Игра без выигрыша. Почему поведение «Газпрома» становится проблемой для него самого
Российский "Газпром" весь сентябрь существенно сокращал поставки газа своим европейским клиентам. Проблемы ощутили уже в Германии, Австрии, Польше, Словакии, Румынии.
Нужно сразу уточнить, что речь идет не о сокращении поставок для указанных государств в целом, а лишь для некоторых газовых трейдеров из этих стран. В большинстве из них благодаря реальной имплементации законодательства Евросоюза уже работает рынок, на котором газом торгуют несколько независимых продавцов.
Подобная ситуация наблюдается и в Словакии. На газовом рынке здесь реально действует более двух десятков различных продавцов газа. Они продают топливо не только крупным клиентам – компаниям и предприятиям, но и домохозяйствам.
Бывший национальный монополист на газовом рынке – компания SPP – имеет сейчас долю около 60%, и она, вероятно, будет снижаться и далее. В эти дни SPP сообщает об уменьшении на 50% поставок от "Газпрома" – единственного поставщика газа этой компании, работающей с ней на основе долгосрочных контрактов. Однако это никак не влияет на клиентов других компаний.
Компании-конкуренты имеют дифференцированное портфолио поставщиков газа, и снижение объемов от одного из них – пускай это даже и "Газпром" – вполне возможно компенсировать.
Поскольку по правилам ЕС международная транспортировка газа и внутренняя дистрибуция полностью отделены от продавца, клиенты других компаний без перебоев получат необходимый объем газа прямо в свои дома, офисы или предприятия.
Таким образом, в эти дни беспокоятся в основном клиенты SPP, а также члены правительства.
Поставки газа стали очень болезненным политическим вопросом для словацкого правительства, поскольку премьер-министр Роберт Фицо ранее выступил в поддержку договора, на основе которого правительство полностью выкупило долю в трейдере SPP. Сейчас государству принадлежит 51% в SPP-Distribucia (национальная дистрибуционная система) и в Eustream (транзитер газа через территорию Словакии).
Сам Фицо в июне нынешнего года заявил, что ожидаемое вскоре возвращение компании в госсобственность уже помогло добиться от "Газпрома" нового, намного лучшего газового контракта. Однако в первые дни октября премьер сообщил, что тот же самый дружественный "Газпром" лишает "государственную" SPP половины необходимого объема газа.
Такое заявление Роберта Фицо резко контрастирует со всеми его положительными высказываниями в адрес Кремля, которые хорошо известны и в Украине.
Хочу подчеркнуть очень важный тезис. Сокращение поставок газа SPP не влияет и не будет влиять на реверс через транспортную систему Eustream в Украину.
Во-первых, сам SPP газ в Украину не продает. Сейчас эта компания вынуждена сама покупать топливо на спотовом рынке, чтобы покрыть недостачу российских поставок.
Газ Украине продают другие европейские трейдеры, приобритающие газ у различных поставщиков. Именно поэтому газ, который идет реверсным путем в Украину через Словакию, далеко не всегда имеет коммерческое российское происхождение.
Эти объемы трейдеры получают от различных продавцов, а не только от "Газпрома". Соответственно, этот газ – их частная собственность, и никакое правительство не может запретить им продавать его любому клиенту. По крайней мере, пока контракты по продаже газа соответствуют законодательству Евросоюза.
Для Eustream транспортировка газа в Украину в принципе осуществляется по тем же правилам, что и транспортировка "газпромовского" топлива. Клиент на определенных транспарентных условиях покупает мощность трубопровода, платит за нее и за услуги по транспортировке, и Eustream обязан обеспечить выполнение своих обязательство перед клиентом.
Несмотря на эти факты, очевидно, что последние действия "Газпрома" все-таки напрямую связаны с реверсом газа в Украину.
Российский монополист хочет снизить объем свободного газа на спотовом рынке Центральной Европы и таким образом резко повысить цену до уровня, сравнимого с ценой продажи своего газа Украине (с учетом всех скидок – около $385 за тысячу кубометров).
В конечном итоге, это действительно может сказаться на реверсных поставках, однако - без участия словацкого правительства и Eustream.
Не закрывая перед Украиной возможность реверса, действия "Газпрома" могут привести к подорожанию газа, усилив российскую переговорную позицию. Однако "Газпром" может получить лишь временное ценовое преимущество. Тем более, что реверсные газовые поставки и впреть будут заключаться без каких-либо политических подтекстов.
При этом "Газпром" демонстративно игнорирует невыполнение своих обязательств перед давними европейскими клиентами, которые за его газ отлично платят.
Своими действиями российский газовый монополист подрывает свою репутацию стабильного и надежного поставщика и партнера.
Таким поведением он портит и "репутацию газа". В Москве забыли, что их газ, в том числе - из Стбири, стал конкурентоспособным на европейском рынке лишь в конце 1980-х годов прошлого века. Достичь этого удалось лишь благодаря совместным усилиям европейских и советских газовиков.
Нынешнее руководство "Газпрома" и Кремль всю эту работу разрушают.
По позициям газа в ЕС существенно ударил финансовый кризис и украино-российская газовая война в январе 2009 года. ТКак результат - газ стал неконкурентоспособен при выработке электрической энергии, особенно при базовой загрузке.
В Словакии позиции газа ухудшились и на рынке тепла, где его сильным конкурентом стала биомасса.
В начале 2009 года ее доля в обеспечении теплоэнергии составляла лишь 1%, а сейчас – около 15%. Есть примеры городов, таких как Нова Дубница в западной Словакии, которые для центрального отопления полностью отказались от газа и перешли на биомассу.
И все это – без субсидий и государственных бюджетных программ! В результате сейчас, спустя пять лет, тепло, получаемое из биомассы, обходится дешевле, чем из газа.
И все это – благодаря действиям "Газпрома"!
Автор: Карел Хирман, советник по энергетическим вопросам премьер-министра Словакии в 2010-2012 годах Иветы Радичовой