Можно ли сохранить тепло и государство одновременно? Уроки Восточной Европы
Избавление от газовой зависимости, энергоэффективность и модернизация системы теплоснабжения в Украине в этом году перешли из разряда высоких политических сентенций в категорию насущных вопросов выживания страны. Что делать? Можно ли вырваться из замкнутого круга закупок газа, в который ежегодно попадает наша страна: политические торги - начало отопительного сезона - долг перед "Газпромом" - снова политические торги?
Следует наконец признать, что Украина - энергозависимое государство.
Потребление энергии на единицу ВВП здесь является одним из самых высоких в Европе, разница порой достигает 3-4 раз. И это потребление примерно поровну распределяется между жилым и промышленным секторами.
При этом тенденции в промышленном секторе свидетельствуют о постепенном, медленном, но все же уменьшении энергопотребления за счет внедрения предприятиями энергоэффективных мер по модернизации производства. Зато в жилом секторе со временем ничего не меняется. Потребление энергетических ресурсов остается на высоком уровне.
Можно ли переломить ситуацию? Пример стран Центральной и Восточной Европы свидетельствует, что это вполне реально.
Проведение энергоэффективной модернизации в жилом секторе позволяет значительно сократить потребление энергоресурсов и существенно уменьшить зависимость страны от их импорта.
Существует так называемая аксиома энергоэффективности в жилом секторе: инвестиции в модернизацию системы центрального теплоснабжения и повышение энергоэффективности жилых домов должны происходить одновременно.
Если отступить от этого правила, то достичь результата - сокращения потребления энергетических ресурсов - значительно сложнее.
Например, если заменить оборудование и сети только в системе центрального теплоснабжения, а жилые дома оставить как есть, то желаемого сокращения потребления газа не произойдет. Ведь на уровень потребления энергоресурсов больше всего влияет именно конечный потребитель.
Иными словами, если поставить в котельной даже сверхсовременное оборудование, а потребность в тепле в домах не изменится, то такие инвестиции не принесут желаемого эффекта и будут иметь очень длительный срок окупаемости.
Если же одновременно с модернизацией теплосетей утеплить дома и установить приборы регулирования потребления тепловой энергии, то экономные владельцы смогут сократить потребление тепла. Это не только сэкономит средства, но и уменьшит потребление газа для производства тепловой энергии. Соответственно, государство сможет сократить импорт топлива на такие цели.
Успешным примером региона, где придерживались этого правила, является Восточная Германия.
Но здесь есть нюанс - осуществить одновременную модернизацию жилого сектора и системы централизованного теплоснабжения удалось потому, что в стране не было массовой приватизации квартир. Благодаря тому, что у большой доли жилого фонда с компаниями централизованного теплоснабжения остался единый собственник - муниципалитет, появилась возможность провести модернизацию на двух фронтах одновременно.
Зато в Польше, а также в других странах Центральной Европы ситуация в начале пути к энергоэффективности кардинально отличалась.
Доля приватизированных квартир, как и в Украине, достигала 95%, но программы инвестиций были реализованы лишь в части модернизации сетей централизованного теплоснабжения.
Как правило, такие инвестиционные программы компании по централизованному теплоснабжению включали компоненты по повышению тарифа до уровня полного возмещения затрат (для образования стабильного денежного потока для погашения кредита) и полную ориентацию на клиента (чтобы предотвратить массовое отключение от сетей централизованного теплоснабжения).
Поскольку подобные инвестиционные программы были отделены от программ модернизации жилищного сектора, то расчеты и инвестиционные маркеры для теплосетей базировались на статистике потребления тепла за прошлые периоды. Считалось, что определенный уровень экономии будет достигнут за счет повышения тарифов.
Однако это не снижало риска чрезмерного теплоснабжения в случае проведения модернизации жилых домов и резкого сокращения потребления тепла конечными потребителями.
Поэтому было найдено несколько способов предотвратить такие риски:
1) для начала проводилась модернизация только одного котла в котельной, исходя из предположения, что уровень потребления тепла в районе обслуживания данной котельной несколько упадет. Другие котлы подлежали модернизации при необходимости, исходя из фактического уровня потребления тепла;
2) создавали замкнутую цепь взаимосвязанных котельных. Идея заключалась в том, что в будущем некоторые котельные будут выведены из эксплуатации, когда потребность в них отпадет. Кроме того, создание таких замкнутых цепей увеличивало надежность системы центрального теплоснабжения, потому что каждый дом, который обслуживается такой цепью, может получать тепло из любого звена в случае аварии;
3) подключение новых клиентов к только что модернизированной части сети. Такое решение было оправданным, поскольку диаметр трубопроводов во многих случаях был великоват, а замена их на трубы меньшего диаметра значительно увеличивала расходную часть инвестиционных программ.
После модернизации систем централизованного теплоснабжения и вследствие значительного повышения тарифов на тепловую энергию собственники квартир в многоквартирных домах начали совместно реализовывать мероприятия по модернизации и утеплению своих домов. Это в свою очередь обусловило значительное сокращение потребления тепла, число котельных постепенно уменьшалось, но качество услуг уже кардинально изменилось.
Сегодня Украина находится в таких условиях, когда обращать внимание на подобные преобразования нужно было еще вчера.
Уровень потребления энергетических ресурсов, состояние сетей и домов, объем потерь тепла не позволяют стране выбраться из ловушки энергетической зависимости.
Поэтому крайне важно не продолжать размышления о том, что можно было бы сделать, а принять аксиому, о которой упоминалось выше, и начать инвестиции в модернизацию по двум направлениям: система централизованного теплоснабжения и жилищный сектор.
Автор: Гжегож Гайда, руководитель проекта Всемирного банка "Энергоэффективность в жилищном секторе в Украине"