.
Данное решение еще раз указывает на приоритеты Бидзины Иванишвили. Он дважды выдвигал своих ставленников на пост президента. Оба раза – успешно. Однако оба раза ставленники Иванишвили уходили в оппозицию к нему.
Похоже, разочаровавшись в "умных", лидер правящей партии решил сделать ставку на "верных".
На тех, кто при любых обстоятельствах будет выполнять его волю, не отвлекаясь ни на что.
И разумеется, шок, потрясший грузинское общество (в том числе и часть избирателей "Грузинской мечты"), был тут же подхвачен российской пропагандистской прессой, которая с гордостью сообщила своей аудитории, что "правящая команда Грузии выдвинула чемпиона России кандидатом на пост президента страны".
Евроинтеграция "на паузе"
Следует признать, нынешний успех "Грузинской мечты" происходит в первую очередь вследствие молчания Запада.
Хотя ключевые западные страны и высказали сомнения в честности парламентских выборов, никто еще не пошел далее – не заявил про нелегитимность новой власти.
Однако все может поменяться, тем более – первый шаг уже сделан.
"Мы призываем Европейский Союз и его государства-члены ввести персональные санкции в отношении тех чиновников и политических лидеров в Грузии, которые несут ответственность за откат от демократии, нарушения на выборах, административное насилие и злоупотребления государственными институтами, таких как премьер-министр Ираклий Кобахидзе, мэр Тбилиси и генеральный секретарь правящей партии Каха Каладзе, а также председатель парламента Шалва Папуашвили и председатель "Грузинской мечты" Ираклий Гарибашвили, что также будет распространяться на судей, принимающих политически мотивированные решения", – говорится в принятом 28 ноября заявлении Европарламента.
В этом заявлении также призывается "ввести немедленные и целенаправленные персональные санкции в отношении Иванишвили", а главное – там впервые четко заявляется, что "международное сообщество не должно признавать результаты выборов".
Стоит уточнить – заявления Европарламента не являются обязательными для исполнения. Однако результат, с которым была принята эта резолюция – 444 депутата проголосовали за нее и лишь 72 – против, показывает настроения европейцев.
И европейским лидерам игнорировать их становится все сложнее.
Однако, если решение Европарламента было ожидаемым, то реакция на него грузинской власти стала настоящим шоком. По аналогии с решением не приглашать послов на открытие работы парламента, там решили первыми отказаться от переговоров с ЕС.
Всего за пару часом после голосования Европарламента, премьер Ираклий Кобахидзе заявил о решении властей "не ставить на повестку дня вопрос об открытии переговоров с Европейским Союзом до конца 2028 года".
Таким образом, до конца формального срока полномочий нынешнего парламента переговоры о вступлении в ЕС вестись не будут.
Конечно, в "Грузинской мечте" заявляют, что речь об окончательном отказе от вступления в ЕС не идет. Однако эти обещания не могут никого обмануть – это именно отказ от европейского курса Грузии.
"Категорически недопустимо рассматривать интеграцию в Европейский Союз как милость",
сказал Кобахидзе, а также заявил об отказе Грузии "от любых бюджетных грантов со стороны Европейского Союза" – также до конца 2028 года.
Такой шаг может дорого стоить Грузии и в плане экономики, однако в Тбилиси решили не оглядываться на последствия.
И конечно же, такой шаг должен активизировать общество, где поддержка евроинтеграции составляет около 90%.
По словам президента Саломе Зурабишвили, такое решение означает, что власти Грузии объявили войну собственному народу.
"Несуществующая, нелегитимная власть провозгласила не мир, а войну – собственному народу, собственному прошлому и собственному будущему. На этом пути нет ни грузинской государственности, ни независимости, ни будущего без России", – заявила она.
Баррикады в центре Тбилиси
Решение грузинской власти было с восторгом воспринято в Росси.
"Грузины мудро не стали наступать на украинские грабли и не позволили сделать из своей страны марионетку Запада. Достойный и вызывающий уважение отпор. Ответ всем тем, кто, следуя правилам однополярного мира, вместо дипломатии использует угрозы и силу, двойные стандарты и санкции", – заявил глава комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий.
Однако такое решение еще необходимо "продать" грузинскому обществу. А там поддержка курса на вступление в ЕС и НАТО составляет около 90%.
Поэтому не удивительно, что сразу после заявления Кобахидзе в грузинских социальных сетях появились призывы к новым протестам.
Уже вечером 28 ноября протесты прошли в Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори и Зугдиди – во всех крупных городах страны.
А в столице на протестный марш вышло несколько десятков тысяч человек, включая и президентку Саломе Зурабишвили.
В ответ власти сделали ставку на силовой разгон.
"Несмотря на множество призывов со стороны правоохранителей и официальное заявление Министерства внутренних дел, участники акции вступают в физическое противостояние и наносят словесные оскорбления правоохранителям. Также в их сторону были брошены различные предметы, в результате чего трое сотрудников МВД получили травмы. Двое из них переведены в медицинское учреждение", – так описывает дальнейшие события МВД Грузии.
На практике это означает, что полиция и спецназначенцы, применяя водометы и слезоточивый газ, начали разгон протестов и аресты их участников. Отмечается избыточное применение силы полицией, а также нападения на журналистов. В целом полицией было задержано 43 человека.
В ответ протестующие стали строить баррикады на проспекте Руставели. Захватить их полиции так и не удалось.
К утру стало известно о значительном количестве пострадавших от действий полиции – и от слезоточивого газа, и от избыточного применения силы. Среди пострадавших лидер партии "Дроа" Элене Хоштария – у нее зафиксирован перелом руки. Травмы получили и другие оппозиционные политики.
Также стало известно о нападении полиции на более двух десятков журналистов и операторов, освещающих протест. У одного из них – журналиста телеканала "Формула" Гурама Рогавы – диагностированы переломы лицевых костей и дуги седьмого шейного позвонка
"Поступают сообщения о применении непропорциональной силы специальной оперативной группой против граждан... Правоохранители начали применять спецсредства против участников собрания, в том числе мирных демонстрантов, что противоречит стандарту необходимого и пропорционального вмешательства в права", – говорится в заявлении омбудсмена Грузии Леван Иоселиани.
* * * * *
Разгон мирного протеста может оказаться "точкой невозврата" для "Грузинской мечты".
Уже известно о совместном заявлении более чем 90 сотрудников Министерства иностранных дел Грузии, которые осудили решение властей приостановить евроинтеграцию страны. Также в знак протеста подал в отставку посол Грузии в Болгарии Отар Бердзенишвили.
И очевидно, это лишь начало.
Нынешние события в разы увеличивают вероятность того, что ЕС и США не признают легитимными парламентские выборы 26 октября, а значит, не будут считать легитимным и новое правительство.
Также существенно возросла вероятность введения санкций против топ-персон в руководстве Грузии. И в первую очередь – против Бидзины Иванишвили.
"Вопрос о Грузии будет обсуждаться 27 государствами-членами на предстоящем заседании Совета по иностранным делам 16 декабря... Что я могу сказать сейчас, так это то, что рассматриваются все варианты. Это то, о чем мы говорили в течение многих месяцев, и эти варианты также включают возможность прекращения безвизового режима с Грузией, но это будет рассмотрено и принято 27 государствами-членами ЕС", – такое заявление утром 20 ноября сделал посол ЕС в Грузии Павел Герчиньский.
Однако главное, что резко возросли протестные настроения в самой Грузии.
Похоже, жесткая реакция полиции привела к противоположному результату. Протесты продолжаются и имеют все шансы стать бессрочными.
А вместе с резким падением лояльности значительной части госаппарата все это создает реальные предпосылки для революции.
О которой еще неделю назад в оппозиции могли лишь мечтать.
Авторы:
Амиран Хевцуриани, профессор Грузинского технического университета, основатель Грузинско-Украинского центра, из Тбилиси,
Юрий Панченко, редактор "Европейской правды"