Реструктуризировать нельзя выплатить
Один из самых сложных финансовых вызовов, стоящих перед Украиной – как вести себя со своими кредиторами.
Нет сомнений, что задача заемщика - заставить "влюбиться в себя" своего кредитора.
Но любовь в финансовом секторе – специфична. Она продолжается до тех пор, пока интерес друг к другу проявляют обе стороны. Интерес кредитора - в регулярном получении своих процентов. Нарушение этой привычной схемы означает "конец любви" и возникновение напряженности в отношениях.
В случае с Украиной эта напряженность еще не возникла, но "холодный ветерок" уже пробежал.
Финансовый мир обожает сплетни. "Кто что видел и кто что слышал" влияет на поведение всех участников рынка. Именно поэтому поведение игроков на финансовом рынке во многом иррационально и не поддается нормальной логике.
Более того – оно не обязательно базируется на фундаментальных основах. Сама "иррациональность" является частью фундамента.
Украина "в открытую" начала говорить о реструктуризации своего долга. Кредиторы начинают проявлять признаки волнения. "Бывший любовник" затеял свою игру.
И нельзя сказать, что кредиторы этого не ожидали. У них были все сигналы о том, что это могло бы произойти. МВФ говорил о возможной помощи в реструктуризации долга. Министерство финансов делало заявления по этому поводу. Звучали и политические заявления из Киева по данному вопросу. Вообще реструктуризация стала своеобразным секретом Полишинеля.
Нет нужды говорить о том, что международные рынки заимствования капитала сейчас очень неохотно торгуют украинскими суверенными ценными бумагами.
На практике это означает, что за один доллар украинских обязательств в европейских долговых расписках дают около 50 центов.
Дисконт колоссальный. Хотя надо признать, что у некоторых стран дела были и гораздо хуже.
В таком сложном и щекотливом вопросе украинская позиция должна быть абсолютно прагматичной. Я бы сформулировал ее следующим образом:
- Иллюзий быть не должно. Реструктуризировать можно только евробонды. И на этом надо сосредоточиться. К остальным внешним государственным долгам это не имеет отношения. На внешнем рынке находится порядка $18 млрд украинских евробондов, из которых $3 млрд – это долговые расписки, купленные в декабре 2013 года Россией. Они крайне специфичны и представляют собой совершенно другую тему.
- Обычно реструктуризация касается либо сроков выплат, либо сумм выплат, либо размера тела. Украина должна задействовать все направления. Однако в идеале нужно было бы попытаться снизить размер тела "европейских бондов".
Если еще несколько месяцев назад именно это направление переговоров казалось маловероятным, то сейчас есть все основания утверждать, что оно может быть реализовано.
Владелец украинских европейских бондов имеет сейчас очень ограниченные возможности.
Во-первых, несмотря на их относительную ликвидность, потеря при немедленной продаже будет более чем значительной и может достигать половины суммы.
Во-вторых, "несговорчивость" кредитора может обернуться для него крайне плохо – вплоть до объявления дефолта по данным ценным бумагам.
В-третьих, кредитору придется "объясняться" перед своими акционерами по поводу своих ошибок и требовать от них дополнительного капитала для покрытия убытков "по украинскому направлению". Что, в свою очередь, поставит в крайне неприятную ситуацию уже самих акционеров.
- На какую сумму можно "снизить тело" европейских бондов Украины?
Потенциально скидка (или, если хотите, списание) может быть именно до той суммы, по которой они сейчас торгуются на рынке – 50 центов живыми деньгами за каждый доллар украинских обязательств. Единственный, но очень непростой, вопрос при этом – а где взять эти живые деньги? Даже если не учитывать порцию евробондов, находящихся в руках у РФ, речь идет о поиске порядка $7-8 млрд. У Украины таких денег нет.
Значит, надо искать нового гаранта или нового кредитора, который может предоставить такую сумму на длительный период.
Это очень не просто сделать, но все же возможно. Таким кредитором может быть кто-то очень "серьезный". Например, США или ЕС. Но это означает, что они должны посмотреть правде в глаза и "взвалить на себя этот груз". Здесь уже не работает обычная экономика, а должны быть включены "геополитические мотивы". Не задача украинской стороны - найти им эти аргументы. Они на поверхности и будут найдены (при необходимости) ими самими.
- Запасными вариантами для Украины могут быть традиционное в таких случаях удлинение сроков обращения ценных бумаг. Как минимум на 2-3 года. И уменьшение процентов.
Не забываем, что проценты по обслуживанию данных долговых расписок значительны и находятся в среднем около значения в 7% годовых. То есть ежегодное обслуживание этого долга обходится стране примерно в $1 млрд.
Сравните эту цифру с любой статьей нашего бюджета и поймете, что это колоссальная сумма. Возможное снижение процентов - в пределах 2-4%. Этот вариант своего рода компромиссный, но крайне нежелателен для Украины, бремя долгов которой резко возросло.
Украине крайне необходима реструктуризация внешнего долга.
При этом страна сейчас не в том состоянии, чтобы действовать "слишком деликатно". В такой ситуации Минфину необходимо и "этикет соблюсти", и двигаться "напролом".
Однако главное – альтернативы реструктуризации нет.
Украина платит свою цену на Восточном фронте. Она вправе рассчитывать, что экономическая цена будет хотя бы частично оплачена Западом.
Автор:
Олег Устенко,
исполнительный директор
Международного фонда Блейзера