Ритуальные пляски вокруг электронного правительства
Есть такое выражение - культ карго (cargo cult). Это набор ритуальных имитаций реальности, которые должны были бы привести к разнообразным благам и счастью. Они берут начало со времен войны, когда государства сбрасывали гуманитарную помощь воюющим солдатам, например, в Японии, и местные жители тоже получали часть этой помощи в виде товаров, которых раньше у них не было.
Когда груз переставал приходить, местные начинали ритуалы-имитации (строили из сена самолеты, из деревяшек наушники), чтобы снова вызвать груз с неба, стараясь через ритуалы создать что-то реальное.
Именно о культе карго вспоминаешь, наблюдая за действиями украинских властей по внедрению системы электронного правительства.
И это не шутка - внедрение и развитие электронного правительства и решений от государства гражданам в украинских реалиях - это такая же имитация реальных действий, как и пляски аборигенов Океании.
Согласно заявлениям властей, эта задача вновь названа приоритетной.
Однако специалисты полушутя заявляют, что уже не знают, какой по счету будет нынешняя попытка создать электронное правительство – седьмой или все же восьмой.
О важности этой темы говорили и все последние правительства, и все последние профильные министры, однако мы до сих пор в самом начале пути.
До сих пор в Украине нет ни ответственного органа, ни четкой государственной стратегии, ни законодательного поля, ни решений.
И хотя мы радуемся условиям тендера на 3G - в наших гаджетах его все еще нет.
Из хорошего - что же есть?
Есть, хотя бы в теории, понимание, что электронные решения должны состояться.
Есть прописанные моменты имплементации решений в коалиционном договоре и договоре ассоциации. Есть очень компетентный частный рынок, который готов развивать решения.
Что же нужно, чтобы от искусственных ритуалов и выборочных лозунгов перейти к реальности?
1. Единый ответственный госорган, который отвечает за целостное развитие электронного общества и государства, с достаточными полномочиями. Хотя в предыдущем правительстве при вице-премьере Владимире Гройсмане и создали агентство электронного управления, у него, по сути, нет достаточных полномочий. А это означает, что вместо единой стратегии реформ каждый делает свое. Для сравнения - во многих странах есть Chief Digital Officer - главный "айтишник" и стратег страны.
2. Стратегия развития электронного общества (Digita Agenda 2020). Нет стратегии с датами и ключевыми целями, куда государство должно и хочет двигаться.
Как говорится в учебниках управления, "получаешь то, что меряешь", а не меряя ничего, ничего и не получишь.
3. Законодательные рамки. Сразу, как только будут созданы базовые законодательные рамки, частный рынок также сможет участвовать в развитии электронного общества. Пока этих рамок нет (принципы идентификации личности, интероперабельность государственных баз данных, работающий закон и принципы работы госорганов с цифровой подписью и т.д.), мы топчемся на месте.
4. Образование людей. 96% населения Украины не пользовалось электронными услугами. Более того, в Украине таких услуг нет, если не считать налоговых и некоторых единых функций.
Для сравнения, в Эстонии 99% банковских переводов проходят в интернете, в нем - вся работа налоговой и таможни, а также базы собственников недвижимости. 96% граждан Эстонии пользуются цифровым рецептом. Все это - результат более 15 лет образовательной работы государства и частного рынка (банков и телекоммуникационных компаний).
Все эти советы очень просты. Следование им позволяет надеяться, что на этот раз реформы в Украине окажутся не культом карго, а настоящим движением страны в будущее.
Автор:
Яника Мерило, управляющий директор
Ukrainian Venture Capital and Private Equity Association (UVCA)