Ратификация Ассоциации - что кроется за ее "технической" подготовкой

Четверг, 3 июля 2014, 17:00 - Вадим Трюхан, для ЕвроПравды

Как известно, 27 июня этого года в Брюсселе была завершена процедура подписания Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной. Казалось, ее ратификация Верховной радой должна состояться чуть ли не на следующий день, ведь это уже многострадальный договор стал настоящим символом борьбы украинской нации за независимость Украины и ее возвращение в Европу.

Однако все вышло не так, как можно было ожидать.

В тот же день - 27 июня, одновременно с украинской - были подписаны соглашения с Молдовой и Грузией. Эта синхронность дает нам возможность сравнить темпы Киева и других соседних столиц.

Сравнение не в нашу пользу. Более того, даже наши европейские партнеры (от которых мы ждали серьезной задержки!) действуют быстрее нас.

Молдова уже завершила процедуру, ратифицировав свое соглашение. Румыния ратифицировала все три соглашения - с Молдовой, Украиной и Грузией. Быстрое завершение процедуры анонсировала Грузия, а также государства Балтии. Похоже, большинство других подписавшихся (стран-членов ЕС) также не заставят себя ждать.

Между тем президент Украины с самого начала стал говорить о следующей сессии парламента! А сейчас, после того как общественность заставила депутатов отказаться от летних каникул, прикрываемся какой-то мифической "технической" подготовкой пакета документов, который необходимо внести на Грушевского.

На самом же деле все четко прописано в Законе о международных договорах Украины

Никаких сложностей, которые бы служили оправданием задержке, нет в природе.

Тем более, что Киев уже имеет практику оперативной ратификации - даже под градом яиц и взрывы петард - таких позорных документов, как пресловутые харьковские соглашения. То есть на самом деле технических проблем нет!

Так в чем же суть проблемы? Попробуем разобраться, отталкиваясь от положений упомянутого закона.

На языке оригинала

Вопросы ратификации международных соглашений регулируются статьей 9 закона о международных договорах. Есть три ключевых элемента самого процесса.

Во-первых, определение субъектного состава, иными словами – кто и за что отвечает. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящей статьи "предложения о ратификации международного договора, заключенного от имени Украины, подаются Министерством иностранных дел Украины в течение шести месяцев президенту Украины".

Это означает, что давление общественности на народных депутатов - это, по большому счету, холостой выстрел.

Процесс сейчас тормозит не Верховная рада.

Во-вторых, должна состояться подготовка документов, необходимых для формирования предложения по ратификации. Их перечень определен пунктом 4 упомянутой статьи. А именно: а) представление президенту Украины; б) проект представления Верховной раде; в) проект закона о ратификации международного договора Украины; г) текст международного договора; г) справка о согласовании проекта закона с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти; д) сопроводительная (пояснительная) записка, в которой обосновывается целесообразность заключения международного договора Украины, определяются его вероятные политические, правовые, социально-экономические, гуманитарные и другие последствия, а также субъекты выполнения международного договора Украины; е) финансово-экономическое обоснование; ж) сравнительная таблица - в случае представления предложений по ратификации международного договора Украины, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины или которым вносятся изменения в другой международный договор Украины; з) электронные версии текстов документов, указанных в пунктах "б", "в", "г" и "е" настоящей части.

Перечень будто долгим, но несложным для подготовки.

В-третьих, нужно непосредственно внести международный договор на ратификацию в Верховную раду. Согласно пункту 6 статьи 9, решения о внесении в порядке законодательной инициативы проекта закона о ратификации международного договора принимает президент Украины.

Вполне очевидно, что главе государства, который был избран в том числе и за его проевропейскость, не требуется много времени для этого.

Вместо выводов

Следовательно, при желании всю эту процедуру пройти не сложно.

Сама "техническая" подготовка пакета документов, который подается президенту, занимает один-два дня, ведь для Министерства иностранных дел это привычная процедура.

Несколько более сложной, на первый взгляд, кажется процедура его согласования с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, ведь Соглашение об ассоциации касается компетенции практически всех органов исполнительной власти.

Однако, учитывая исключительную важность для Украины этого международного договора и значительный общественный резонанс, который может быть вызван затягиванием с решением этого вопроса, можно было бы провести специальное расширенное заседание Кабинета министров Украины с участием президента, во время которого завизировать законопроект и сразу внести его на рассмотрение Верховной рады.

Кстати, именно таким путем пошла Молдова, где не поленились провести экстренное заседание правительства уже 28 июня, в субботу - то есть на следующий день после возвращения премьера из Брюсселя.

Дело за малым - продемонстрировать политическую волю, необходимую для обеспечения безотлагательной ратификации Соглашения об ассоциации, отказаться от надуманных "технических" excuses, и решить вопрос по существу.

Общество ждет.

 

Автор: Вадим Трюхан, директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции (2008-2010 гг.), член делегации Украины на переговорах с ЕС относительно Соглашения об ассоциации и Соглашения о совместном авиационном пространстве (2007-2010 гг.), главный эксперт рабочей группы по европейской интеграции Реанимационного пакета реформ