Европейские реформы в энергетике: время действовать вместе
Настало время подвести итоги более чем полугодовой работы правительства Арсения Яценюка в вопросах реформирования энергетики, в частности выполнения обязательств в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества.
Отметим, что недавно, 23 сентября, в Киеве состоялось заседание Совета министров Энергетического сообщества, которое Украина принимала как председательствующее государство. Основное внимание было уделено вопросам безопасности: проведению "стресс-тестов" газотранспортных систем в ЕС, блокированию проекта "Южный поток", общей позиции по отношениям с Россией.
Значительно меньше – по крайней мере, публично – говорилось о внедрении европейских директив и регламентов, в том числе в Украине.
Но почему повестка дня реформ в энергетике формируется по принципу кризисного менеджмента, а не стратегического направления изменений?
На эти вопросы эксперты, чиновники, представители бизнес-сообщества попытались ответить в ходе круглого стола, организованного сразу после заседания Совета министров Энергетического сообщества.
В частности, был представлен аналитический отчет, подготовленный группой экспертов и специалистов общественных организаций, которые объединились в коалицию "Энергетические реформы" для продвижения реформ, вытекающих из обязательств Украины в рамках Энергетического сообщества. Стоит отметить, что этот проект стал возможным благодаря финансовой поддержке Европейского союза и Международного фонда "Возрождение".
Первый и неоспоримый вывод исследования – новая власть в Украине продемонстрировала четкий курс на европейскую интеграцию. Ратифицировано Соглашение об ассоциации с ЕС. Правительством признана необходимость выполнения Третьего энергопакета, в частности функционального разделения НАК "Нафтогаз Украины", усиления прозрачности монополий, обеспечения свободного и недискриминационного доступа к инфраструктуре.
Однако одной политической воли для надлежащего внедрения законодательства ЕС недостаточно.
Принятие документов, т.е. транспозиция норм, не всегда приводит к качественным изменениям – то есть фактической имплементации.
Например, несмотря на все усилия по принятию рамочных законов и подзаконных актов, на рынках газа и электроэнергии до сих пор низкий уровень конкуренции, а отдельные игроки (госкомпании или частные холдинги) пользуются привилегированным статусом.
Несмотря на старт тарифной реформы, формирование новых цен на энергоносители и коммунальные услуги остается не до конца прозрачным и понятным для рядовых граждан. Потребители пока не чувствуют себя достаточно информированными и защищенными в кризисных ситуациях.
Трудности в реализации европейских реформ также вызваны тем, что система принятия решений в Украине пока не дает качественных и относительно быстрых результатов.
После принятия рамочных законов о либерализации рынков газа и электроэнергии, утверждения условий доступа к сетям постоянно возникает необходимость их доработки. Речь идет о частичном несоответствии законодательству Энергетического Сообщества.
Отдельные документы находятся в "подвешенном" состоянии – например, временный порядок проверки качества топлива на АЗС, неупорядоченное применение закона о добавлении в топливо биокомпонентов. Затягивание происходит в том числе по причине длительных согласований между различными органами исполнительной власти, слабого межведомственного взаимодействия.
Еще часть документов не принимается, что приводит к нарушению дедлайнов – крайних сроков их принятия.
Например, "жертвами" стали проекты национальных планов действий по энергоэффективности и возобновляемой энергетики, разработанные еще в 2012 году. И если дедлайн по директиве или регламенту ЕС наступает через несколько лет или даже больше, то мы наблюдаем затягивание и с действиями, которые можно выполнять уже сейчас.
Так, базовый закон о формировании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов профильное министерство планирует разработать в 2016 году, план сокращения выбросов на крупных сжигательных установках (ТЭС и ТЭЦ) может появиться только в этом году.
Оценивая прогресс Украины, Энергетическое сообщество также указывает на необходимость усиления способности и независимости регулятора, принятие законодательства по защите конкуренции, построение системы качественной статистической информации.
Что можно сделать, чтобы наладить более эффективную реализацию реформ в энергетике?
Коалиция "Энергетические реформы" выступила с рядом инициатив и уже достигла определенного успеха. 17 сентября распоряжением Кабмина № 864-р был обновлен правительственный план по имплементации Протокола о присоединении к Договору об Энергетическом сообществе.
С подачи экологических НПО в Верховной раде зарегистрирован законопроект № 4972, которым вводятся европейские процедуры оценки воздействия на окружающую среду. Также эксперты помогают в подготовке к внесению в парламент нового законопроекта о рынке газа, представленного секретариатом Энергетического сообщества.
Для более качественной проработки решений и более оперативного согласования позиций необходима координация усилий как внутри правительства, между различными ведомствами, так и с другими заинтересованными сторонами.
С этой целью упомянутым распоряжением предусмотрено создать многостороннюю рабочую группу из представителей ответственных ведомств, бизнеса и общественных организаций.
Кстати, такая форма взаимодействия необходима для выполнения Меморандума о партнерстве между Секретариатом Энергетического сообщества и Минэнергоугля, подписанного еще в феврале 2014 года.
Критически важным, по мнению членов коалиции "Энергетические реформы", является изменение процедуры контроля имплементации. На смену анализу регуляторного влияния отдельных актов должна прийти система контроля измеряемых критериев. Также немаловажной будет ежемесячная оценка прогресса со стороны Секретариата Энергетического сообщества. С начала года украинские эксперты уже публикуют ежемесячные и ежеквартальные мониторинги, поэтому правительство может использовать сразу два источника независимой оценки реформ.
Наконец, необходима поддержка чиновников, ответственных за имплементацию, и не только за счет технической помощи ЕС.
Получение необходимых знаний о европейском законодательстве и процедурах регулирования, а также соответствующих навыков, должна включать обучение и стажировку должностных лиц среднего звена в европейских институциях.
Полугодовая деятельность правительства Яценюка показала реальный уровень способности государственных институтов к реформам. Для усиления этой способности общественность предложила свой "реанимационный пакет" – создание платформы для взаимодействия между заинтересованными сторонами, более прозрачный контроль за выполнением реформ, адресная поддержка их исполнителей.
Автор:
Роман Ницович, руководитель программ аналитического центра DiXi Group, для "Европейской правды"