Топ-5 неочевидных возможностей рынка ЕС для украинских аграриев
Самое важное, что мы получили вместе с возможностью экспорта в ЕС – это вовсе не беспошлинная торговля. Хотя, безусловно, открытые двери в Евросоюз в краткосрочной перспективе дадут производителю возможность увеличить доходы в твердой валюте.
В то же время успешный запуск экспортного направления дает аграриям в долгосрочной перспективе намного больше возможностей, чем просто увеличение выручки.
Это возможность построить бизнес мирового класса, который будет приносить производителям аграрной продукции не миллионы долларов, а десятки и сотни миллионов экспортных доходов.
Есть неочевидные плюсы в открывшихся экспортных возможностях, и мы обязаны увидеть их и воспользоваться.
Научиться продвижению на рынке
Экспорт в ЕС – это выход на конкурентный рынок, который научит вас новым подходам к маркетингу и продвижению продукции.
Например, сейчас вы просто везете кормовое зерно. Возможно, завтра вам поступит заказ на поставку фасованной муки. И вам придется сделать упаковку такой, чтобы европейский потребитель захотел положить себе в тележку, делая покупки в супермаркете.
Поэтому, помимо обеспечения высокого качества продукции и соответствия ее стандартам, для получения конкурентных преимуществ вам также предстоит овладеть инструментами и методами позиционирования и продвижения продукции на рынках конкретных стран.
Это возможность научиться понимать потребности рынка, отслеживать их и предвидеть их. И даже влиять на рынок!
Перейти к производству продукции с более высокой маржой и добавочной стоимостью
Производитель зерна зависит от рынка. Он не может сам устанавливать цену - он ждет, какую цену предложит рынок.
Производитель продукции переработки сам назначает цену.
Такая цена может быть любой, главное – умение ее аргументировать – своим брендом, качеством, особыми подходами и другой дополнительной ценностью для потребителя.
Возьмем простой пример. На сегодняшний день биржевая цена кукурузы составляет порядка $170 за тонну, в то время как цена за тонну кукурузного крахмала в среднем варьируется в пределах $400-700. В свою очередь розничная цена 500-граммовой упаковки того же крахмала даже на украинском рынке составляет порядка $0,6-0,7.
Выгода от переработки и производства готовой продукции более чем очевидна.
Усилить эффективность своего бизнеса
Европейский рынок аграрной продукции – дотируемый.
Сейчас на нем мы можем конкурировать только ценой. А по некоторым продуктам наши производители не могут предложить цены, поскольку уровень их рентабельности не позволяет опуститься ниже, чем это делают аграрии стран ЕС.
Но если в ЕС вам не дают выгодной цены, то, возможно, пришло время заняться оптимизацией бизнеса и улучшить показатели себестоимости продукции.
Значит, торговля с ЕС заставит пересмотреть организацию бизнеса, внедрить более эффективные бизнес-процессы.
Обеспечить качество продукции
Повышение качества продукции важно вне зависимости от того, собираетесь ли вы осваивать экспортное направление или нет.
Чем выше качество вашей продукции и адекватнее цена, тем больше ее будут ценить потребители, и тем более уверенно вы будете чувствовать себя на внутреннем рынке.
Но если вы нацелены повышать качество продукции, то почему бы не делать это исходя из требований и регламентов ЕС?
Даже если сегодня вы не экспортируете, возможно, завтра у вас появятся для этого возможности, а ваша продукция уже будет соответствовать ключевым требованиям и стандартам. Таким образом, вы сэкономите и время, и ресурсы, постепенно адаптируя свою продукцию под европейский рынок и европейского потребителя.
Открыть для себя рынки по всему миру
Если вы сможете выйти на рынок ЕС и закрепиться на нем, значит, вам автоматически откроются рынки всех стран мира.
Ведь если ваша продукция продается в ЕС, значит, она соответствует всем стандартам качества. Если вы научитесь конкурировать на европейском уровне, то на любом рынке Азии или Африки вы будете чувствовать себя европейским производителем, продукция которого ценится выше и стоит дороже.
И еще одно неочевидное преимущество. Такие компании, как "T.B.Fruit Украина", "Сварог Вест Груп", "KSG Agro" и ряд других, когда-то были просто небольшими фермами или фирмами, которые выросли за счет использования внезапно открывшихся возможностей.
Я верю, что сейчас среди латифундистов есть аграрий, у которого относительно небольшой бизнес (30-40 000 гектаров), но у которого полный порядок с финансами и стабильный рост. Так вот, когда он узнает об этих возможностях и поверит в них, перед ним откроется целый мир.
Начните готовить вашу компанию к экспорту в ЕС уже сейчас.
Период сложностей пройдет, и Украина сможет активно поддерживать своих производителей.
Однако, начав уже сейчас, в будущем, когда государство обеспечит поддержку, вы будете готовы совершить настоящий рывок.
Кто знает, может, через пять лет вы станете одним из лидеров в вашей нише.
Возможности безграничны, ими только надо воспользоваться.
Автор:
Владислава Рутицкая,
заместитель министра аграрной политики и продовольствия
по вопросам европейской интеграции