«Мистраль». Троянский конь Европы
Трагические события последних дней, в частности катастрофа малайзийского "Боинга", заставили мир еще раз переоценить ситуацию с российской агрессией в Украине.
В этом контексте намерения Франции продать военные вертолетоносцы стратегического назначения "Мистраль" России стали выглядеть более циничными, чем когда-либо ранее. Ведь теперь речь идет о передаче стратегических вооружений стране, которая своими действиями приводит к массовым жертвам среди гражданских лиц других государств.
Недавние заявления французского президента, что, мол, "передадим один "Мистраль", а там посмотрим" не должны никого вводить в заблуждение: передача путинской России даже одного "Мистраля" представляет серьезную дополнительную опасность не только для Украины, но и для любых других стран, у берегов которых будет проплывать это судно.
Вопрос продажи "Мистралей" имеет не только плоскость политики и безопасности, но и юридическую плоскость.
И в этой плоскости далеко не все так гладко, как кто-то может себе представить. Украинское экспертное сообщество уже поднимало этот вопрос. Позволю себе конкретизировать юридические упреки. Речь идет, в частности, о невозможности предоставления экспортной лицензии на продажу "Мистралей" с учетом нарушения ряда критериев, содержащихся в Общей позиции Совета ЕС 2008/944/CFSP, которая определяет общие правила контроля за экспортом военных технологий и оборудования.
Общественность еще не услышала официальных ответов и комментариев французской стороны и представителей институтов ЕС по поводу таких несоответствий. Обратная связь тем более актуальна, что речь идет о национальных интересах не только Украины, но и ряда стран-членов Европейского Союза (Польши, Литвы, Латвии, Эстонии).
Кроме того, в результате передачи "Мистралей" существует большой риск совершения действий, идущих вразрез с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 "Территориальная целостность Украины".
Попробуем более подробно остановиться на сути предполагаемых нарушений европейского законодательства. Ст. 2 вышеупомянутой Общей позиции содержит ряд критериев, при нарушении которых государство должно отказывать в предоставлении лицензии на экспорт военных технологий и оборудования.
Предварительные экспертные заключения свидетельствуют, что в случае "Мистралей" нарушаются несколько таких критериев, в частности:
Критерий 4. Сохранение регионального мира, безопасности и стабильности.
Страны-члены должны отказывать в экспортной лицензии, если существует четкий риск того, что получатель использует военную технологию или оборудование в агрессивных целях против другой страны или для применения силы в своих территориальных претензиях.
Комментарий: в мае 2014 года командующий Черноморским флотом РФ адмирал Александр Витко заявил о возможности использования "Мистралей" в Черном море. Позволю себе напомнить, что один из строящихся "Мистралей" носит имя "Севастополь". Следовательно, риск его размещения в акватории Черного моря очень высок. В свою очередь, значительное усиление военного потенциала РФ в зоне, где она провела незаконную оккупацию земель Украины, представляет угрозу региональному миру и стабильности.
Рассматривая этот риск, страны-члены должны принимать во внимание, среди прочего:
(а) существование или вероятность вооруженного конфликта между получателем и другой страной
Комментарий: де-факто, вооруженный конфликт уже происходит. Кроме оккупированной территории Крыма, РФ поддерживает террористические группировки на востоке Украины, куда регулярно поставляются российское оружие, наемники и кадровые военные. Ночью 5 июля был обстрелян пост технического наблюдения украинских пограничников на побережье Азовского моря. Террористы прибыли со стороны Российской Федерации на двух маломерных плавсредствах. Кроме того, существуют веские свидетельства, что обстрел территории Украины ракетами из реактивных систем залпового огня "Град" во второй половине июля осуществлялся непосредственно с территории Российской Федерации.
(б) претензии на территории соседней страны, которые получатель выдвигал в прошлом или угрожал выдвигать путем применения силы
Комментарий: такой претензией является оккупированный Крымский полуостров. 9 июля российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что в случае нападения на Крым или Севастополь (то есть на украинскую территорию) РФ будет действовать согласно собственной военной доктрине. Такое заявление является явной угрозой применения силы в связи с оккупацией территории соседней страны. Существует очень большой риск, что "Мистраль" будет базироваться на оккупированной украинской территории в Севастополе.
(в) вероятность, что военная технология или оборудование будет использоваться для целей, отличных от легитимных интересов национальной безопасности и защиты получателя
Комментарий: как уже отмечалось, "Мистраль" предположительно будет использован для усиления военного контингента оккупированного Крымского полуострова, что не может быть легитимным интересом РФ.
(г) потребность не оказывать негативного влияния на региональную стабильность никоим существенным образом
Комментарий: из приведенного выше следует, что негативное влияние на региональную стабильность будет иметь место.
Таким образом, можно увидеть нарушение критерия №5 "Национальная безопасность стран-членов ... и дружественных и союзнических государств". Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС фиксирует наши дружеские и партнерские отношения, в том числе в сфере безопасности и обороны. В то же время, передача "Мистралей" российской стороне во время совершения ею агрессии против Украины идет в ущерб украинским стратегическим интересам, способствует консервации оккупации Крыма.
Нарушается также Критерий №6, где говорится о поведении страны-покупателя в отношении терроризма и уважение международного права. Источником терроризма в Украине является РФ. Этот факт был многократно подтвержден Украиной. Кроме того, продолжением оккупации Крымского полуострова РФ нарушает основополагающие принципы Устава ООН.
И если Украина может выдвигать подобные аргументы, учитывая риск появления "Мистралей" в Черном море, то очевидно, что страны Балтии и Польша видят те же самые риски в случае базирования "Мистраля" в Балтийском море.
Следовательно, существует высокая вероятность того, что передача "Мистралей" Российской Федерации повлечет нарушение обязательств Франции по отношению к Общей позиции 2008/944/CFSP, которая является юридически обязывающим документом. 2 февраля 2010 года во время выступления в национальном собрании Французской Республики, тогдашний министр обороны Франции Эрве Морен (Hervé Morin) заявил, что "... эта общая позиция является юридически обязывающим актом, что не требует принятия национальных мер адаптации законодательства. Следовательно, она действует напрямую на французскую администрацию ...".
Исходя из этого, считаю, что Украина имеет достаточные предпосылки утверждать, что передача судов "Мистраль" Российской Федерации легитимным способом является сомнительной.
В то время, когда президент Литвы Даля Грибаускайте выступила против "мистрализации" европейской политики, когда против передачи кораблей решительно выступают США, прекращение поставок оружия агрессору должно стать принципиальной позицией всех членов ООН, а особенно Украины! Находясь в эпицентре трагических событий, украинское государство не может стоять в стороне от этой дискуссии и должно активно участвовать в международных усилиях по препятствованию вооружению России - в первую очередь странами-членами НАТО, имеют наиболее мощное и высокоточное оружие в мире.
Украина должна предупредить, что в случае передачи "Мистралей", Французская Республика будет среди ответственных за последствия их использования путинской Россией.
В этом отношении стоит вспомнить, что мартовская резолюция Генеральной ассамблеи ООН 68/262 "Территориальная целостность Украины", которую поддержала в том числе и Франция, содержит призыв "... воздерживаться от действий, направленных на частичный или полный подрыв ... территориальной целостности Украины, включая любые попытки изменить украинские границы из-за угрозы или прямого применения силы или других незаконных средств". Планируемая продажа "Мистралей" является риском дальнейшего подрыва территориальной целостности Украины.
Учитывая изложенное выше, я обратился к министру иностранных дел Павлу Климкину со следующими предложениями:
1) официально обратиться в Министерство иностранных дел Франции, а также к Верховному представителю Европейского Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности как к ответственному за сферу контроля за экспортом вооружений по поводу нарушений законодательства ЕС;
2) проанализировать возможности обращения в Европейский Суд, учитывая нарушение прав Украины как страны, которая уже в ближайшее время будет иметь с Европейским Союзом отношения ассоциации и партнерства. Приобщить к такому иску Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, которые неоднократно выражали беспокойство контрактом на поставку "Мистралей", видя в этом угрозу собственной национальной безопасности;
3) дать поручение представителю Украины при ООН внести в следующую повестку дня Генеральной ассамблеи ООН проект резолюции об осуждении продажи военных судов стратегического назначения "Мистраль" Российской Федерации как акта, угрожающего территориальной целостности Украины, а также поднять этот вопрос в рамках других международных организаций, в частности ОБСЕ и Совета Европы.
Автор: Олег Панькевич, заместитель председателя комитета Верховной рады по вопросам европейской интеграции, заместитель председателя ВО "Свобода"