Дерегуляция аграрной сферы и стандарты ЕС. Осторожный выбор

Среда, 1 апреля 2015, 13:52 - Александра Азархина, "Центр демократического возрождения"

Чрезмерное регулирование мешает развитию бизнеса и является обузой для бизнеса (прежде всего – для малого и среднего). Во многих аспектах государственное регулирование – это пережиток плановой экономики советских времен.

Для реализации инициатив по дерегуляции в аграрной отрасли в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины была создана рабочая группа "Дерегуляция в агропромышленном комплексе". Эта группа вместе с восемью другими разрабатывает Стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 годы.

До 15 апреля текущего года проходят публичные консультации относительно Стратегии. Все заинтересованные стороны могут присоединиться к реформированию отрасли, заполнив форму на официальном сайте.

Прежде всего, нужно задать себе вопрос – какая дерегуляция нужна украинскому АПК?

В современных условиях необоснованное регулирование может иметь следующие формы:

  1. Официальные – это затраты на административные процедуры, в основном это наименьшая проблема из всех.
  2. Неофициальные – взятка, которую часто платят за своевременное внедрение разрешительных документов.
  3. Задержки – задержка товаров на пути поставок из-за процедурных требований может привести к их порче (особенно это касается пищевых сельскохозяйственных продуктов) или потере партнера.
  4. Монополизация – часто регулятивные меры государства используются для незаконного устранения конкуренции в пользу отдельных лиц.
  5. Потеря инвестиций – задержки, монополизация и коррупция ведут к утрате инвестиционной привлекательности экономики. Кроме того, в течение последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция среди развитых стран (именно они являются источником прямых иностранных инвестиций) способствовать борьбе с коррупцией в третьих странах. Западные компании могут столкнуться со значительными штрафами в своей стране, даже если их дочерние компании были связаны с взяточничеством в третьих странах.

Лучшим способом борьбы с излишним регулированием является его отмена.

Однако, если отмена невозможна в принципе, очень важным является децентрализация процедур, что позволит избежать так называемой "вертикальной интеграции" коррупции.

Дерегуляция экономики напрямую влияет на условия ведения бизнеса. На сегодня Украина занимает 96-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса, а на ближайшее время правительство ставит цель попасть в топ-50.

Однако дерегуляция может нести и определенные риски.

Грузия является страной, которую чаще всего приводят в качестве примера успешной дерегуляции – отмена государственных регуляторов быстро принесла результаты, которые дали толчок развитию предпринимательства в стране.

Однако одним из негативных последствий тотальной дерегуляции в Грузии стало фактическое блокирование доступа грузинской продукции на рынки ЕС.

Такой сценарий является недопустимым для Украины, которая находится в процессе имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС и создания Зоны свободной торговли.

Рабочая группа по дерегуляции проанализировала существующие разрешительные документы и сравнили их с европейскими аналогами. С полным анализом разрешительной документации и предложениями экспертов можно ознакомиться в открытом доступе. Приведем некоторые примеры.

В Украине действует "Ветеринарное свидетельство формы № 2" для пищевых продуктов животного происхождения, которое не предусмотрено законодательством ЕС, в частности регламентами ЕС, устанавливающими требования к пищевым продуктам животного происхождения и контролю за ними.

То есть имеет место несоответствие законов Украины законодательству ЕС.

В частности, "ветеринарное свидетельство" не должно и не может выдаваться на продукты животного происхождения, являющиеся пищевыми продуктами (поскольку животное после забоя уже является пищевым продуктом, а приведенный ветеринарный документ касается исключительно живых животных). Учитывая указанное, "Ветеринарное свидетельство формы №2" должно быть отменено.

Также в ЕС, в отличие от Украины, не существует института эксплуатационного разрешения на производство кормов и премиксов. В ЕС в сфере производства, смешивания или приготовления кормов и премиксов получение эксплуатационного разрешения требуется только если они производятся с использованием кормовых добавок.

Иная картина складывается с ветеринарными сертификатами, применение которых было урегулировано законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сокращения количества документов разрешительного характера".

Закон значительно сократил сферу применения разрешений, но не отменил их – ведь в этом случае регламенты ЕС и украинские требования совпадают.

Без активного участия гражданского общества, экспертов, аграриев и предпринимателей дерегуляция не сработает, ведь ее сущность – не в простой отмене всего, а в создании условий для саморегуляции рынка на основе прозрачных деловых отношений и справедливой конкуренции.

Итак, подытожим: дерегуляция аграрной отрасли является предпосылкой улучшения ведения бизнеса и успешного реформирования сельского хозяйства Украины. Однако дерегуляция, как и любая инициатива, должна проводиться с учетом особенностей украинского рынка, требований к пищевой и продовольственной безопасности и соответствовать стандартам ЕС.

 

Автор:

Александра Азархина,

эксперт ОО "Центр демократического возрождения"