Торговая политика Украины: Quo Vadis?

Четверг, 19 февраля 2015, 09:50 - Татьяна Слипачук, ITFC

Действительно ли сейчас время говорить о торговой политике, когда война еще не оставила Украину? Но все-таки да, самое время. Ведь тянуть дальше уже невозможно.

Парадоксально, но Украина, в структуре ВВП которой доля экспортно-импортных операций колеблется в пределах 45-60%, никогда не имела внешнеторговой политики, не говоря уже о концептуальных стратегических документах по ее развитию.

Между тем активность государств в мировой экономической политике усиливается. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обусловливают для Украины необходимость разработки долгосрочной стратегии внешнеэкономической политики.

Что же имеем вместо этого?

Попытки Украины защитить свои торговые интересы вызывают значительный резонанс.

А все потому, что такие шаги выглядят непредсказуемыми в глазах и международного, и отечественного бизнеса. Примеров внезапного и непоследовательного применения инструментов для защиты, к сожалению, достаточно.

 

Обратимся к примеру агрессивной торговой политики Российской Федерации. Начиная с мая 2013 года соседняя страна регулярно вводила торговые ограничения, вплоть до полного запрета ряда украинских товаров: молочной продукции, кондитерских изделий, стальных труб и некоторых других.

Как в таких случаях действовали украинские экспортеры? Как реагировала Украина?

Использовала ли Украина в полной мере те механизмы, которые она получила, например, вступив в 2008 году в ВТО или заключив договоры о преференциальном торговом режиме (например, в рамках зоны свободной торговли СНГ)? Смогла ли страна вместе с бизнесом в полной мере оперативно переориентировать экспортно-импортные операции и минимизировать потери?

К сожалению, ответ на большинство подобных вопросов будет отрицательным. Более того, отрицательным он видится и в будущем.

Ни программа деятельности правительства Украины, ни коалиционное соглашение или программа президента "Украина-2020" не ставят своей задачей формирование последовательной внешнеторговой политики как таковой.

Более того, в программе деятельности правительства указано, что Украина должна начать подготовку соглашений о режиме свободной торговли со странами Западной Африки (ЭКОВАС), которые больше всего пострадали от лихорадки Эбола. Комментарии, как говорится, излишни.

Подобная ситуация относительно приемлема для страны, экономика которой находится в состоянии стабильного роста. В то же время  для Украины такой status-quo недопустим. Крайне необходимым является переосмысление старых и определение новых приоритетов внешнеторговой политики, включая стратегическое планирование отношений с отдельными странами и регионами мира.

Украинские компании должны выходить на новые рынки. Они нуждаются в системной и масштабной поддержке со стороны государства в сфере экспорта.

Нужно существенно развить и усовершенствовать систему обеспечения недискриминационных условий доступа украинских товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки. Для этого необходимо активизировать работу с бизнесом как по выявлению барьеров для доступа на внешние рынки или угроз возникновения таких барьеров, так и по информированию бизнеса о существующих и потенциальных инструментах защиты своих интересов на внешних рынках.

Для этого современная внешнеторговая политика Украины должна быть институционально интегрированной. Исполнительная вертикаль от центра выработки решений к конкретным исполнителям должна быть четкой и непрерывной, как и ее диалог с бизнесом.

Сегодня функция формирования политики в этой сфере в значительной мере остается за Министерством экономического развития и торговли, тогда как основной инструментарий ее реализации на внешних рынках принадлежит Министерству иностранных дел. Неизвестно, как эти ведомства координируют свои действия, ведь у них нет даже подписанного совместного приказа, которым регулировалась бы такое сотрудничество!

 

Введение должности торгового представителя в ноябре прошлого года, вероятно, можно считать шагом к систематизации этого процесса. Однако в существующем виде этот институт лишь добавляет путаницы.

У правительства до сих пор нет даже единого концептуального видения такой структуры, как Офис торгового представителя.

Попытки урегулировать этот системный разрыв были. Однако это лишь аналитические наработки на бумаге.

Промедление с созданием эффективной системы внешнеэкономической политики приводит к ослаблению связи между внешнеторговой политикой и мерами по защите национального рынка. Прежде всего, речь идет о применении разного рода тарифных и нетарифных ограничений, введение которых обусловливается состоянием платежного баланса Украины. Стоит также упомянуть и низкую осведомленность отечественного бизнеса о системе работы международных механизмов урегулирования торговых споров.

Нужен конструктивный диалог всех государственных учреждений, в компетенцию которых входят вопросы внешнеэкономической и торговой политики, с тем, чтобы уже в ближайшее время наработать практические эффективные решения.

Экспертное сообщество в свою очередь готово создать такую дискуссионную площадку и предложить свой мощный аналитический ресурс для формирования стратегии внешнеторговой политики Украины и нахождения оптимальных форм ее реализации.

 

Автор: 

Татьяна Слипачук,

глава правления

ОО "Украинский центр содействия инвестициям и торговле" (ITFC)