Сэкономить не удастся...
В прошлом году Украина сделала значительный шаг навстречу Евросоюзу. Подписано и ратифицировано Соглашение об ассоциации, уже действуют автономные преференции. Достигнута договоренность, что с 1 января 2016 года заработает зона свободной торговли с ЕС в полном объеме.
Каким образом развиваются экономические отношения Украины с Европой благодаря таким перспективным возможностям?
По данным Государственной фискальной службы, доля экспорта в ЕС в общем объеме украинского экспорта за 11 месяцев прошлого года составляет 32%.
Впервые за всю историю независимости страны СНГ заняли второе место по объемам внешней торговли – 29% товарооборота.
Азиатские страны, соответственно, на третьем – 24% нашего товарооборота.
Безусловно, сработали выгодные преференции в виде отмены таможенных пошлин для поставки товаров на огромный потребительский рынок Европы. Однако торгового бума не произошло – Госстат насчитал за январь-ноябрь прошлого года прирост экспорта в ЕС лишь на уровне 7%.
Окончательных данных за год еще нет, однако ясно, что не произошло ни всплеска экспортной деятельности, ни значительного усиления деловых контактов с ЕС. Почему? Да, присутствует фактор войны и опасений европейского бизнеса инвестировать средства, развивать торговлю или производственные отношения с Украиной.
Но я вспоминаю слова экс-посла Республики Литва Пятраса Вайтекунаса на заседании Украинско-литовского делового совета в Киеве в октябре прошлого года:
"Инвестировать в Украину сейчас надо осторожно, но все же надо. Так я советую европейскому бизнесу".
Сразу же выйти на рынки ЕС могли лишь те украинские предприятия, которые уже работают в соответствии с европейскими сертификатами и стандартами. Но процесс получения может занять от года до трех!
Один из сложнейших вопросов – сертификация машиностроительной продукции, отрасли, которой труднее всего приходится при диверсификации своего экспорта. Но и здесь есть положительные примеры! Например, Крюковский вагоностроительный завод собирается вложить в приведение своего производства в соответствие с европейскими стандартами в ближайшие три года сотни миллионов гривен.
И здесь сэкономить не удастся, такие правила – ты или соблюдаешь их, или не выходишь на рынок.
УСПП еще год назад призвал правительство активизировать подготовку и реализацию Национальной программы адаптации украинской экономики к условиям свободной торговли с ЕС (стандарты, технические регламенты, модернизация). К сожалению, эта работа, по сути, еще не начиналась.
Отсутствуют государственные программы по информационной поддержке экспортеров, не хватает сертификационных центров и соответствующих специалистов для получения европейских сертификатов.
Впрочем, ситуация не безвыходная. Ведь европейцы искренне хотят нам помочь, идут на уступки и готовы делиться своим опытом.
Например, в середине декабря 2014 года делегация УСПП и украинских бизнесменов посетила Брюссель с рабочей поездкой. Повсюду мы видели поддержку и намерения всяческого содействия, нашли понимание в вопросе активизации работы по созданию в Украине аккредитованной лаборатории, сертифицированной в соответствии с требованиями ЕС, современных европейских сертификационных центров, подготовки специалистов для них, льготного участия украинских производителей, которые собираются торговать с Европой, в выставках и форумах, проводящихся в ЕС, и т.д.
Признаюсь, европейцы не скрывают определенного раздражение и напряжения, когда речь заходит о реформах в Украине, точнее – об их отсутствии. Там не понимают, что нам мешает реформировать неэффективный государственный аппарат, провести дерегуляцию, безжалостно искоренить коррупцию. Не удивительно, ведь подавляющее большинство украинцев этого не понимают.
Итак, в сухом итоге, все дороги ведут к реформам внутри самой Украины. Это корень, из которого вырастут или проблемы, или наше стабильное будущее. Первое, что приблизило бы нас к Европе – реформированный государственный аппарат. Именно от него будет зависеть качество реформ, прежде всего – судебной и налоговой систем.
Еще одна причина нашего медленного продвижения в Европу – у нас до сих пор не систематизирована работа, в частности, консультативная и разъяснительная, в том, что нужно делать, сколько это будет стоить и где взять эти средства, чтобы привести свое производство в соответствие с требованиями ЕС. Предприятия согласны изыскивать эти средства сами – определять приоритетные направления, отказываться от неперспективных, пересматривать свои расходы и экономить.
Единственное, о чем бизнес просит у государства – дать кислород, уменьшить чрезмерное фискальное давление, что особенно сказывается в данных экономически-политических условиях.
В свою очередь именно государство должно гарантировать возможность экспортного кредитования импортера-покупателя, осуществлять политическое лоббирование, обеспечить участие наших производителей в международных тендерах, конкурсах. Наш путь к цивилизованному развитию затянулся, и многое из того, что давно должно быть сделано, чтобы развитый мир воспринимал нас как уровню, до сих пор даже не начато.
Мы пока не смогли преодолеть коррупцию, не продвинулись в прозрачности проведения государственных закупок и тендеров, наше налоговое законодательство – одно из самых сложных в мире.
Нашу страну пока воспринимают на Западе довольно положительно. Но этот эффект не будет длиться вечно без подтверждений с нашей стороны – надо каждый раз доказывать, что у нас есть достойные идеи, есть интересные решения, что мы способные, трудолюбивые, перспективные.
Чтобы нам открывали двери, как ожидаемому гостю. А нам, в свою очередь, не приходилось объяснять, почему мы опять опоздали на несколько лет...
Автор:
Анатолий Кинах,
президент Украинского союза промышленников и предпринимателей