"А кто нас там ждет?" Пара советов по выходу на европейские рынки
Очень часто, обсуждая с политиками или предпринимателями активный поиск торговых и экономических возможностей на рынках ЕС, можно услышать: "А кто нас там ждет?".
Фраза эта сама по себе хорошо демонстрирует, насколько неправильно многие - не только в Украине, но и в целом в Восточной Европе - понимают суть Европейского союза. Ведь это прежде всего союз стран, разделяющих определенные ценности (демократия, верховенство закона, права человека) и имеющих общий рынок.
Но нужно отметить, что, несмотря на этот общий европейский рынок, португальские фирмы не ждут в Польше, а польские - во Франции: эти компании сами ищут и находят клиентов и партнеров.
То же можно сказать и украинским компаниям: доступ к рынку получили, а дальше - сами!
Причины успехов или неудач прежде всего нужно искать внутри компании, а не среди внешних факторов. Я бы их разбил на три части: знания, умения и организация.
Знания
Так получилось, что многим предпринимателям Восточной Европы удалось построить бизнес во многом благодаря интуиции.
Но каждый бизнес, построенный на интуиции, рано или поздно достигает потолка.
Дальше требуются знания и предпринимательское любопытство - нужно узнавать больше о мире, о модели создания бизнес-стратегии, о теориях интернационализации, о глобальных цепочках стоимости, о том, как построить эффективный международный маркетинг.
К сожалению, зачастую у собственников или топ-менеджеров компании этих знаний нет. А потому они не всегда понимают, что:
· конкуренция уже давно перестала быть локальной, и надо стремиться и равняться на лучших в мире, а не в своем городе;
· производственный процесс как таковой давно дезинтегрирован и распределен по всему миру. В такой ситуации компании оставляют за собой только ту деятельность, в которой они достигли максимальной эффективности;
· выход на европейские рынки требует не только стратегии и тактики, но и времени. Для того чтобы выйти на новый рынок спустя год или полтора, начинать работу надо прямо сейчас;
· средства, необходимые на международную деятельность - это не затраты, а инвестиции в развитие своей собственной компании. Без инвестиций нет развития, а без развития шансов выжить в борьбе с конкурентами немного.
Умения
Успех на европейских рынках во многом зависит от умения правильно позиционировать себя на рынке (а еще надо выбрать - на каком именно), уверенно и дружелюбно действовать в условиях межкультурной среды.
Все это требует знаний и опыта, которых у многих нет. Часто от бизнеса требуются навыки в индустриальном дизайне, составлении договоров, получение международных сертификатов и т.д.
A что делать, если ни у кого в компании нет таких знаний? В Западной Европе вопрос решается легко - аутсорсинг!
Под любую задачу найдутся внешние эксперты, которые выполнят для вас новый дизайн, проведут анализ рынка, разработают маркетинговую стратегию, поищут партнеров и клиентов и сделают многое другое. Основные преимущества такого метода состоят в том, что он позволяет быстро и оперативно найти решение тех вопросов, для которых вам не хватает умений или для которых вы не хотите нанимать сотрудников.
Украинская бизнес-среда известна своим низким уровнем доверия, а поэтому такой подход только начинает прививаться.
Организация
Часто для успеха элементарно не хватает хорошей организации бизнес-процессов - заметно, что многие явно предпочитают меньше думать и больше действовать.
Но то, что многими воспринимается как деловитость и сверхактивность, не подходит для хорошей организации.
Кто будет отвечать за наш выход на европейские рынки? Какие для этого потребуются ресурсы? Какой это будет продукт? На каком рынке? С какими целями и задачами? В каком временном диапазоне? Нужно дать ответы на эти и многие другие вопросы, а потом расписать по времени, что вы будете делать сначала, а что потом.
Только тогда, вооружившись знаниями, умениями и имея на руках организованный план процесса, можно ринуться в бой и завоевывать (именно завоевывать, а не получать!) успех.
И наконец – про Европу
Интересная особенность Европы состоит в том, что ее "общий рынок" имеет массу различий в зависимости от конкретной страны, и их обязательно нужно учитывать.
В Евросоюзе вы найдете богатую Швецию и бедную Болгарию, микрогосударство Люксембург и 81-миллионную Германию, психологически схожую Польшу и страны Балтии с большим русскоязычным меньшинством. Везде есть своя культура и специфика рынка, требующие индивидуального подхода.
И нигде нас не ждут!
Но также верно и то, что нам будут везде рады, если мы сделаем им хорошее коммерческое предложение.
Ведь надежное сотрудничество дает возможность хорошо зарабатывать обеим сторонам!
Автор:
Петер Зашев,
партнер IBS Group Ltd (Финляндия), доктор экономики,
доцент кафедры мировой экономики Санкт Петербургского Государственного Университета.
Статья подготовлена в рамках информационной кампании Stronger Together