Кто тормозит безвизовый режим в ЕС для украинцев
По оптимистическому сценарию Украина уже в 2015 году может получить безвизовый режим с ЕС. В пятницу это подтвердила в интервью "Европейской правде" заместитель министра иностранных дел.
Но одним из условий перехода к нему является готовность государства к выдаче биометрических заграничных паспортов, то есть документов с цифровым носителем информации и записанными на нем отпечатками пальцев.
К сожалению, по вине Украины мы постепенно переходим к менее оптимистическим срокам отмены виз.
И причиной этого являются не политические, а организационно-управленческие и правовые риски.
Во-первых, проблема состоит в нехватке оборудованных рабочих мест для сбора биометрических данных.
Сегодня в Украине действует около 250 "рабочих станций" для изготовления нынешних (не биометрических) загранпаспортов. И даже этого оборудования не хватает для обслуживания всех заявителей.
За год в стране выдается около 1,2-1,3 млн паспортов, а в этом году ожидается рост до 1,5 млн. Итак, очереди и дефицит имеются даже сейчас.
Что же будет после введения биометрики?
Только сейчас Государственная миграционная служба (ГМС) за средства Евросоюза планирует закупить 35 новых рабочих станций для обработки заявок на биометрические паспорта.
Правда, из 30 млн евро помощи на рабочие станции идет лишь незначительная часть.
В связи с этим возникает много вопросов.
В правительстве, в том числе и в ГМС, сделали прогноз, сколько ожидается заявок на биометрические загранпаспорта в 2015 году, особенно если безвизовый режим все же введут?
Неправительственные организации, проводя аналогию с опытом визовой либерализации Молдовы, приводят цифру в 8 млн желающих в течение первого года. Напомним: по всей стране будет только 35 рабочих станций.
Так сколько же рабочих станций требуется для надлежащего обслуживания граждан?
Планируется ли модернизация существующих рабочих станций (закупленных в свое время в ЕДАПС) для дальнейшего использования для выдачи биометрических паспортов?
И если нет, то почему?
Ведь есть информация, что на самом деле достаточно было бы докупить только терминалы для взятия отпечатков пальцев (их стоимость составляла летом около 13 тыс. грн за единицу).
Изучаются ли возможности удешевить соответствующее оборудование (стоимость одного комплекса составляет около 100 тыс. грн)?
Например, во многих странах граждане приносят собственное фото на документы. Соответственно, чиновнику не нужен фотоаппарат и зонтики для фотографирования и т.д.
Во-вторых, этот блок проблем - очереди на обслуживание - связан с фронт-офисами, то есть работниками и помещениями, где можно заказывать загранпаспорт и получать его.
ГМС всячески пытается навязать гражданам "обслуживание" через ГП "Документ" и его офисы "Паспортный сервис", где дополнительно берут по 250 грн за услуги. Причем это делается умышленно и целенаправленно.
Без ответа остаются еще некоторые вопросы.
Почему ГМС игнорирует требования закона "Об административных услугах", который запрещает предоставлять админуслуги через предприятия?
Почему ГМС забирает свое оборудование из центров предоставления административных услуг (ЦПАУ), сеть которых успешно развита в областных центрах, и ставит их в коммерческий "Паспортный сервис"?
И это притом, что в ЦПАУ с граждан, по крайней мере, не взимают эти 250 грн, а уровень обслуживания вполне подобающий. Более того, сеть ЦПАУ значительно шире, ведь они должны функционировать во всех городах областного значения и даже при районных государственных администрациях.
Почему ГМС не подключает к Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц (ДИСРОФО - система, через которую сейчас принимаются заявки на изготовление паспорта) ЦПАУ, которые за свой счет купили "рабочие станции"?
Например, в ЦПАУ при Соломенской РГА г. Киева два таких комплекса по вине ГМС до сих пор не подключены. А для городского ЦПАУ Киева ГМС установила непонятный лимит в 20 заявок в день.
Кстати, в июле этого года приняты изменения в закон "О Едином государственном демографическом реестре...", по которому отпечатки пальцев смогут снимать только работники ГМС. То есть органы местного самоуправления и ЦПАУ сознательно и искусственно устраняются из числа возможных фронт-офисов для выдачи паспортов.
В-третьих, в сфере паспортных услуг сохраняется непрозрачность оплаты.
При этом игнорируется решение Верховного суда Украины от 3 декабря 2013 года, которым дополнительные платежи (кроме госпошлины) признаны неправомерными. Поэтому здесь возникла патовая ситуация, ведь неизвестно, когда и как будет наведен порядок с оплатой паспортных услуг.
Необходимо понимать, что ведомственная коррупция (взимание с граждан вместо 170 грн - от 377 до 650 грн) подрывает доверие к государству.
А невыполнение государством судебного решения вообще недопустимо.
Сейчас вопрос выдачи заграничных паспортов регулируется законом "О Едином государственном демографическом реестре и документах, удостоверяющих личность..." от 2012 года.
Общественность жестко критиковала этот закон за грубое вмешательство в право на приватность. Ведь по этому закону предусматривается создание интегрированной базы данных (ЕГДР) с практически неограниченным кругом информации обо всех жителях Украины. По закону это вся информация, которой обладают все органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К счастью, создать такую базу данных очень сложно. Согласно правительственным оценкам 2013 года, потребовалось бы три года и 800 млн грн государственного финансирования.
В связи с этим опять возникают вопросы:
Для чего новой демократической власти продолжать политику создания ЕГДР, если существующего на сегодня паспортного реестра (ДИСРОФО) вполне достаточно?
Не лучше ли потратить средства на создание достаточного количества рабочих мест для приема заявок и/или на дополнительные технологические линии для изготовления бланков паспортов (потому что сейчас потенциальная способность полиграфкомбината "Украина" составляет всего 120-150 тыс. паспортов в месяц)?
Общественность полтора года критиковала закон о ЕГДР Грицака-Януковича, а затем подготовила собственный законопроект (№4751). Почему же новая демократическая власть, МВД и ГМС игнорируют готовый законопроект, который позволяет значительно быстрее и дешевле продвигаться к выдаче биометрических проездных документов (описание заграничного паспорта в нем оставлено без изменений), защитить право на частную жизнь, упорядочить процедуру и оплату паспортных услуг?
Открытым остается и вопрос, сочтет ли ЕС выполнением второй фазы Плана действий по визовой либерализации состояние, когда биометрические проездные документы будут выдаваться, но не согласно закону, а на основе подзаконных актов Кабинета министров, которые с законом не очень дружат?
Итак, все эти проблемы и вопросы подводят к выводу, что или в паспортной сфере до сих пор сохраняется ведомственная коррупция, или правительство крайне бездарно решает существующие и прогнозируемые проблемы.
И худшим может оказаться то, что Украина по собственной вине не будет готова к безвизовому режиму.
Времени на исправление ошибок очень мало.
Но было бы желание, а шаги известны:
- модернизировать существующие рабочие станции для обработки заявок на паспорта и, при необходимости, приобрести дополнительное оборудование;
- использовать для фронт-офиса по выдаче паспортов сеть центров предоставления административных услуг;
- решить проблему с прогнозируемым дефицитом бланков паспортов;
- отказаться от создания ЕГДР, приняв вместо действующего закона о ЕГДР новый закон о паспортах (на основе проекта 4751).
Виктор Тимощук, Центр политико-правовых реформ,
для "Европейской правды"