Поиск бизнес-партнера в ЕС. Несколько практических советов
Часто можно услышать о неготовности украинских компаний к экспорту в Европейский союз.
Нередко украинский бизнес не знает не только куда – в какую из стран ЕС – ему следует выходить, но главное – не имеет понятия, как ему это делать.
В большинстве случаев ответом на вопрос "как?" для малых и средних предприятий будет поиск локального партнера. Партнера, который знает местные обычаи, язык, бизнес-культуру. Это может быть как партнер для создания совместных предприятий или соинвестор, так и дистрибутор, импортер или оптовый покупатель.
На этом этапе возникает вопрос, как выбрать самого лучшего партнера?
Долгосрочного и надежного партнера, который принесет максимальную прибыль при минимальных затратах времени, денег и человеческих ресурсов. Для этих целей в нашей компании существует годами отработанная практика по поиску бизнес-партнеров на локальных рынках. Несколько человек занимаются тщательным проактивным просеиванием компаний, а локальные представители дополняют картину общением с потенциальными контрагентами на понятном им языке, учитывая местную бизнес-культуру.
Но если нет возможности заказать подобную услугу у профессиональных консультантов, можно пойти на компромисс и попытаться проделать подобный путь самим.
Для этого нужно разбить поиск партнера на несколько этапов.
Этап первый.
Портрет идеального бизнес-партнера.
Этот подход несколько напоминает практику визуализации желаемого. Необходимо детально прописать критерии и свойства, которые будут свойственны идеальному бизнес-партнеру.
В этой связи важно помнить, что эта компания будет представлять вашу на локальном рынке, вызывая четкую ассоциацию с вашим продуктом
Этап второй.
Предварительный список по критериям.
Для начала из общего описания нужно отобрать первичные критерии, которые можно быстро определить, глядя на краткую информацию о потенциальном партнере. Например, месторасположение, наличие веб-сайта на английском языке, отрасль или наличие партнеров из СНГ.
Интернет, базы данных импортеров, каталоги предприятий, списки участников выставок, рекомендации знакомых и друзей – далеко не полный список источников, в которых нужно начать поиск.
Этап третий.
Приоритетный список.
Теперь можно проработать выбранные компании более тщательно, отбирая наиболее привлекательные по дополнительным критериям.
Например, по количеству упоминаний в прессе, отсутствию информации в интернете о явных скандалах или наличию конкурентов в портфолио партнеров.
Необходимо выяснить, кто среди отобранных компаний отвечает за контакты с бизнес-партнерами - например, это может быть директор отдела закупок или генеральный директор.
Желательно отыскать прямой контакт и имя правильного человека, включая электронный адрес и телефон. Часто неправильный контакт приводит к тому, что непрофессиональный секретарь отвечает вам отказом, не уточнив у руководства, интересно ли это компании.
Этап четвертый.
Подготовка материалов.
Создание "тизера", набора кратких и максимально понятных материалов о продукте или услуге, которую будете позиционировать на рынке. По сути, это будет первая продажа на локальном рынке.
Нужно будет продать потенциальному партнеру сотрудничество с вашей компанией. Поэтому упаковать продукт или услугу нужно с учетом всех особенностей партнера и рынка.
Причем это не должна быть исчерпывающая информация, а лишь краткое, но емкое описание самой сути предложения.
Этап пятый.
Контактирование.
Это самый простой для понимания, но самый сложный на практике этап.
Очень важно попасть на правильного сотрудника в потенциальном партнере. В зависимости от размера компании, это может быть middle или top-менеджмент.
После получения правильного контакта начинается процесс "продажи" вашего предложения о сотрудничестве. Важно подойти к этому с уже подготовленными ответами на возможные вопросы.
Снять потребность, проблематизировать, определить выгоду, возбудить интерес и предложить решение, от которого не смогут отказаться.
Этап шестой.
Выбор наиболее подходящего бизнес-партнера.
Имея список предварительно заинтересовавшихся компаний, можно продолжить выбор.
Составьте профиль каждого заинтересованного партнера. Это могут быть карточки с одинаковыми полями, которые потом можно будет сравнивать между собой.
Например, месторасположение, покрытие, работа с другими поставщиками, размер, ассортимент, контакты, особенности.
Этап седьмой.
Встречи.
Только после определения финальных кандидатов на партнерство, можно организовывать тур в страну партнеров и встречи с ними.
Важно тщательно продумать поездку, правильно сформировать логистику. Это также можно сделать как самим, так и обратившись к профессионалам.
Наметьте две четкие цели. Одну долгосрочную, вторую – на первую встречу. Пропишите дословно ожидания: "Чего я жду от этой встречи?"
Что должно произойти, после того, как вы закончите разговор и пожмете руки на прощание? Какие мысли, впечатления, ожидания должны возникнуть в голове у участников встречи?
Этап восьмой.
Проверка репутации.
Итак, финал. Выбор сделан. Лучшие кандидаты отобраны. Взаимные интересы определены, и можно начинать бизнес.
Но как уберечь себя от неприятных сюрпризов, от неплатежей, от испорченной репутации на рынке? Ведь локальный партнер, по сути, будет вашим лицом и имиджем на местном рынке.
Выход – проверка репутации на рынке.
Славянская культура часто не позволяет открыто ставить под сомнение будущее сотрудничество и открыто подозревать возможные некорректные действия со стороны потенциального партнера.
Но зачастую такая вежливость как раз и приводит к некорректному поведению и обману со стороны партнера. Недолгосрочность планирования и сотрудничества приводит к тому, что краткосрочная выгода важнее инвестиций в будущие дивиденды от надежного долгосрочного сотрудничества.
Но в западном мире абсолютно нормально запросить любые подтверждающие документы, или отзывы о сотрудничестве с другими клиентами или партнерами.
Таким образом, для проверки репутации будущего партнера можно сделать следующее.
- Запросить контакты контрагентов компании – как поставщиков, так и покупателей. Желательно с конкретными именами и номерами телефонов.
- Просмотреть список клиентов компании и отобрать несколько из тех, кто не был заявлен самой компанией.
- Проверить судовые реестры на предмет споров и исков. Если таковые есть, отобрать контакты участников судебного разбирательства.
- "Прогуглить" локальный интернет на предмет скандалов или позитивных упоминаний о компании. Желательно при этом сделать то же самое на локальном языке.
- Собрав все эти данные прозвонить все отобранные контакты и задать несколько вопросов о сотрудничестве с выбранным партнером.
Вся собранная информация даст очень хорошее понимание того, насколько надежен, выбранный бизнес-партер.
Этап девятый.
Подписание договора и начало работы.
Культура больших и сложных договоров в постсоветских странах – это попытка защититься от недобросовестного сотрудничества.
При этом, в некоторых западных странах, договор, это скорее некий меморандум о намерениях, который на бумаге описывает ожидания сторон. Таким образом, документ имеет скорее информативный характер, чем призывающий к ответственности.
Этап десятый.
Долгосрочное планирование и сопровождение продаж.
И вот наконец-то подписан долгожданный договор и работа начата.
Но как раз на этом этапе крайне важно держать руку на пульсе и разработать крупноуровневый долгосрочный план. Выставить ожидания для себя и для партнера. Разбить всю деятельность на этапы и прописать промежуточные шаги.
Очень важно периодически проверять, не сбились ли вы с курса и все ли устраивает и вас, и вашего бизнес-партнера в сотрудничестве.
И главное - мыслите глобально и верьте в себя!
Автор:
Максим Сухар,
директор компании "Старт Юкрейн"