Греческий вызов для ЕС
В финансовой системе есть теория, которая с помощью математических моделей демонстрирует, что уклонение от рисков крайне важно для выживания.
Ее автор, профессор Эндрю Ло, соединив свои знания в сферах биологии и финансов, утверждает, что инвесторы не всегда руководствуются рациональными решениями, как утверждает классическая экономика. Наоборот – очень часто они уклоняются от рисков.
Впрочем, когда окружающая среда (в данном случае – фондовый рынок) длительное время демонстрирует стабильные показатели, мы начинаем адаптироваться к ней, и такое поведение может стать крайне неэффективным.
Удивительно, насколько точно эта теория объясняет нынешнее положение дел в Европе.
Разговоры вокруг экономической политики стран-членов ЕС и, как следствие, эффективности функционирования еврозоны в нынешнем формате продолжаются уже не один год.
Обычно эта риторика вызывает резкое раздражение на национальном уровне и нежелание что-либо радикально менять на уровне главных финучреждений ЕС.
Все изменили парламентские выборы в Греции, после которых проблема вряд ли сможет и дальше существовать в формате разговоров и половинчатых решений.
Приход к власти в Афинах крайних левых запустил процесс неизбежного решения проблемы греческого долга.
Остается вопрос: в пользу единой Европы или разгневанных и обедневших граждан отдельно взятой страны?
В этой ситуации СМИ уже начали вспоминать историю о создании единой европейской валюты и в то же время ставить под сомнение целесообразность этой инициативы. Однако, если отойти от позиции взаимных обвинений, становится понятным, что в ситуации, в которой оказались страны ЕС, нет правых и виноватых.
Даже если бюджетная политика отдельно взятой страны будет адекватной и последовательной, все равно будет существовать экономический дисбаланс между различными членами ЕС.
Эту проблему метко охарактеризовал профессор Йоахим Старбатти, отмечая, что основная проблема евро заключается в том, что его сделали общей валютой для стран, которые практикуют совершенно разные подходы в экономике и социально-политических вопросах.
Как следствие, сегодня в еврозоне постепенно начинает формироваться своеобразный пояс нестабильности, в который вошли (или в ближайшее время войдут) Греция, Испания, Италия и даже Франция.
Новый премьер-министр Греции уже активно ищет единомышленников, которые бы стали его партнерами против курса ЕС на жесткую экономию.
В Испании, согласно социологическому опросу, самой популярной политсилой стала леворадикальная партия "Podemos!". Здесь уместно напомнить, что в мае в стране пройдут местные выборы, а в конце года – парламентские.
В Италии, чья экономика переживает не лучшие времена и где за последние три года сменилось три премьер-министра, последний – Маттео Ренци – тоже ищет варианты для экономических маневров.
Во Франции президент Франсуа Олланд никак не может справиться с высокими госрасходами и налогами на частные и корпоративные доходы, кроме того, страна постоянно падает в рейтинге международной конкурентоспособности.
Не стоит ожидать, что новоиспеченный альянс пойдет на жесткую конфронтацию со своими кредиторами. Экономики этих стран слишком зависимы от финансовых вливаний извне.
С другой стороны, в Берлине тоже начинают понимать, что и дальше диктовать жесткие условия по финансовым обязательствам не получится.
Поэтому сейчас Европа активно ищет компромиссные пути решения "греческого вопроса".
16 февраля фактически был провален второй раунд переговоров между правительством Греции и еврогруппой. Однако на словах обе стороны выражают уверенность в том, что компромиссное решение, в конце концов, будет принято.
Греция настойчиво требует реструктуризации внешнего долга и отмены нынешней программы финансовой помощи.
В свою очередь Брюссель готов идти на уступки, однако лишь в рамках продолжения существующей программы кредитования.
Окончательное решение будет принято уже в эту пятницу, 20 февраля, во время встречи министров финансов еврозоны.
Пока ситуация выглядит так, будто стороны ведут игру на истощение: ЕС не хочет поступаться базовыми принципами, а Греция отказывается играть по чужим правилам и упорно пытается навязать свои.
Пока что можно рассматривать два варианта развития событий: стороны договариваются о продолжении нынешней программы предоставления кредитов, однако со значительной корректировкой условий их предоставления.
В противном случае Греция будет вынуждена выйти из еврозоны и объявить о дефолте.
Нынешняя ситуация лишь демонстрирует, что предыдущие попытки добиться конкурентоспособности в еврозоне путем жесткой экономии не привели к всеобщему процветанию.
Очевидно, что пересмотр базовых соглашений Евросоюза назрел уже давно. Председатель Европейского центрального банка Марио Драги долгое время тщетно пытается продвинуть идею создания обновленного "экономического и фискального союза".
Однако чем дальше, тем больше его инициатива выглядит призрачной, ведь ее суть заключается в большем контроле Центробанка над бюджетами и реформами членов еврозоны.
На этом фоне все более очевидной становится проблема исключительно общественного характера: рядовые европейцы устали от эфемерного проекта Единой Европы и, как следствие, друг от друга.
Ответственность за такое положение вещей лежит на национальных политических элитах. В Европе это уже давно политическая культура – перекладывать ответственность за принятие непопулярных решений на бездушных чиновников в Брюсселе.
На самом деле кризис еврозоны и девальвация евроинтеграционных попыток Брюсселя – это разные грани одной проблемы. Годы финансовых трудностей в сочетании с постоянно растущей безработицей (в Испании среди молодежи безработным является каждый второй) утомили европейское общество.
Следствием этого стало падение доверия к партиям и политикам, продвигающим евроинтеграционные идеи.
Результаты последних выборов в Европарламент лишь подтверждают это.
В свое время в разговоре с Юнгером Хабермасом о будущем Европы Фрэнсис Фукуяма отметил: "Мне кажется, что в результате кризиса еврозоны Европа движется в сторону политического союза совсем другого типа. Однако ошибочным образом работа над этим ведется как над связанным только с элитами технократическим вопросом, который можно решить без учета мнения европейского сообщества".
После долгих лет интеграции и политики объединения Европе самое время остановиться для работы над ошибками.
Автор:
Тарас Ибрагимов,
политолог