Чешский опыт госфинансирования партий. Как остановить деньги олигархов?
В экспертном сообществе активно обсуждается новая концепция государственного финансирования политических партий.
Между тем рядовые граждане до сих пор не до конца понимают, почему же они должны отдавать свои налоговые средства на откуп коррумпированным политикам.
Что может дать государственное финансирование партий?
Способно ли оно обеспечить прозрачность политических финансов? Когда и как лучше вводить финансовую помощь партиям от государства и кто должен ее получать?
Ответы на эти вопросы нужно искать уже сейчас. Подсказкой для Украины может стать опыт восточноевропейских стран, в частности Чехии.
* * * * *
Если на парламентских выборах в Чехии политическая партия получает минимум 3% голосов, она имеет право на значительное финансирование, которое начинается с 6 млн крон в год (курс чешской кроны близок к курсу гривны, 1 евро стоит примерно 27,5 крон).
Это – немалые средства для партийного строительства в стране, где проживает около 10 млн человек. Это позволяет платить лидерам партии определенную зарплату, а партиям – содержать офисы и работать в течение четырех последующих лет.
Конечно же, финансирование разных партий неодинаково. Тем силам, которые получают большую поддержку избирателей, выплачивается больше средств. Партии, преодолевшие 5% - получают 10 млн крон ежегодно. А за каждого избранного в парламент депутата партия получит 900 тыс., а за местного депутата - 250 тыс. крон в год.
Государственное финансирование – достаточно хорошая вещь, но детали его организации очень важны.
Этот тип финансирования должен быть разработан таким образом, чтобы небольшими партиями получали достаточно средств, чтобы они могли соревноваться, быть представленными в СМИ, участвовать в обсуждениях, конкурировать с более крупными политическими силами.
Ведь именно малым партиям сложнее всего самим зарабатывать деньги.
Важно разорвать связи между политическими партиями и организованной преступностью, сделав так, чтобы политическое финансирование зависело от государственного финансирования и прозрачных взносов, а не взносов подозрительных лиц, связанных с мафией и лоббистами.
Самая сложная ситуация наступает в период избирательной кампании.
Бывают случаи, когда небольшая партия финансируется из внешних источников, влезает в долги, а потом или банкротится, или впадает во все большую зависимость от этих источников финансирования и превращается в карманную политическую силу.
Примером такой карманной партии в Чехии можно назвать партию "Общественные дела" (Věci veřejné), которая фактически была политическим крылом охранной фирмы (соучредитель охранной фирмы ABL, Вит Барта, был председателем партии до своей отставки в ноябре 2013, когда он вынужден был покинуть ее из-за коррупционного скандала. – Ред.)
Есть и обратные риски. "Рассвет прямой демократии" (Úsvit Přímé Demokracie, ультраправая партия, продвигающая расистское отношение к ромскому меньшинству. – Ред.) сейчас имеет свое представительство в парламенте, а соответственно – государственное финансирование. В этой партии – не более 10 ведущих членов, которые и разделили между собой государственные средства – таким образом, каждый получил миллионы крон.
То есть деньги, предназначенные для развития партии, для налаживания более прочных связей с общественностью, де-факто были потрачены на личные нужды.
Таких случаев сложно избежать.
Но есть естественный путь решения таких проблем – нечестная партия не получает финансирования второй раз.
Настоящие политические партии заинтересованы в сохранении власти и переизбрании – а это требует денег на рекламу и подобные нужды. Но если политическая партия этого не делает, а просто придерживает деньги для своих членов, то она не будет вновь представлена в парламенте.
"Рассвет прямой демократии" почти наверняка не пройдет снова в парламент. Но ее история не изменила в Чехии отношение к госфинансированию партий. Такое финансирование в любом случае важно, поскольку позволяет выживать малым партиям, таким как Партия зеленых Чехии.
Однако у государственного финансирования есть еще один недостаток.
Если вы хотите более равного распределения средств для всех партий, это означает, что средства могут пойти на поддержку радикальных партий.
Это может быть проблемой, в том числе и в Украине.
Но в любом случае выгоды от государственного финансирования всегда превышают затраты на него, потому что всегда существует риск того, что одна или две партии будут доминировать в системе (как это было в Украине с Партией регионов), контролировать медиа и административный ресурс, из-за чего другие политические партии не будут иметь возможности быть услышанными.
Что получает общество от государственного финансирования партий?
Достаточно щедрое финансирование позволяет сделать две вещи:
во-первых, ограничить объемы финансирования, которые могут получать политические партии из бизнес-источников, а во-вторых – требовать от партий прозрачности.
Ведь если граждане отдают свои налоги на финансирование политических партий, то любое расходование этих средств должно быть полностью прозрачным.
Стоит отметить, что даже в такой ситуации остаются партии, которые финансируются миллиардерами.
В этом нет ничего плохого, если процесс прозрачный. Люди все равно будут голосовать за политиков-выходцев из крупного бизнеса. По мнению избирателей, такие люди являются сильными лидерами с правильными связями, необходимыми для выполнения обязанностей. Это вряд ли когда-либо изменится.
Но следить за финансами таких политиков нужно еще пристальнее. Общество должно понимать, как эти деньги заходят в политику.
нажмите на изображение для просмотра инфографики |
Насколько такие советы актуальны для Украины?
Государственные финансы в Украине сейчас в кризисе, поэтому денег на подобные инициативы, к сожалению, нет. Но когда ситуация улучшится, государство все-таки должно будет выделять умеренные суммы на государственное финансирование партий.
Пусть даже сначала это будут небольшие средства.
Но это позволит сделать полностью прозрачными все крупные счета политических партий.
Крупные частные взносы тоже можно позволить, но все такие поступления должны быть общедоступными, размещаться в интернете. Граждане должны иметь возможность узнать названия компаний или имена лиц, финансирующих партии.
Таким образом, даже небольшая доля государственных денег в партийной кассе позволяет сделать прозрачными ВСЕ партийные поступления, а не только государственные.
В Украине, где существует действительно сильное гражданское общество, есть люди, которые могут заниматься мониторингом этих тем. Такой мониторинг должен предотвратить самое худшее – когда закон о прозрачности политических партий используется одной партией для прекращения деятельности других.
Статья подготовлена на основе беседы с Майклом Смитом, исследователем из Института экономики Академии наук Чешской республики и руководителем проекта по созданию базы данных финансирования политических партий.
Записал Остап Кучма, аналитик ОО "Центр.ЮЕЙ" и участник движения ЧЕСТНО.
Беседа стала возможной благодаря Проекту международной технической помощи "Учебные программы профессионального роста" (CEUME).