Заметки с осенней сессии ПАСЕ
В последние недели одной из топ-новостей по европейской тематике стала инициатива Юлии Левочкиной передать в Венецианскую комиссию текст закона о люстрации.
Поскольку Левочкина является заместителем председателя Мониторингового комитета ПАСЕ (и одним из двух представителей Украины в этом органе), она достигла успеха. Венецианская комиссия уже получила данный закон и в декабре планирует обнародовать экспертное заключение о нем.
"Европейская правда" предоставила ей возможность высказать свое мнение об итогах сессии ПАСЕ на страницах нашего издания.
Кризис в Украине. Так в Парламентской ассамблее Совета Европы упорно называют ситуацию, сложившуюся в нашей стране.
Под это определение подпадает все: необъявленная война на востоке, аннексия Крыма, сотни убитых и раненых, заложники и беженцы, катастрофические проблемы в экономике, энергетический кризис, политическая и социальная обстановка.
Все это – "кризис в Украине", о котором говорили не только в зале ассамблеи, но и в комитетах, в политических группах и в частных встречах.
Но вместе с тем в ПАСЕ разделяют "украинскую" проблему на два измерения: внешнее и внутреннее.
Внешнее измерение – это участие в конфликте третьей стороны.
Многие, называя вещи своими именами, говорят об интервенции Российской Федерации, о необходимости предотвратить наращивание российского военного контингента и техники на востоке, восстановить украинский суверенитет на всей территории страны.
Активно обсуждается и так называемое внутреннее измерение кризиса.
Речь идет, прежде всего, об отложенной, но жизненно необходимой конституционной реформе и реформе избирательного законодательства. Об этом говорится в резолюции ПАСЕ "Прогресс в процедуре мониторинга".
Также европейцы в своих выступлениях настаивают на принятии нового закона о прокуратуре, выражая непонимание, почему это не было сделано новой властью, и на принятии полноценных изменений в законодательство в рамках судебной реформы в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
Об этом в своем выступлении говорила и докладчик по Украине Майлис Репс.
Кроме того, для европейцев совершенно очевидно, что корнем проблем в Украине является высокий уровень коррупции. И это – та война, победа в которой для нашей страны еще впереди.
Важно, что в резолюции, принятой на этой сессии, ассамблея призывает парламент и власть Украины воздержаться от любых инициатив, способных усилить напряжение между регионами и между гражданами. Проще говоря, нас призывают прекратить раскалывать страну и делить людей по принципу религии, партийности или географии.
По правде говоря, многие европейцы выражали удивление таким значительным количеством различных партий, которые претендуют на преодоление 5-процентного барьера.
Так, во время заседания группы EDG мне высказали замечание, что если бы Великобритании угрожал внешний враг, политики безусловно объединились бы и выступили единым фронтом с общей программой действий.
Против этого сложно возразить.
Если же взглянуть с практической точки зрения, то результатом сессии и обсуждений в комитетах, кроме резолюции о прогрессе в процессе мониторинга, стало еще два доклада: в политическом комитете – "Политические последствия кризиса в Украине", а в комитете по миграции – доклад "Гуманитарные последствия кризиса в Украине".
Еще хочу напомнить, что Мониторинговый комитет единогласно (подчеркиваю – единогласно) принял решение отправить на экспертизу в Венецианской комиссии закон "Об очищении власти".
Обеспокоенность у многих авторитетных членов ассамблеи вызвали все сентябрьские законы, даже безотносительно к их содержанию (люстрация, так называемый закон о специальном статусе для Донбасса и закон об амнистии).
Во-первых, европейцы выражали непонимание самого факта их принятия. Так, глава миссии наблюдателей ПАСЕ на парламентских выборах в Украине Кристофер Чоп спрашивал, как фактически распущенный парламент во время предвыборного процесса может принимать какие-либо решения, ведь это влияет на ход кампании.
Во-вторых, представителей всех стран поразили грубые нарушения регламента Верховной рады во время принятия этих законов.
Наиболее обсуждаемым вопросом стала судьба российской делегации, которая сейчас лишена права голоса в ПАСЕ.
Российские парламентарии могут участвовать в дебатах, заседаниях комитетов и других рабочих органах ПАСЕ. Но голосовать – права не имеют.
В ответ на эту санкцию российская делегация объявила о полном игнорировании деятельности ПАСЕ. Российские парламентарии вообще не участвуют в ее работе.
Кроме того, официальная Москва игнорирует рекомендации Мониторингового комитета и фактически не сотрудничает с ним, кроме участия в недавней встрече ad hoc подкомитета по вопросам политики добрососедства РФ.
Заседания этого подкомитета состоялось в Вене с участием господ Пушкова и Слуцкого.
Но уже в январе, когда на сессии ПАСЕ будут подтверждать полномочия всех национальных делегаций (в том числе – России), ассамблея окажется перед выбором: признать полномочия РФ или приостановить их.
Во втором случае делегация РФ потеряет не только право голоса, но и право участия в сессиях и комитетах ПАСЕ в течение года.
На данном этапе ассамблея разделилась на две большие группы: сторонники лишения России голоса и те, кто ищет пути возвращения к диалогу с РФ.
Вопрос остается открытым.
В заключение хотелось бы поделиться наблюдением. Я уже 7 лет являюсь членом постоянной делегации Украины в ПАСЕ. И в течение этих семи лет, несмотря на мои многочисленные призывы, наблюдаю одну и ту же картину.
При любой власти участие в ПАСЕ используется членами украинской делегации для решения узкопартийных задач или для личного пиара (иногда это сочетается).
Поэтому со страниц "Европейской правды" я еще раз призываю президента Украины, министра иностранных дел и всех членов делегации:
давайте перед лицом внешнего врага объединимся, определим перед следующей сессией ПАСЕ единую позицию для всей делегации и будем все как один отстаивать государственные интересы Украины!
Автор:
Народный депутат Юлыя Левочкина,
заместитель председателя Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы
Кандидат в народные депутаты, №16 по списку "Оппозиционного блока"