"Газпром" пошел ва-банк. Чем ответят Украина и ЕС?
Визит в Москву заместителя председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Мароша Шефчовича завершился настоящей информационной бомбой.
Этой бомбой стали заявления главы "Газпрома" Алексея Миллера. По его словам, уже после 2018 года – срока завершения действующего транзитного договора с Украиной – российский концерн полностью переключит настоящий транзит через Украину на новый газопровод из России по дну Черного моря в Турцию и далее до границы с Грецией.
Соответственно, после этого срока 50 млрд кубометров газа для европейских покупателей, которые сейчас идут через Украину, будет транспортироваться исключительно через "Турецкий поток". "Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы", - заявил Миллер.
Более того, по словам российского топ-менеджера, Европа должна самостоятельно построить трубу от границ Греции. "У них на это есть максимум несколько лет. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках", - заверил Миллер.
Насколько реален такой план?
Я хочу напомнить то, что я написал в декабре после российско-турецкой встречи в Анкаре, где впервые объявили о планах по строительству нового газопровода.
Россияне и турки пока что пришли к согласию только по двум вопросам: по увеличению "Газпромом" поставок газа через "Голубой поток" на 3 млрд кубометров в год, а также по снижению цены газа на 6% с 1 января 2015 года... Все остальное, по словам Путина, "требует дополнительной проработки".
Такая неопределенность означает, что последние грандиозные планы строительства трубопровода в Турцию могут столкнуться с проблемами, весьма схожими с тем, что сопровождали реализацию "Южного потока".
В первую очередь, это несогласие турок отдать "Газпрому" контроль над газопроводами на их территории. Это и чрезмерная стоимость проекта, а также проблемы, связанные с его финансированием - при действующих западных санкциях.
С тех пор не было никаких фундаментальных изменений.
Наоборот, мы услышали о расхождениях во мнениях с обеих сторон.
Турки, например, заявили, что в соответствии с их предпочтениями новый газопровод по дну Черного моря должен вести к Стамбулу, что значительно увеличит длину газопровода, а соответственно – и затраты на его строительство.
Парадоксально, что в тот же день, когда Миллер вел переговоры с Шефчовичем, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз выступил с заявлением, что Турции пока не удалось достичь соглашения с "Газпромом" о цене на газ на 2015 год. "Мы провели две встречи по ценам на газ в 2015 году, но пока без достижения соглашения", - заявил министр.
Несмотря на это, и украинские, и словацкие операторы транзитной газотранспортной системы должны всерьез воспринять угрозы "Газпрома".
Эта проблема стоит и перед Еврокомиссией. "Возникает вопрос, что должны дальше делать страны Центральной Европы, которые получают газ через Украину. Надо посмотреть, может быть, мы можем найти какое-либо лучшее решение, экономически более обоснованное", - сказал Шефчович.
Еврокомиссар, который, между прочим, сам родом из Словакии, очертил основную задачу для обеих операторов.
Она состоит в том, чтобы создать вместе до 2018 года такие условия для европейских трейдеров газа, чтобы украино-словацкий транзитный коридор остался оптимальным маршрутом при покупке сибирского газа.
Стоит подчеркнуть одну простую вещь – оптимальный путь транзита газа к покупателям зависит не от политических заявлений, а от условий на европейском газовом рынке. От этого зависит конкурентоспособность как самих трейдеров, так и газа как одного из энергоносителей, имеющего своих конкурентов.
Другими словами, для того, чтобы европейский покупатель продолжал покупать хотя бы нынешний объем российского газа, этот газ должен быть максимально доступен и выгоден как по цене, так и по логистике.
Это непростая задача, в том числе и для украинской транзитной системы.
Для ее выполнения украинская газотранспортная система должна быть интегрирована в европейскую как технически, так и в рамках европейского законодательства. Одним из результатов этого должна стать максимальная синхронизация работы и углубления сотрудничества "Укртрансгаза" и словацкой Eustream.
Только тогда будет возможен наиболее эффективный ответ на новую стратегию "Газпрома". Этим ответом будет максимально выгодные - как с точки зрения финансов, так и по надежности - условия для европейских газовых трейдеров для транзита в ЕС газа, купленного на украино-российской границе.
С другой стороны, Украине необходимо углубить реверсные поставки газа из ЕС, а Словакии – реализовать заявленные планы по объединению с газотранспортными системами Румынии и Болгарии, создав тем самым единую транзитную систему в Центральной Европе.
Это большой вызов для "Нафтогаза". Однако за прошлый год украинская компания сумела существенно улучшить свою репутацию среди своих европейских партнеров как благодаря успешному налаживанию реверсных поставок, так и благодаря удержанию стабильного транзита российского газа.
Этот вызов предназначен для всего руководства Украины в рамках имплементации энергетической части Соглашения об ассоциации с ЕС.
Украине необходимо перейти от деклараций к реальным действиям по реформированию энергетического сектора страны. Этот сектор должен стать экономически эффективным, доступным по ценам, а также, что очень важно – транспарентным. Эти реформы Украине необходимо начинать уже сегодня.
Тем более, как показала встреча в Москве, первые серьезные испытания придут уже в начале нынешнего года, сразу по окончании действия "зимнего пакета" - договора об условиях покупки газа Украиной в конце прошлого – начале нынешнего года.
"Газпром" уже непрозрачно намекнул, что обсуждение нового пакета может не состояться, одновременно заявив об угрозах для транзита следующей зимой, поскольку Украина может не суметь закупать необходимый объем газа для обеспечения этого транзита.
К слову, именно эта угроза может оказаться ключевым заявлением последней встречи еврокомиссара и главы "Газпрома", а вовсе не тиражируемые в СМИ слова о смене маршрутов транзита с 2018 года.
"Газпром" показал, что может пойти на создание условий, при которых Украина не сможет обеспечить транзит газа в Европу. Чем на это ответят Украина и ЕС?
Автор:
Карел Хирман, советник по энергетическим вопросам
премьер-министра Словакии в 2010-2012 годах Иветы Радичовой