Техосмотр по-европейски: безопасность без коррупции
Сейчас в Украине идет активная дискуссия, стоит ли возвращать отмененный 5 июля 2011 года технический осмотр автомобилей.
Недавно глава департамента ГАИ МВД Анатолий Сиренко заявил: "Государственный технический осмотр в Украине должен быть. По улицам нашей страны должны передвигаться технически исправные транспортные средства. Мы планируем подать в Верховную раду законопроект в ближайшее время".
Далеко не все восприняли эту новость с одобрением. Отовсюду стали раздавались сетования о возвращении прежних коррупционных схем со стороны ГАИ, об отсутствии намерений у новоизбранной власти бороться с коррупцией и о предательстве идей Майдана.
Почему украинцы так настороженно восприняли новость о возвращении процедуры, которая является обязательной в Европе?
Проблема кроется в самом техническом осмотре как средстве обеспечения безопасности на дорогах? Или все же пугает несовершенство процедуры этой проверки, определенной украинским законодательством?
В Европейском Союзе, стандарты которого мы мечтаем ввести, очень ответственно относятся к безопасности на дорогах. Проверки автомобилей на исправность там обязательны. Так, 6 мая 2009 года Европейский парламент и Совет ЕС приняли Директиву 2009/40 по тестированию на пригодность к эксплуатации автотранспортных средств и прицепов.
Согласно статье 2 данного акта, технический осмотр должен проводиться государством или органами и учреждениями, которые уполномочены на это и непосредственно контролируются государством. Речь идет и о частных структурах. Это означает, что во многих государствах ЕС (например, в Швеции или ФРГ) проверку транспортных средств осуществляют частные компании.
Следовательно, такие проверки не являются миссией исключительно государственных инспекций.
Частные субъекты, деятельность которых находится под контролем государства, могут делать это быстрее и качественнее, особенно если между ними есть конкуренция. Именно поэтому большинство стран ЕС отдают им предпочтение при определении органа или учреждения для осуществления техосмотров.
Согласно приложению І к этой директиве, легковые автомобили проверяют через четыре года после первого использования, а затем - каждые два года. Это показывает серьезность отношения стран цивилизованного мира к безопасности на дорогах, благодаря чему каждый гражданин ЕС застрахован от ДТП из-за нерадивого водителя, который довел свою машину до опасного состояния.
Напомню, что с принятием в 2012 году нового Порядка проведения обязательного технического контроля, техосмотр в Украине проводится именно частными субъектами (но его обязательность для легковых автомобилей в настоящее время отменена). Так, согласно пункту 4 настоящего порядка, заказчик имеет право свободного выбора исполнителя проведения обязательного технического контроля транспортного средства.
Ограничения в выборе исполнителя, в том числе в зависимости от места регистрации транспортного средства, не допускаются. Исполнителем является юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, определенный как субъект проведения обязательного технического контроля транспортного средства. Они подлежат обязательной аттестации или аккредитации.
Право выбора субъектов проведения техосмотра способствует конкуренции между ними, а следовательно, и повышению качества их работы. Это также снижает коррупционные риски.
Сотрудник ГАИ, увидев неисправное транспортное средство, всегда может определить субъекта, недобросовестно проверившего автомобиль, за талоном техосмотра. И в этом случае, особенно если техосмотр был проведен заведомо недобросовестно, таких исполнителей будут лишать права заниматься аккредитованной деятельностью. Более того, выявленные коррупционные деяния (как то продажа талона техосмотра без его действительного проведения) должны караться очень жестко.
Итак, обязательный техосмотр легковых автомобилей рано или поздно нужно возвращать. Ведь это безопасность и окружающей среды, и жизни и здоровья людей. При этом, помня о предыдущем коррупционном опыте и учитывая лучшие европейские практики, следует выбрать лучший вариант для Украины.
Автор: Евгений Школьный, эксперт Центра политико-правовых реформ
Автор: Евгений Школьный, эксперт Центра политико-правовых реформ